Работа подарила Константину Алексину и профессиональное счастье, и личное
С каждым годом мужчин-учителей и в Магнитогорске, и в стране, да и во всём мире становится больше – и всё же как-то так считается, что преподавание в школе – это по большей части женская участь, особенно если речь идёт о младших школьниках, которым – уж в первый-то год точно! – нужен больше не преподаватель, а вторая мама или, если хотите, последний воспитатель детсада. В Магнитогорском же академическом лицее с этой функцией прекрасно справляется Константин Алексин – справедливости ради, единственный в нашем городе учитель начальных классов мужеского роду, да и по всему региону его коллег в полном смысле слова не больше двух-трёх.
При этом его выбор профессии – не случайность и не «так получилось». Это – осознанное решение Константина Андреевича, давшее ему и дело всей жизни, и семью, и, собственно, даже Магнитогорск. Ведь начинались его жизнь и судьба далеко западнее: в посёлке городского типа Никель, что в Мурманской области. Наш герой улыбается: за окнами его квартиры виднелось озеро, за которым начиналась Норвегия.
Если честно, изначально он хотел стать учителем истории – уж больно хорош в его школе был её преподаватель Иван Павлович, влюбивший в свой предмет практически всех учеников. Но после школы он поступил в педагогическое училище на педагогику и методику начального образования – говорит, так бабушка посоветовала. Вскидываю скептически бровь: небось, влюбились? Смеётся в ответ: «Не без этого – за ней и пошёл, в одной группе учились». Та любовь, правда, не сложилась, но за дальнейшую судьбу Константин Алексин очень ей благодарен.
– В педучилище понял, что хочу стать именно учителем начальных классов, – начинаем с Константином Андреевичем разговор. – Доверчивые восхищённые глаза детей – лучшее объяснение этого решения. Профессия, кстати, складывалась гладко, в Никеле как педагог я быстро заслужил имя и профессиональное доверие, на меня «шли», со мной считались… Но пара попыток уйти из профессии всё-таки были.
Разговор наш начинается на перемене, пока подопечные Константина Андреевича, первоклашки лицея, собираются на физкультуру. Сначала переодеваются девочки – мальчиков учитель выводит в коридор, отмечая: личные границы детей – это очень важно. И девчонки, и мальчишки медлительны, неумело складывают форму, забывают застегнуть портфель и то и дело подходят к учителю: а застегните, а помогите, а заправьте…
– Ой, это не самое сложное, – одновременно с «хозяйственными» делами говорит с нами Константин Алексин. – Дети доверяют настолько, что рассказывают абсолютно всё, что творится дома. Здесь главное – мягко, но твёрдо остановить, дав понять: всё, что происходит в семье, – не нужно выносить в общее поле. Разумеется, есть вопиющие случаи, требующие вмешательства школы, – насилие, например, но здесь уже на первый план выходят другие «симптомы» поведения ребёнка.
Терпеливо Константин Алексин выполняет детские поручения, просит застегнуть портфели, не забыть взять на урок воду… Наконец, сдаём детей учителю физкультуры и погружаемся в разговор.
– Мне нравилось то, чем я занимаюсь, чувствовал нужность, востребованность, а главное, любовь детей и доверие родителей, – возвращаемся к теме. – Но наступило безденежье 90-х, а с ним – мужское самолюбие в желании зарабатывать больше. Доведя до конца учебный год, уходил за «новой судьбой» – благо, летом есть такая возможность. Но вне профессии чувствовал себя откровенно плохо и, к счастью, быстро это понимал – возвращался в школу уже к сентябрю, рассуждая, что не в деньгах счастье (смеётся).
Любовь, похожая на сон
Со своей Светланой он встретился в Анапе летом 2007-го – улыбается: это был курортный и одновременно служебный роман. К Константину Алексину, известному учителю с громким именем, обратились из мурманского филиала компании «Норильский никель» с просьбой свозить в качестве педагога-организатора детей работников предприятия в лагерь «Вита» на Чёрном море. Светлана в той же роли привезла туда отпрысков работников магнитогорского Гипромеза, в котором работала. Три недели общения, затем год «телефонного романа» и редких встреч – то он приезжал в Магнитку, то она – в Никель, знакомство с родными друг друга и полное принятие факта: их любовь – всерьёз и надолго, а скорее всего, навсегда. И мучительное решение, где строить новую семью – в Магнитогорске или Никеле.
– Скажу честно, принимая решение, рвал себе душу, ведь в Никеле оставалась привычная жизнь, связи, друзья, репутация, которую на новом месте придётся создавать с нуля… – рассказывает Константин Андреевич. – Но сын Светы Руслан – на тот момент ему было 12 – занимался химией у прекрасного Андрея Ушерова, и столь же замечательного педагога в Никеле я предложить ему не мог. Помог сделать решительный шаг друг, произнеся: «Не попробуешь – будешь жалеть всю жизнь, а я тебя хорошо знаю: ты будешь!» И я сказал Светлане: «Летом жди меня».
Первого сентября 2008-го Константин Алексин вышел на работу в магнитогорскую школу № 6. И вот уже 15 лет пребывает в профессиональном и семейном счастье. Спрашиваю: пригодилось ли педагогическое мастерство для построения хороших отношений с сыном жены?
– Нет, хотя отношения с Русланом действительно складывались не так уж просто, – говорит с улыбкой. – Но он умный мальчишка и быстро понял, что гипертрофированную заботу мамы о сыне-подростке теперь он может перенаправить на меня (смеётся).
Были и другие факторы сложной «настройки дружбы» с Магнитогорском. Например, более жёсткие правила работы – в том числе, по отчётам, которых становилось всё больше, причём со стороны и городской администрации, и родителей, и детей…
– У вас более жёсткая система работы, – признаётся наш герой. – В Мурманской области к документации отношение более свободное – наверное, ввиду географической приближённости к Западу и общения с коллегами из той же Норвегии, Финляндии… У вас же фраза: «Вытянемся в нитку – не подведём Магнитку!» – касается не только комбината, и это я понял довольно быстро (смеётся). Честно – мне это было не близко, но принял правила, учитывая важность своей задачи – воспитания поколения. Есть и ещё момент, влюбивший меня в магнитогорское образование, – шефские отношения предприятий со школами. В советские годы это было и в Мурманской области, но с развалом СССР исчезло. Это очень правильные отголоски советской системы – в плане помощи образованию, профориентации, воспитания любви к малой родине… После упразднения комсомола, пионерии в Никеле «посыпались» и другие детские организации – кружки, секции... В Магнитогорске же даже в самые тяжёлые годы они, благодаря энтузиастам, продолжали работать. И когда государство вновь сделало ставку на дополнительное образование, где-то приходилось начинать это с нуля, а в Магнитке всё исправно действовало и было готово к государственной финансовой помощи.
Словом, скоро Константин Андреевич понял, что Магнитогорск – это его город. И сегодня считает себя настоящим южноуральцем, у которого здесь любимые люди, места и занятия. А вот Мурманская область – это уже «приехать в гости». Хотя малую родину свою, безусловно, любит.
Настоящий учитель – это…
Не могу не задать Константину Алексину вопрос: учитель, особенно начальных классов, – это про любовь к детям? Объясняю: моего ребёнка ни любить, ни воспитывать, ни учить любить Родину не нужно – эту функцию я реализую сама в рамках семьи, а учитель – пусть учит математике, русскому языку и прочим наукам. Константин Андреевич положительно кивает головой:
– Согласен. Задача учителя начальных классов сверх обучения предметам – это, считаю, понимание детьми будущих социальных коммуникаций и их организация: например, взаимодействие с людьми, которые не всегда нравятся, но ты обязан сохранять дружелюбие… Этот процесс идёт с первых дней учёбы – дети привыкают к новым реалиям и быстро взрослеют. Смена обстановки, режима дня, ответственности влекут за собой внутреннее взросление: бытие определяет сознание, как говорит советский слоган. И дети, которых мы выпускаем в пятый класс, совсем другие: это личности, во многом сами принимающие решение – и научить этому тоже одна из задач преподавателя начальной школы.
Кругозор современного первоклассника, говорит наш герой, куда шире, чем у тех, кто пришёл в школу даже десять лет назад. Но информированность эта поверхностна: нет усидчивости и навыка анализировать, и систематизация информации в детских головках – тоже задача первого учителя.
Есть у Константина Алексина несколько железобетонных профессиональных принципов: например, если порицать ребёнка – то только наедине, а вот хвалить – при всех, формируя тем самым у него чувство собственного достоинства и доверия к взрослым. Ему важно, чтобы, помимо уроков и выполнения домашнего задания, дети занимались в кружках и секциях дополнительного образования – они развивают не меньше школы, дают расширение кругозора, да и вообще, может, станут ребёнку судьбой. Поэтому настоятельно рекомендует родителям заняться и этой стороной жизни своих детей.
И главное – Константин Андреевич старается учить и воспитывать своих учеников в рамках их индивидуальности – хотя признаётся: было на заре его карьеры желание «вылепить» из них мини-копию самого себя.
– К счастью, быстро понял, что это контрпродуктивно: ребёнок всё равно рано или поздно «выдаст» свою индивидуальность, а вот у тебя в голове случится апокалипсис: как так – ты выстроил систему, а она не работает? – смеётся наш герой. – Поэтому старательно берегу их индивидуальность, настаивая на «одинаковости» лишь в плане социализации в коллективе, стараясь добиться того, чтобы всем в классе было одинаково комфортно, в активной для всех работе на уроках, соблюдении приличий – в том числе, единой формы, что считаю таким же важным, как и «Здравствуйте» при встрече со взрослыми… В остальном – даже в выборе способов работы с полученным материалом и уж тем более его презентации – индивидуальный подход только приветствую.
– Учителя обязаны соответствовать современным реалиям, – уверен Константин Андреевич. – Ещё десять лет назад мы боролись с компьютерной зависимостью – а теперь весь мир гоняется за талантливыми айтишниками. Кибер-спорт признан Олимпийским комитетом, а геймеров охотно берут в операторы дронов… Время диктует свои условия – но при этом в будущее я бы взял с собой лучшие советские методики: самостоятельность, трудовое воспитание…
Между прошлым и будущим
Не могу не «швырнуть» в героя материала свой личный школьный комплекс: «Из советской педагогики я вынесла постулат, от которого «лечилась» потом полжизни: «Я – последняя буква в алфавите»…
– Да: советская педагогика подавляла индивидуальность, и это я считаю неправильным – мягко говоря, – соглашается Константин Алексин. – Моя жена часто говорит: «Зрение в школе у тебя испортилось потому, что ты не хотел видеть окружающих вещей». И – да, я тонко чувствовал эти вещи, они мне не нравились, а психологи говорят, что организм на это реагирует порой неожиданно. Советская педагогика лепила «среднестатистическую личность» – это необходимо оставить в прошлом, но это не значит, что лучшие практики советской педагогики мы не должны взять с собой в будущее.
Мужское – женское
Договариваясь об интервью с Константином Алексиным, прежде всего, договорились о том, что это не будет беседой «по половому признаку» – мол, мужчина-учитель редкость и всё такое. Однако и обойти этот вопрос не можем. Как относятся родители, узнав, что «учительница первая моя» – это Константин Андреевич?
– По-разному: кто-то тревожно – не педофил ли, потому что, увы, таковы реалии нашего времени, – отвечает, не смущаясь. – Другие, напротив, счастливы – особенно неполные семьи, где ребёнку не хватает мужского воспитания. В чём мне, мужчине, легче в профессии учителя начальных классов? Прежде всего, в стрессоустойчивости и отсутствии излишней суеты: когда, к примеру «спускают» новый документ, я просто выстраиваю алгоритм, а женщины – обсуждают, и это отнимает время и нервы (улыбается). Это же помогло и во вхождении в новую систему при переезде в Магнитогорск: понимал, что, несмотря на все свои достижения на прежнем месте, должен снова доказывать всем свою профпригодность – и как мужчине мне было легче принять этот факт. Да и дети воспринимают меня более серьёзно – мне даже не нужно говорить определённые слова, тем более, кричать, чтобы их успокоить: я просто начинаю говорить – и они прислушиваются, успокаиваются. Вожак стаи (смеётся). Есть и другое преимущество профессии учителя начальных классов: я всегда должен быть на одной волне с детьми, потому всегда ощущаю себя на 10–15 лет моложе своего возраста. И в этом – тоже счастье.
Автор: Рита Давлетшина
Фото: Евгений Рухмалёв