Ирина Леонтьевна ТАБАКИРОВА — директор школы № 26, математик, наставник, человек энциклопедических знаний, и поэтому она возглавляет школу с углубленным изучением отдельных предметов, где знания получают 1 600 учеников.
Только у такого амбициозного в самом высоком смысле этого слова, стратегически мыслящего директора могла сформироваться звездная педагогическая команда. Сегодня учитель английского языка Максим Дэка представляет Абакан и Республику Хакасия в финале всероссийского конкурса «Учитель года России — 2023» как победитель муниципального и регионального этапов главного состязания педагогического мастерства.
А более 10 лет назад учитель начальных классов Елена Долян была финалисткой конкурса «Учитель года России — 2010». Учитель начальных классов Евгения Танян — победитель городского конкурса профессионального мастерства «Учитель года — 2017». Учителю русского языка и литературы Ксении Кузнецовой присуждено второе место республиканского конкурса молодых педагогов общеобразовательных организаций Республики Хакасия «Молодой учитель — 2023». Директор школы № 31 Татьяна Плоцкая до назначения на руководящую должность была заместителем директора школы № 26. Знак «Вдохновение» в разные годы также получали учителя этой школы.
Ирина Леонтьевна гордится своими педагогами, благодаря им школа дает детям хорошее образование. Каждый выпуск отмечается высоким процентом поступления в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска. Безусловно, такая география поступления — честь для школы, но Табакирова говорит:
— Уезжая в большие города, эти ребята к нам не вернутся. Грустно от того, что мы готовим хороших детей для других регионов. Мало кто поступает в Хакасский государственный университет имени Николая Федоровича Катанова, в Хакасский технический институт, чтобы получить профессию и остаться в республике.
Сама она чувствует себя прирожденной учительницей. 34-летний педагогический стаж ее включает опыт работы в нескольких абаканских школах — №№ 22, 18, 11, — на должностях начиная от учителя математики до заместителя директора и до директора лицея. В 1999 году она впервые стала руководителем образовательного учреждения и с 2004 года возглавила педагогический коллектив открывшейся в Юго-Западном жилом районе новой школы № 26. Стаж ее как директора составляет 24 года.
Стать человеком энциклопедических знаний ей помогли критическое отношение к себе и требовательность. Ирина Табакирова благодарна своему наставнику, экс-директору школы № 22 Галине Петровне Лепешенко, за мудрые наставления: всегда быть в движении, углубляя свои знания.
«Закономерности окружающего мира» — предмет, который доверили вести молодой и начинающей учительнице Ирине Леонтьевне, был довольно сложным, но он расширил кругозор, прибавил к математике знания по кибернетике, философии, биологии… Так один из разделов математики — теория вероятности в преподавании Табакировой дал серьезную подготовку выпускникам, стоявшим на пороге поступления в вузы. Уже студентами они благодарили учителя за полученные знания, которые обеспечивали им легкое усвоение вузовского материала.
Ирина Табакирова досконально знает работу каждого из своих заместителей:
— Все, что знает каждый из моих заместителей, я изучала сама и затем передавала эту базу знаний сотруднику. У меня есть специалист в сфере закупок, которого я готовила на эту должность в течение двух месяцев, учила каждому действию и только потом передала дела.
А когда строили школу № 26, директор изучала основы строительного дела — от электротехники до отделочных работ. Во всем она устанавливает высокую планку. Ирина Леонтьевна придает большое значение взаимодействию образовательной деятельности и воспитательной работы. В школе учатся ребята разного интеллектуального уровня, но каждому из них необходимо создать ситуацию успеха, чтобы не ослабевал интерес к учебе.
Например, после проведения конкурса инсценированной военной песни семиклассники за отличную подготовку удостоились похвалы директора, что немедленно сказалось на учебе. Детей окрылил успех, который им помог стать успешными в получении знаний.
Или проектная деятельность школьников, занимаясь которой, у них развивается широта мышления, приходит понимание серьезного отношения к успеваемости.
Дисциплина и выполнение требований школы — еще один шаг к результатам в учебе. Недопустимо, чтобы в ребенке отсутствовали чувство ответственности, целеустремленность, работоспособность. Сможет ли тогда, став взрослым, он быть востребованным в жизни, если у него не сформировалось чувство долга? Директор констатирует:
— С детьми надо разговаривать и, несмотря на загруженность работой, все-таки находить для этого время. Дети — благодарные слушатели. Как директор, я общаюсь с ребятами, провожу с ними тренинги, например, по организации мероприятий, которые тоже не должны проходить ради «галочки». Я учу их тому, что во всем должен быть уровень.
Уроки директора настолько хорошо усвоил выпускник школы Данил Верховский, теперь студент вуза и советник директора по воспитанию одной из школ Томска, что к его советам прислушиваются учителя со стажем.
Есть моменты в педагогической деятельности Ирины Табакировой, которые остались у нее в памяти навсегда. Это поездка в Москву на финал конкурса «Учитель года России — 2000». Она сопровождала финалиста Светлану Чиркову. Уровень подготовки учителей со всей России буквально ошеломил директора школы. Вот откуда у нее требование постоянно повышать планку образовательного процесса и воспитательной деятельности.
Достаточно сказать, что Ирина Леонтьевна принимала участие в подготовке к финалу всероссийского конкурса «Учитель года России — 2002» Дмитрия Тодышева, в то время учителя истории школы № 30. Была в числе организаторов городского конкурса педагогического мастерства вместе с теперь уже титулованными педагогами — Ольгой Усольцевой, Аллой Селиваненко, Ларисой Моруденко.
Сегодня перед Ириной Табакировой стоит главная задача — сохранить, развить, профессионально вырастить педагогические кадры. Тому из дипломированных специалистов, кто после вуза придет устраиваться на работу, Ирина Леонтьевна обязательно скажет:
— Вам повезло. Вы пришли в хорошую школу. Вам есть у кого учиться и на кого равняться.
Наталья БАТАСОВА,
методист методического кабинета
ГУО администрации Абакана