Европейские фермеры получили тревожный сигнал: уже сейчас им угрожают Киев и его зерно, пишет Monde diplomatique. Если же Украина действительно вступит в ЕС, на сельскохозяйственном рынке появятся новые игроки, которые перевернут все с ног на голову, и местные торговцы вряд ли смогут с ними конкурировать.
В то время как Москва вышла из сделки по украинским зерновым, поставив тем самым поставки под угрозу, Брюссель пытается сохранить безопасные "коридоры", не позволяя некоторым странам-участницам закрыть свои границы для киевского экспорта. На фоне продолжающегося конфликта этот кризис предвещает возможные последствия ускоренного вступления Украины в Европейский Союз.
12 мая 2022 года Брюссель принял решение о своего рода экстренном объединении Киева с "Европой 27" (то есть с Евросоюзом, состоящим из 27 государств-членов. — Прим. ИноСМИ). Еврокомиссия объявила о создании "коридоров солидарности", которые позволяют обойти частичную блокаду черноморских портов, — ранее через них проходило 90% украинского сельскохозяйственного экспорта. Заявленная цель ЕК — дать зерновым возможность попасть на свои традиционные рынки в Северной Африке и на Ближнем Востоке, чтобы гарантировать глобальную продовольственную безопасность и поддержать украинскую экономику. В связи с этим Еврокомиссия призвала "участников рынка ЕС в срочном порядке предоставить необходимое оборудование, транспортные средства, баржи и суда", а также "продемонстрировать гибкость, оперативность и стойкость для обеспечения функционирования транспортных маршрутов и цепочек поставок".
Между странами Европейского союза и Украиной неожиданно были отменены таможенные пошлины и сборы. Брюссель призвал восточные государства-члены сократить пограничные формальности до строгого минимума и нарастить возможности по хранению зерна. Взаимосвязь транспортных сетей и пропускная способность перевалочных терминалов быстро усилились. Спустя год, в мае 2023 года, ЕС объявил, что по новым маршрутам было экспортировано 38 миллионов тонн сельскохозяйственных товаров, в основном зерновых и масличных культур. Союз преисполнился решимости укреплять систему после того, как в июле Россия решила выйти из соглашения по украинским зерновым, которое позволяло отправлять грузы через Черное море. "Мы абсолютно обязаны улучшить и укрепить „коридоры солидарности“, идущие через Европу", — заявил 26 июля Луис Планас (Luis Planas), министр сельского хозяйства Испании, которая недавно приняла председательство в Совете ЕС.
Но, празднуя этот успех, многие старательно упускают из виду побочных жертв такой системы. 23 мая фермеры из Венгрии, Румынии, Польши и Словакии провели демонстрацию в Брюсселе, чтобы предупредить Еврокомиссию о том, что "коридоры солидарности" не особенно "прочны". Сотни тысяч тонн кукурузы и пшеницы "всплыли" на теоретически защищенном рынке. Силосные ямы и склады оказались забиты, что привело к резкому падению цен на урожай. В конце апреля стоимость пшеницы в Венгрии снизилась на 31% по сравнению с прошлым годом, а на кукурузу — на 28%. Причиной стала медлительность ЕС в принятии решений, которая привела к задержке открытия железнодорожного коридора и заблокировала значительную часть зерна в регионе. Как поясняет Тамаш Петёхази (Tamás Petöházi), президент Национальной ассоциации производителей зерна, к весне 2022 года "4-5 миллионов тонн украинского зерна находились в Венгрии. Начиная с осени спрос на местную продукцию рухнул, поскольку все покупатели переключились на украинскую кукурузу, пшеницу и ячмень". Петёхази ожидает дальнейшего уменьшения "спроса на венгерскую продукцию".
Будапешт осуждает непродуманный и навязанный странам-участницам ЕС механизм. "Демпинг украинского зерна сделал невозможным выживание фермеров, поскольку последние лишились традиционных национальных и европейских рынков сбыта", — говорится в пресс-релизе Министерства сельского хозяйства государства в достаточно расплывчатых выражениях. "Создание „коридоров солидарности“ было продиктовано благими намерениями, — объясняет в онлайн-интервью глава ведомства Иштван Надь (István Nagy), — но потом на рынке появились жаждущие прибыли „зерноторговцы“, которые воспользовались наличием украинского зерна, продаваемого за полцены, которое они хранили в Венгрии и соседних странах".
Интересы крупного бизнеса
Но кто выпустил на рынок зерновые, которые должны были лишь пройти транзитом? Мари-Клод Морель (Marie-Claude Maurel), директор по исследованиям Высшей школы социальных наук (EHESS), заявила: "Это перевозчики, грузоотправители, все крупные торговые компании, представляющие международный агробизнес. В 2010-2020-х годах они создавали на Украине мощные комплексы по переработке пшеницы, производимой сельскохозяйственными группами. Очень большие хозяйства, дальние наследники совхозов, были преобразованы иностранными, европейскими и американскими инвесторами. Последние взяли под контроль важные зерновые культуры, которые выращиваются в чрезвычайно благоприятных условиях благодаря высокому уровню автоматизации. Это не совсем обычная конкуренция, поскольку в принципе европейский внутренний рынок защищен".
До начала конфликта Киев экспортировал в Евросоюз очень мало пшеницы — около полумиллиона тонн в год — в основном по морю в Испанию и Италию, но не в Центральную Европу. По данным консалтинговой компании Tallage, благодаря открытию сухопутных маршрутов в период с июля 2022 по июль 2023 года Украина поставила 800 тысяч тонн пшеницы в Польшу, 800 тысяч тонн в Румынию и 250 тысяч тонн — в Венгрию.
Эти потоки поступали в Центральную Европу неравномерно. Польша, например, импортировала в десять раз больше украинской кукурузы, чем обычно (1,4 миллиона тонн) и в итоге получила огромный избыток в 600 тысяч тонн из-за очень хорошего местного урожая. С другой стороны, в Венгрии украинская кукуруза стала спасением после катастрофической жатвы — как количественно, так и качественно. Значительная часть венгерской продукции оказалась непригодной даже для корма животных, и ее пришлось пустить на производство биотоплива. "Украинское зерно спасло мою компанию, — говорит Золтан Ренг (Zoltán Reng), генеральный директор компании Hungrana Zrt, которая является одной из лидеров в локальном сельскохозяйственном секторе. — С апреля 2022 года мы начали программу импорта с Украины, которая также была поддержана государством". Его слова резко контрастируют с новыми клеветническими заявлениями, которые проправительственные СМИ обрушивают на украинцев, уже представленных в качестве разжигателей конфликта, а теперь получивших ярлык "отравителей".
Георгий Раско (M. György Raskó), специалист по венгерскому сельскому хозяйству, отмечает, что "Брюссель придерживается своей версии о „коридорах солидарности“", но при этом "украинские поставщики очень заинтересованы идеей экспорта на европейский рынок, и это вполне понятно. Для них это гораздо выгоднее и менее рискованно". Это подтверждает и Бенуа Файо (Benoît Fayaud), аналитик сельскохозяйственного рынка: "Европейские фермеры всегда имели дело с косвенной конкуренцией со стороны Киева, например, на рынках Северной Африки. Но с началом конфликта украинские посредники сразу же стали стремиться перепродавать продукцию на восточноевропейских рынках".
В середине апреля 2023 года государства Центральной Европы выступили против Брюсселя и его исключительной юрисдикции в области торговой политики. Первой закрыла свои границы и "коридор" Польша. Ее национал-консервативные власти, горячо поддерживающие Украину, за полгода до выборов в законодательные органы не смогли добиться понимания со стороны фермерского сообщества. За ними в тот же день последовала Венгрия, затем Словакия и Болгария. Президент Владимир Зеленский осудил такие "протекционистские и даже жестокие меры" 9 мая в Киеве вместе с председателем ЕК Урсулой фон дер Ляйен. В письме, направленном в середине апреля нежелающим принимать меры державам, она заявила, что "односторонние меры могут сыграть на руку только противникам Украины".
Однако в пресс-релизе от 2 мая Комиссия признала, что "исключительные обстоятельства подрывают экономическую устойчивость местных производителей", и пообещала выделить второй пакет помощи в размере 100 миллионов евро после первоначально направленных 56,3 миллиона евро в марте. Что еще более важно, в обмен на открытие границ ЕС согласился разрешить отправлять такие культуры, как пшеница, кукуруза, рапс и семена подсолнечника с Украины, на циркулирование в рамках общей системы таможенного транзита в Венгрии, Польше, Словакии и Болгарии. Хотя эта продукция по-прежнему не будет облагаться таможенными пошлинами и сборами, она сможет проходить через указанные территории только транзитом и не будет храниться и продаваться там. Иными словами, в этих четырех государствах реализуется оригинальный принцип "коридоров солидарности". Однако Еврокомиссия при этом предупредила, что речь идет об "исключительных и временных профилактических мерах". О том, что интересы фермерского сообщества расходятся, свидетельствует тот факт, что запрет на импорт сельскохозяйственных товаров вызывает разногласия в Венгрии. Фермеры, которые занимаются выращиванием зерновых, почувствуют облегчение, однако производители биотоплива и, прежде всего, Национальная ассоциация производителей зерна указывают на нехватку кукурузы и будущие трудности, с которыми столкнутся компании, занимающиеся выпуском кормов.
Разве "коридоры солидарности" предназначены только для того, чтобы обеспечить транспортировку товара на традиционные рынки Киева в Северной Африке и на Ближнем Востоке? Разве украинские производители не ищут также новые места сбыта в Европе? Комиссия признает лишь наличие логистической проблемы "узких коридоров", которые привели к накоплению урожая, но не структурной природы этого явления, хотя "коридоры" ускоряют процесс либерализации всего импорта с Украины, который был назначен на весну 2022 года. Мари-Клод Морель добавила: "Есть все основания полагать, что за этим кризисом стоят скрытые интересы крупных торговцев, которые только дергают за ниточки. Перспектива вступления Украины в Европейский союз ставит вопрос о конкуренции как нельзя более остро. Это тревожный сигнал".
Золотой век субсидий
Фермеры в Центральной Европе опасаются, что чрезвычайные меры и "временное" объединение с Украиной станут первым шагом к быстрой интеграции в единый рынок. При нынешнем положении дел им будет трудно конкурировать с гигантскими фермерскими хозяйствами на исключительно качественных, использующих сверхинтенсивную обработку землях, даже если на последние будут распространяться гораздо более жесткие экологические ограничения со стороны ЕС. Брюссель уже занимается вопросами организации конкуренции: он создал цифровую платформу, которая связывает украинских торговцев с логистическими компаниями. Появляются и частные предложения. По сообщениям украинских СМИ, солидарная с Киевом фирма Rail Cargo Austria при поддержке ЕК запустила приложение GrainLane. Оно объединяет "украинских производителей с европейскими и африканскими покупателями и розничными торговцами, которые до конфликта часто не имели коммерческих отношений". С помощью нескольких щелчков мыши можно бесплатно заключать сделки, а за определенную плату — организовывать перевозки.
"Европейский союз и Украина взаимно заинтересованы в заключении соглашения о свободной торговле. Это перевернет рынки с ног на голову, и здешние фермеры знают об этом не понаслышке после целого года существования „коридоров“", — сказал Раско. Как глава крупного хозяйства площадью 2,2 тысячи гектаров, которое использует кукурузу с Украины, он не видит в этом ничего плохого и сглаживает существующие трудности: "С 2004 года мы переживаем золотой век благодаря субсидиям в рамках Единой сельскохозяйственной политики (ЕСХП), не сталкиваясь при этом с конкуренцией, — отметил он. — Нам придется стать более продуктивными или разнообразить производство". Сегодня Министерство сельского хозяйства Венгрии заверяет, что "коридор солидарности" продолжает действовать, но отныне, как и в Польше, все въезжающие в страну автоколонны будут контролироваться, пломбироваться и тщательно отслеживаться до момента их выезда из государства. "Сигнальный выстрел" был достаточно громким.
Автор: Корентен Леотар (Corentin Léotard)