В советском кино любили всех: и братьев наших меньших – животных, и сестер наших младших – птиц. Поэтому каждую пташку могли показать с душой… и с юмором… а порой и с философией.
Иной раз целые притчи выходили, вот как в фильме Отара Иоселиани «Жил певчий дрозд» 1970 г. Он был снят еще до отъезда этого режиссера во Францию и являл замечательный образец шикарного грузинского советского кино. Правда, собственно дрозд там был скорее явлением нарицательным. Но ему, как видите, даже название посвятили.
Подобным образом много названий кино в СССР упоминали птиц:
- «Летят журавли» 1957 г. Михаила Калатозова. Там эти птицы символизировали мир и стабильность настоящей жизни – без войны;
- «Синяя птица» 1970 г. Василия Ливанова. Да-да, того самого кино-Холмса, который в данном случае экранизировал романтично-сатиричного Мориса Метерлинка. И заглавная героиня знаменовала полет к мечте;
- «Белая птица с черной отметиной» 1970 г. Юрия Ильенко. Картина была посвящена революционным событиям;
- «Зимородок» 1972 г. Вячеслава Никифорова. Собственно, это была не птица, а кличка, которую вспомнил старый фронтовик;
- «Не болит голова у дятла» 1974 г. Динары Асановой. Вообще-то пташек там было мало… почти не было… зато были передовые школьники, которые уже в те годы лабали джаз и знали всё, даже «где у кузнечика уши».
Много было и «птичьих» комедий. Одна только «Свадьба соек» Евгения Гинзбурга 1984 г. чего стоила!
В этой замечательной грузинской комедии рассказывали о сойках – парне и девушке, которым родители не давали пожениться. Потребовалось даже просить царя птиц – Орла заступиться.
Ну, а уже на свадьбе устроили шикарный конкурс: кто больше вспомнит песен про птиц. Каких только песен ни исполнили гости! Вплоть до «по аэродрому… по аэродрому», ведь «для кого-то – просто летная погода, для меня же – песенка про птиц»!
К слову о Грузии. Все мы прекрасно помним душевный фильм Георгия Данелии «Мимино» 1977 г. Название его пошло от прозвища героя Вахтанга Кикабидзе. Он управлял небольшим вертолетом Ми-2 и имел позывной, на русский переводившийся как «сокол».
Такое прозвище было у директора фильма – Германа Гвенитадзе. Режиссеру оно понравилось, и он решил его использовать. Изначально же кино называлось «Ничего особенного». Это были слова, которыми Валико охарактеризовал песню (ее исполнял сам Кикабидзе за кадром): «Птичка, птичка-невеличка, в общем – ничего».
Были и другие рабочие названия.
Дословно перевод звучит как «Птичка-горлица, птичка-жемчужина». Но фильм снимался для русскоязычной советской аудитории, поэтому адаптировали как «птичку-невеличку».
Ну, а уж сколько птиц было в советских мультиках! Тут вам:
- и экранизация Владимиром Дегтяревым «Гадкого утенка» 1956 г. Это было время, когда любая сказка получалась почти притчей;
- и павлин, в 1974 г. ставший заглавным героем одной из серий «Приключений Мюнхгаузена» режиссеров Анатолия Солина и Натана Лернера. Это эту пернатую красотку наш барон умасливал: «Спой, птичка!.. Спой, рыбка!..» Что было дальше – вы помните..;
- и 5 выпусков цикла Михаила Каменецкого «Боцман и попугай» 1982 г. Это там кокетливо кричали: «Р-р-р-о-ома-а!»;
- и цикл мультиков о попугае Кеше от режиссеров Валентина Караваева и Александра Давыдова 1984–2006 гг. В этих сериях главный пернатый герой вызывал сплошные улыбки у зрителей;
- и еще одна экранизация Ганса Христиана Андерсена «Соловей», снятая чуть ли не последней в СССР – в 1991 г. Майей Бузиновой и Иосифом Доукшем…
Были в советских фильмах и канарейки как символ мещанства, и голубиная почта… Но переходим уже к викторине!
П. с. А в продолжение отгадывайте тесты, где надо назвать советские фильмы по разным животным в кадре, конкретно по собакам, а еще по котам, плюс по рыбам, ну и даже по экзотичным животным.