Найти тему

«... Под иконами умирать». Памяти Сергея Есенина

С. А. Есенин (1895-1925) - русский и советский поэт, один из крупнейших литераторов Серебряного века.

«Мне очень дорог тот образ Есенина, как он вырисовался передо мной. Меня поразила одна черта, которая потом проходила сквозь все воспоминания и все разговоры. Это - необычайная доброта, необычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность... Не стану говорить о громадном и душистом таланте Есенина, об этом много было сказано, но меня всегда поражала эта чисто человеческая нота», - поэт Андрей Белый.

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) в селе Константиново Рязанской губернии в семье зажиточных крестьян.

Мать поэта была выдана замуж не по своей воле, брак был несчастливым. Через какое-то время она месте с малолетним сыном ушла жить к родителям, а позже и вовсе отправилась на заработки в Рязань.

Родители Сергея Есенина - Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна
Родители Сергея Есенина - Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна

Сергей остался на попечении бабушки и дедушки Титовых. Дед Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек. Как позднее утверждал сам поэт, именно она подтолкнула его к написанию первых стихотворений.

Сергей Есенин с односельчанами
Сергей Есенин с односельчанами

Школьное образование Есенина было ориентировано в религиозном ключе.

В родном селе Константиново он закончил пятилетнее земское училище. В возрасте четырнадцати лет Есенин переехал в село Спас-Клепики, чтобы отучиться еще три года во второклассной учительской школе. Учебный год в ней начинался с молебна перед большой иконой «Преображение Господне». Эта святыня особо почиталась клепиковцами, даже местный храм была Спасо-Преображенским, отсюда и первая часть названия села Спас-Клепики. Каждый день воспитанники читали утренние и вечерние молитвенные правила, отпуская поясные и земные поклоны. По воспоминаниям преподавателя Е. М. Хитрова, Сергей «наравне со всеми ходил ко всенощным, обедням, наряжался в стихарь, читал шестопсалмие... церковные службы и пение любил».

Впоследствии христианские образы будут часто использоваться Есениным в его творчестве: сильнейшими в этом ряду стихотворений будут считаться: «Шел Господь пытать людей в любви...», «Молитва матери», «Богатырский посвист», «По дороге идут богомолки...», «Я странник убогий...», «Чую Радуницу Божью...», а святитель Николай Мирликийский станет главным героем поэмы «Микола»:

Ходит странник по дорогам,

Где зовут его в беде,

И с земли гуторит с Богом

В белой туче-бороде.

Говорит Господь с престола,

Приоткрыв окно за рай:

«О мой верный раб, Микола,

Обойди ты русский край.

Защити там в черных бедах

Скорбью вытерзанный люд.

Помолись с ним о победах

И за нищий их уют.

-4

Религиозность поэта до сих пор вызывает споры у биографов. Часто ссылаются на него самого, писавшего в «Автобиографии» в 1923 году о своей юности: «В Бога верил мало. В церковь ходить не любил». И еще, позже: «От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался...».

При этом, десятью годами ранее, в 1913 году, он писал другу Г. А. Панфилову: «Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового... Христос для меня совершенство. Но я не так верую в Него, как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою, как образец в последовании любви к ближнему».

В 1924 году в произведении «Письмо к матери» Сергей Есенин пишет:

И молиться не учи меня, не надо.

К старому возврата больше нет...

Но и эти известные строки вовсе не доказывают то, что Есенину в тот период была чужда вера. В том же 1924 году, когда умер друг поэта Александр Ширяевец, Есенин лично пригласил священника, чтобы отпеть его, помолиться об упокоении души близкого человека, знакомством с которым он очень дорожил.

А еще через год в стихотворении «Ты ведь видишь, что небо серое...» Есенин прямо написал:

Ты прости, что я в Бога не верую,

Я молюсь ему по ночам.

В 17 лет Сергей Есенин уехал в Москву и поступил вольнослушателем на историко-философский факультет народного университета имени Шанявского.

С 1914 года поэт начал печататься в журналах. В 1916 году вышел его первый сборник стихов «Радуница», который очень скоро сделал его известным. Затем были сборники: «Преображение», «Голубень», «Трерядница», «Москва кабацкая», «Сельский часослов».

Наиболее значительными произведениями Есенина считаются поэмы начала 1920-х гг.: «Русь уходящая», «Песнь о великом походе», «Анна Снегина», «Пугачев» и другие. Многие стихи поэта были положены на музыку.

Автограф стихотворения «Я положил к твоей постели полузавядшие цветы»
Автограф стихотворения «Я положил к твоей постели полузавядшие цветы»

От Февральской революции 1917 года Есенин сначала бежал. «Возвращаться в Петербург я побоялся, - позже рассказывал он Р. В. Иванову-Разумнику. - В Невке меня, как Распутина, не утопили бы, но под горячую руку, да на радостях, расквасить мне физиономию любители нашлись бы. Пришлось сигнуть в кусты: я уехал в Константиново. Переждав там недели две, я рискнул показаться в Петербурге и в Царском Селе. Ничего, обошлось, слава Богу, благополучно».

Октябрьскую революцию Есенин встретил восторженно, будучи захваченным ее размахом и грандиозностью происходивших перемен.

Сергей Есенин на Кавказе, 1924 год
Сергей Есенин на Кавказе, 1924 год

Недолгая жизнь С. А. Есенина была полна страстей - бурных романов, большой любви и трагических расставаний.

Айседора Дункан - самая известная из жен Есенина, американская танцовщица, которая была старше его почти на 20 лет. Их отношения сопровождались скандалами, и после двух лет совместной жизни и путешествий по Европе и Америке они расстались.

Сергей Есенин и Айседора Дункан во время заграничного путешествия по Европе. Берлин, 1922 год
Сергей Есенин и Айседора Дункан во время заграничного путешествия по Европе. Берлин, 1922 год

Софья Толстая - внучка Льва Толстого. Она стала последней женой поэта, расставание с которой он переживал настолько горько, что считается, что оно послужило одной из причин его ухода из жизни.

Сергей Александрович Есенин многими считается выразителем души русского человека, которая редко знает полутона и в течении земной жизни часто бросается в крайности. Алтарник и большевик, выходец из крестьян и представитель столичной богемы, великий поэт и любитель выпить, доброделатель и антисемит (в поздний период) - все эти противоречивые определения о нем. И даже смертный час поэта не остался однозначным.

28 декабря 1925 года Сергея Есенина нашли повешенным в номере гостиницы «Англетер» в Ленинграде.

Причиной кончины поэта стало самоубийство, но некоторая часть экспертов позже склонялась к версии насильственной смерти.

Официальная версия самоубийства, конечно, не дает возможности полноценной молитвы о Сергее Александровиче во всех храмах. Но уже тот факт, что погребение его состоялось в ограде Ваганьковского кладбища, говорит о многом.

Помимо этого, по данным исследователя жизни и гибели Есенина Н. Сидориной, панихиды по нему совершались в трех местах: в Москве, в Ленинграде и на Рязанской земле.

В Казанской церкви села Константиново Сергея Александровича заочно отпел его духовный наставник протоиерей Иоанн Смирнов, а в соседнем с селом Константиново селе Федякино - священник Василий Гаврилов. Правнук священника, А. Б. Калякин, вспоминал, что отец Василий служил панихиды по Есенину вплоть до своего ареста в 1938 году.

В 1990 году по ходатайству жителей села Константиново, где родился поэт, Казанская церковь была передана Рязанской епархии, и уже через год в ней совершили панихиду по убиенному рабу Божию Сергию. В 1995 году во время празднования столетия со дня рождения Сергея Есенина панихиду в Казанской церкви совершил правящий тогда рязанский архиерей митрополит Симон (Новиков). С тех пор панихиды по погибшему поэту служатся там постоянно.

Вот что сам владыка говорил о нем:

«Сегодня нет необходимости говорить об его жизни, со страстями и ошибками, грехами и падениями. Этой жизнью, конечно, страдала и изнывала душа поэта. Но эту жизнь преодолел его дух. Преодоление себя, своей души в слове и обретение через слово своего духа есть самое таинственное и могущественное в творчестве Есенина».

Мы не можем с уверенностью сказать, была ли смерть Есенина самоубийством, либо его жизнь была прервана палачами. И это еще больше усиливает трагизм жизненного пути поэта. Как молиться о его упокоении – пусть каждый из нас решит сам. Но мы можем сказать с уверенностью, что Бог ищет малейшей возможности, чтобы помиловать каждого человека.

-12

Благодарю вас, дорогие подписчики, что дочитали статью до конца.

С уважением и пожеланием благословенных успехов,

игумен Пётр (Еремеев), настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.

Читайте также:

Москвичи на Ваганьково почтили память Сергея Есенина

В день памяти В. С. Высоцкого и М. И. Пуговкина и на Ваганьково совершили заупокойные богослужения

Владимиру Высоцкому – 85 | Биография артиста

На Ваганьково почтили память Александра Абдулова

Святыни Ваганьково