Найти тему

Фильм "Странная женщина" (1977) или женский вопрос в СССР. Окончание статьи

Оглавление

Начало статьи - здесь.

Источник: https://s.err.ee
Источник: https://s.err.ee

Любовь

Фильм очень хорош своими образами: путь главной героини показан через города и через мужские персонажи.

Берлин - Москва - Караваевск. Из далекого европейского города, где лишь мечтали оказаться многие, в столицу, куда многие стремились, а из столицы - в небольшой и тихий городок. К корням, "в провинцию", в глубинку. К маме.

А как было у мамы? Любила ли она, спрашивает Женя. Мама поздно вышла замуж -  была война, было не до любви. Муж умер рано, на старости лет человека рядом не оказалось.

У мамы не было ответов на вопросы Евгении, ответы ей предстоит искать самой.

Сестра - замужняя женщина и многодетная мать. Но, пожалуй, не особо рефлексирующая на тему любви и "женского вопроса". Просто живет, как живется.

В Караваевске Женю разыскивает Юра Агапов, молодой инженер. Он заметил ее еще на вокзале в Москве. Интересный момент: Андрианов так страдал от ухода Евгении, так искал ее, в том числе с помощью ее подруги - и не нашел. И сошелся с подругой Евгении. Агапов же захотел - и нашел.

Юра моложе Евгении на семь лет. Эти два свойства персонажа показались мне "говорящими": он молодой, моложе Шевелева, Андрианова, да и самой Евгении. И он из небольшого городка. Молодое поколение мужчин отбросило и темный патриархат, и связь без обязательств старых поколений - в пользу любви, уважения и ответственности. Путь от "Берлина через Москву в Караваевск", кроме возвращения к корням ("а как было у мамы?"), мне кажется, еще и про то, что настоящее надо искать не там, где красиво, богато и блестит (это олицетворяют столицы) - оно, настоящее, вероятно, скрыто под чем-то, внешне неприглядным и простым. Наверно, это же показано и через профессии троих мужчин: сотрудник Министерства внешней торговли (?) (муж) и видный, состоявшийся ученый (любовник) проиграли молодому, никому неизвестному (пока?) инженеру.

Юра показан, пожалуй, весьма гипертрофированно - но это сугубо художественное преувеличение. Увидел - и сразу влюбился. Один раз заметил на вокзале - и нашел позже, в городе. Не отступает, не отходит, просит ему верить - как бы не прогоняла его Евгения. Всячески проявляет почтение и уважение. Даже на коленях стоит. И бросается за Евгенией в Москву - на том же поезде. Думаю, все эти особенности его поведения подчеркнуто гипертрофированны затем, чтобы показать: вот он - рыцарь. Молодой мужчина, который не боится умных, образованных, занимающих должности женщин - наоборот, он (такой же "сильный и независимый") галантен, влюблен, искренне говорит об этом, хочет быть рядом и настойчиво добивается этого. Не боясь проявлять чувства - а то и выглядеть смешным, как сказал бы иной (или иная?), стоя на коленях или часами ожидая Евгению на сильном морозе. Да, может быть смелый и искренний, рыцарствующий - а не слабый, циничный и прагматичный молодой человек - для многих и смешон. В эпоху-то кибернетики и научно-технического прогресса!.. И если для андриановых эпоха кибернетики совсем не совместима с Ромео и Джульеттами, то Юра не согласится:

Век кибернетики освободит человека от всякой ненужной муры, раскрепостит его. Это и будет век Ромео и Джульетт, золотой век. А если нет, то на кой черт вся эта кибернетика?!

Аминь.

Подытожим

Евгения (ну, или Женщина, воплощенная этим персонажем) прошла путь от патриархальной семьи через "свободные отношения" к... Конец фильма открыт, но авторы как бы намекают, что шанс есть: Евгения и Юра будут вместе, и она найдет те самые отношения, в которых есть и любовь, и уважение, и искренность чувств и бережное отношение к ним.

Патриархальная семья была воплощена семьей Шевелевых (муж, свекровь, сын, Евгения), где Евгения была неравной мужу и даже не второй после мужа. Второй после мужа в семейной иерархии, а может, и не второй, а этаким серым кардиналом была свекровь Евгении. В этой семье Евгению никто особо не уважал: свекровь стояла между мужем и женой - с согласия мужа, науськивала внука против невестки, муж в компании гостей мог запросто грубо перебить Евгению, вступившую в беседу, указать ей "ее место". В той внешне благополучной семье Евгении было отведено место обслуги. Любви не было, был привычный уклад.

От "свободных отношений" с Андриановым "странная женщина" тоже отказалась. Была влюбленность, увлеченность, искренность чувств. Но модель "партнерства", статус "коллеги по постели" она принять не смогла. Ее отношение к партнерству озвучил Юра Агапов: "Я Вам не в карты играть предлагаю. Я люблю Вас". К слову, меня удивил термин "партнеры" и "партнерство" в фильме 1977 года - я думала, это что-то из XXI века. Евгения не понимает, каким образом сила и независимость и женщины, и мужчины отменяет галантность мужчины (мужественность?) по отношению к женщине и женственность самой женщины.

Молодой Юра Агапов этого тоже не понимает. Он точно так же не принимает "партнерские отношения" - выше мы его уже процитировали. Кажется, он ищет того же, чего ищет и Евгения. Искренних чувств между двумя сильными и независимыми - женщиной и мужчиной. Действительно, если задуматься, между кем еще возможны такие отношения? Власть и зависимость не равны любви, так же, как и партнерство.

_______________________

Подпишитесь, чтобы не пропустить новые статьи про кино ☺️

_______________________

🎥 Читайте здесь обзор российских короткометражек - участниц 10-го Фестиваля уличного кино