Найти в Дзене
ИндияСвами

С небес на землю через Шиву: история богини-реки Ганги

Оглавление
Бхагиратха -тот, благодаря кому Ганга низверглась на Землю через Господа Шиву. Изображение: glorioushinduism.com
Бхагиратха -тот, благодаря кому Ганга низверглась на Землю через Господа Шиву. Изображение: glorioushinduism.com

Широко известно, что река Ганга имеет огромное духовное и символическое значение в индуизме. Сегодня, это, пожалуй, самая священная река индусов. Миллионы индусов окунаются в его воду, чтобы смыть свои грехи и получить освобождение. Город Варанаси, расположенный на его берегах, имеет непрерывную историю, насчитывающую как минимум 2500 лет.

Однако, исторически река Ганга приобрела значение только в поздний ведийский период, во время распространения ведической религии на восток.

Например, реку Сарасвати Веды превозносят больше, чем любую другую реку. Историки предполагают что, когда река высохла из-за изменения климата, люди двинулись на восток, и уже река Ганга приобрела важное религиозное значение.

Река берет свое начало в гималайских ледниках и течет по равнинам северной Индии, к которой присоединяются несколько притоков, пока, наконец, не впадает в Индийский океан.

Варанаси, один из самых сакральных городов Индии, стоит на берегах Ганги. Фото: TravelAsk
Варанаси, один из самых сакральных городов Индии, стоит на берегах Ганги. Фото: TravelAsk

Помимо Варанаси, река и ее притоки являются домом для множества других священных городов, храмов и мест паломничества, включая Харидвар, Праяг и Двараку. Это также главная артерия индуистской цивилизации, неотделимая от ее истории и культуры. На его берегах расположены древнейшие исторические памятники. На протяжении поколений индусы использовали реку и ее притоки для обработки своих земель, утоления жажды и очищения души. Считается, что тот, кто искупается в его водах, очищается от всех своих грехов и получает право на бессмертие.

Богиня Ганга

Ганга деви. Изображение: vk.com
Ганга деви. Изображение: vk.com

В индуистском пантеоне и ритуальном поклонении Ганга почитается как богиня. Пураны описывают ее как сестру Парвати и супругу Шивы. Она занимает видное место в Махабхарате как мать одного из важных персонажей эпоса - Бхишмы. С ней и ее притоками также связано рождение Кумарасвами, сына Шивы, Господа Кришны, Карны, а также легенды о Шантану, Сатьявати и многих других эпических персонажах. Будда и джайнский святой Махавира бродили по его берегам и пили из ее вод. Во многих литературных работах древности, да и современности, река является фоном или главной темой произведения. Многие исторические сражения также происходили на его берегах или близлежащих равнинах.

К сожалению, в наше время река сильно пострадала от индустриализации Гангских равнин. В результате самая священная река Индии является также и самой загрязненной.

Происхождение Ганги: геология и мифология

С геологической точки зрения река либо возникла, либо приобрела новые притоки и превратилась в крупную речную систему, когда материк, который сейчас называется Индийским субконтинентом, столкнулся с континентом Евразия из-за тектонических движений земных плит, что привело к образованию Гималаев.

Пураны в свою очередь говорят нам о том, что река возникла на небесах и сошла на землю благодаря божественному вмешательству, способствующему очищению душ.

И сейчас мы рассмотрим, как река проявилась на земле, а также поговорим о символизме, скрытом в истории Гангаватаранама или нисхождения Ганги.

История Гангаватаранама

Согласно многим легендам, а также Пуранам, богиня Ганга в виде реки текла по небесам. Ее течение было принесено на землю аскезами мудреца по имени Бхагиратха. Он поклялся спасти своих предков, застрявших в подземном мире.

Изначально мудрец был царем Косалы и потомком царя Сагары (что означает океан).

Его предок, Сагара совершил жертвоприношение коня для завоевания новых территорий и в рамках жертвоприношения освободил этого жертвенного коня. Согласно традиции, куда бы ни пошел конь, эта территория будет присоединена к королевству, если только ему не бросит вызов конкурирующий король и он не будет побежден.

Как только коня освободили, он поскакал в открытое пространство, сопровождаемая королевскими людьми. Через некоторое время конь исчезло. Люди короля искали его, но не нашли. Они вернулись и доложили об этом своему повелителю. Узнав эту новость, Сагара и его жена Сумати поручили своим 60 000 сыновьям найти коня и вернуть ее.

Риши Капила - ведический мудрец. Изображение: britishmuseum.org
Риши Капила - ведический мудрец. Изображение: britishmuseum.org

Сыновья послушно обыскали все места в поисках животного. Долгое время его нигде не могли найти. Наконец, однажды они нашли его в ашраме мудреца по имени Капила. Они увидели, что конь привязан к шесту, а рядом сидит мудрец, который находится в глубокой медитации. Сыновья решили, что мудрец мог украсть коня. Не думая о последствиях и не обладая благоразумием, они напали на мудреца, когда он еще находился в медитации.

Обеспокоенный их действиями, мудрец открыл глаза и увидел сыновей Сагары в воинственном настроении, с обнаженным оружием. Благодаря аскезам и покаяниям мудрец наполнился огромной духовной силой (тапас).

Тапасическая сила, исходившая из его глаз, была настолько мощной, что у сыновей Сагары не было шансов спастись. Как только его взгляд упал на них, они мгновенно были сожжены жаром, исходившим от его глаз, и превратились в пепел.

Капила испепеляет сыновей Сагары. Изоборажение: booksfact.com
Капила испепеляет сыновей Сагары. Изоборажение: booksfact.com

Мудрец почувствовал раскаяние. Он передал эту новость Сагаре и предположил, что его сыновья могут быть возрождены, если воды Ганги омоют их прах и очистят его. Поскольку река текла только по небу, кому-то пришлось приложить суровые усилия, чтобы доставить ее на землю. Долгое время никто из потомков Сагары не мог выполнить поставленную задачу. Души их предков остались застрявшими в подземном мире, и никто не мог прийти им на помощь. Со временем царство Косала пришло в упадок и утратило былую славу. К тому времени, когда родился Бхагиратха, царство лежал в руинах.

Помощь Шивы

Бхагиратха решил спасти своих предков и решить проблему, которая преследовала его семью на протяжении нескольких поколений. Он совершил великое покаяние, чтобы обратиться за помощью к богам и убедить богиню Гангу течь на землю. Тысячу лет он совершал аскезу. В конце концов перед ним предстал Брахма и предложил умилостивить Шиву, который один был способен решить его проблему. Бхагиратха в течение года медитировал на Шиву. Довольный его искренностью и решимостью Шива предстал перед ним и пообещал помочь ему.

Он призвал богов и попросил их убедить богиню повернуться к земле. Поначалу Ганга сопротивлялась, так как не была уверена, сможет ли земля выдержать интенсивность ее духовной силы. Она чувствовала, что земля еще не готова к ее спуску. Тогда вмешался Шива и предложил выступить в роли посредника. Было бы безопасно, если бы река сначала обрушилась на его голову, где он поглотил бы большую часть силы и позволил бы ей течь оттуда на землю более умеренно.

«Сошествие Ганги» , картина Раджи Рави Вармы ок. 1910 год.  
Изображение: canvasreplicas.com
«Сошествие Ганги» , картина Раджи Рави Вармы ок. 1910 год. Изображение: canvasreplicas.com

Будучи сестрой Парвати, Ганга с детства очень уважала и восхищалась Шивой. Она даже мечтала выйти за него замуж, но Шива женился на ее старшей сестре. Поэтому теперь, чтобы быть рядом с ним, Ганга с готовностью согласилась на его предложение и с огромной силой любви приземлилась ему на голову.

Сила ее была настолько мощной, что как только она коснулась головы Шивы, ее единый поток разбился на семь течений, ставших притоками. Три из них текли на запад и три на восток. Оставшийся седьмой, который сегодня носит имя Ганга, последовал за Бхагиратхой к месту, где лежал прах его предков. И когда воды Ганги коснулись его, предки мгновенно достигли освобождения.

С тех пор Ганга приобрела большое значение как священная река. Поскольку она вытекает из головы Шивы, ее воды способны смыть все нечистоты, в том числе и прошлые грехи. Она также стала признанной спутницей Шивы и неотъемлемой частью шиваитского пантеона. Поскольку Шива носит ее на своей голове, он получил имя Гангадхар или Гангадхари, что означает «носитель реки Ганга».

Символическое значение Гангаватаранама

История нисхождения Ганги (Гангаватаранам) имеет большое символическое значение в индуизме.

  1. Нисхождение Шакти или богини-матери (Ганги) в разум и тело (землю) и освобождение воплощенной души от грехов прошлого.
  2. Поток божественного знания, или знания освобождения (Ганга) нисходит в человеческое сознание (землю) по милости Бога (Шива) и благодаря суровым усилиям просветленных мастеров (Бхагиратха).
  3. Передача Шивой Парвати священного знания Тантры.
  4. Обязанность потомка (Бхагиратхи) по отношению к своим предкам (сыновьям Сагары).
  5. Падение дождевой воды с неба, которая со временем становится питательным и животворящим ручьем или рекой.
  6. Духовное наставление просветленного Учителя (Шивы) ученику (мир смертных)
  7. Нисхождение души с небес предков в момент возрождения через дожди сначала в мужское тело (Шива), а затем в женское тело (земля).

Само имя Бхагиратха стало популярным и стало регулярно использоваться для обозначения любых напряженных усилий человека по преодолению неразрешимой проблемы.

Каждый из персонажей этой легенды также несет свой символизм и значение.

Шива в образе Гангадхары, несущего Гангe, рядом с ним - богиня Парвати, мудрец Бхагиратха и бык Нанди (около 1740 г.). Изображение collections.lacma.org
Шива в образе Гангадхары, несущего Гангe, рядом с ним - богиня Парвати, мудрец Бхагиратха и бык Нанди (около 1740 г.). Изображение collections.lacma.org

Король Сагара

Легенда начинается со времен правления короля Сагары. На санскрите Сагара означает океан. Символически он представляет разум или человеческое сознание. Альтернативно, он также может представлять феноменальный мир.

Конь

Конь в жертвоприношении символизирует чувства, которые, как и кони, быстро движутся в объективном мире и требуют самости и наслаждения. Поскольку конь был главной причиной страданий в этой истории, основная ответственность за страдания человека лежит в его мыслях.

Земля

Земля представляет мирскую жизнь или объективный мир, в котором чувства теряются. Земля как аспект Природы подвержена нечистотам.

Сыновья

Шестьдесят тысяч сыновей Сагары представляют конструкцию ума, а именно его многочисленные мысли, желания и чувства.

Сумати

Сумати, жена Сагары и мать 60 000 сыновей, олицетворяет правильное мышление. Другими словами, ее сыновья или предки Бхагиратхи не были плохими людьми. Они были послушными, но нетерпеливыми и непросвещенными.

Капила

Мудрец Капила представляет закон кармы и судьбы. Он наказывает тех, кто грешен, но в то же время дает им знание о самопреобразовании, чтобы искупить это. Он рассказал Сагаре (уму), что путь к освобождению заключается в том, чтобы позволить чистому сознанию (чит-шакти) течь через ум и очищать его.

Женщины и дети в гхате для омовения на берегу Ганги в Банаресе (Варанаси), 1885 год. Фото bl.uk
Женщины и дети в гхате для омовения на берегу Ганги в Банаресе (Варанаси), 1885 год. Фото bl.uk

Бхагиратха

Бхагиратха символически представляет воплощенную душу, или Дживатму. Бхага означает матку или женский половой орган. Бхагиратха означает обитатель этого места, что обычно относится к мужчине и как к сыну, и как к отцу. В духовном смысле он представляет Самость, вечную Личность (Пурушу). Своими действиями и покаяниями он позволяет Ганге божественного знания течь к нему и тем самым не только помогает своим предкам переродиться, но и спасает себя из мира смертности, желаний, страстей и греховной кармы.

Шива

Шива является одновременно Высшим Я на небесах и Божественным Гуру или учителем на земном плане. Он передает знание об освобождении с высшего плана в человеческие умы, переводя его на человеческий язык и делая его понятным и простым для людей, как он это сделал с Гангой. Таким образом, как божественный учитель он является посредником в передаче божественного знания смертным существам.

Ганга

Ганга — это освобождающее высшее сознание или чистое читшакти (чистое сознание, наделенное силой очищать разум и тело и превращать их в средство света и наслаждения). Она спускается с небес только по велению Бога, чтобы освободить существа из цикла рождений и смертей. Когда люди соприкасаются с ним, они мгновенно очищаются и просветляются.

Изображение:  Pinterest
Изображение: Pinterest

Итак, подведем итог:

  • Король Сагар: Разум
  • Жертвенный конь: Органы чувств
  • Сумати: Правильное мышление
  • Земля: бренный мир или мирская жизнь
  • Сыны Сагары: Продукты разума
  • Капила: Карма или Божественный закон
  • Ганга: чистое сознание
  • Шива: Ишвара или Мировой Учитель
  • Бхагиратха: воплощенное Я

Таким образом, нисхождение Ганги – это аллегория об освобождении души от грехов, страданий и ограничений земной жизни, а также о нисхождении высшего знания или познания Брахмана (брахмавидья) в разум и тело посредством аскезы, покаяние и духовных практик человека.

Амалия Тимофеева

Реки
5652 интересуются