Много ли вы знаете спектаклей, в основе которых стихи? Да, таких много.
Особенно, если начать перечислять с Шекспира...))))
А много ли из них спектаклей, где с помощью стихов рассказывается о самом авторе? О его жизни, судьбе, творческом пути? Вот-вот.. Но об одном таком спектакле я теперь знаю.
Спектакль "Поэма без героя" театра "Глас" - это не просто стихи со сцены, главным действующим лицом является сама Ахматова, словно бы заняв вакантное место героя этой поэмы.
Режиссёры-постановщики Никита Астахов и Кирилл Белевич решились на довольно сложную, но блестяще задуманную идею - рассказать об Анне Ахматовой её же стихами. Причём с помощью едва ли не самого таинственного и в высшей степени иносказательного её произведения: Поэмы без героя.
И у них получилось! Поэма в самом деле вдруг обрела своего главного героя - Анну Ахматову. И строка за строкой перед нами проходит не только жизнь и судьба самой Ахматовой, судьба других поэтов "Серебряного века" но и судьба целой страны.
Отделим ли поэт от своей страны? Возможно, можно сказать такое о ком-то, но не об Ахматовой. Ахматова неотделима.
И странная вещь, казалось бы Ахматова в этой поэме пишет о времени своей молодости, предреволюционных годах, но читательское воображение (и только ли оно?) значительно раздвигает временные рамки, охватывая весь XX век.
Особенно финальные
Обуянная смертным страхом
И отмщения зная срок,
Опустивши глаза сухие
И ломая руки, Россия
Предо мною шла на восток.
вдруг резонируют столькими смыслами!!! Поистине, творчество настоящего поэта находится вне времени.
Словно бы закрепляя этот эффект в сознании зрителя, Анна предстаёт в спектакле в трёх ипостасях или трёх возрастах:
- в юности (Анна Хапкина)
- в молодости (Наталья Шеховцева)
- в зрелости (Галина Маслакова)
И это не только и не столько из-за того, что сама поэма писалась более 20 лет
По режиссёрской задумке здесь и сейчас происходит разбор поэмы на неком собрании/совещании, непосредственными участниками которого и являются зрители. А осуществляет этот самый подробный разбор Некто, Редактор (Екатерина Лисовая)
Блестяще, просто блестяще! Помимо того, что этот персонаж более, чем наглядно обозначает нелёгкую судьбу Ахматовой, как автора (ведь в её жизни были и годы молчания, и отсутствие публикаций, и даже исключение из Союза писателей), но и очень доступным языком и максимально подробно помогает зрителю ПОНЯТЬ язык Ахматовой, все её иносказания, образы, отсылки к тем или иным сюжетам.
И, о чудо! Поэма на глазах сбрасывает свою "вуаль" и предстаёт настолько прозрачной, что вся её глубина вдруг становится видна до самого дна.
И невозможно не восхититься талантом, гением и человеком.
И мало кто смог избежать предательских слёз ближе к финалу. Потому что невозможно избежать резонанса от прикосновения. А срезонировав, невозможно не ощутить всю глубину любви и боли Ахматовой. Любви не только к близким, но и незнакомым. И безграничной любви к стране, не смотря на то, что эта страна год за годом отбирала у неё самое дорогое.
Спасибо всем, кто причастен к созданию этого спектакля. Спасибо за ТАКУЮ Ахматову.
Сходите в театр!
Видео поклонов после спектакля