Найти тему
Елена Мунтян

ЗАДЕРЖКА РЕЙСА. Почему и делать что?..

Задержка рейса – явление неприятное для всех участников полета и авиационных служб на земле. Томно ждать, оправдываться перед пассажирами и даже терпеть убытки самой авиакомпании - часто скандальные истории, связанные порой не только с погодными условиями и неисправностями борта. Помимо того, что необходимо сохранять самообладание, надо бы научиться время продуктивно проводить, не теряя мгновений. И, если в столичном аэропорту это еще возможно, то региональные вообще в подобной ситуации теряют облик, который, быть может, никогда и не имели.

Пару недель назад был задержан рейс в Томск. На пару-тройку часов. Без объяснения причин. И это у лучшей авиакомпании страны. Перелет ночной, разница во времени – четыре часа с Москвой. Плюс-минус еще пара к бессонной ночи – куда уж хуже. Но, просиживая время в бизнес-зале «Рублев», время как-то пролетело незаметно. И Найк Борзов постаревший, и Юлия Барановская, конечно, оттягивали вектор внимания от негодования. «звезд» в зале в тот вечер прошло не мало.

И в таких суровых условиях ночных перелетов я наконец-то стала засыпать на борту, а не томиться в ожидании: «Дамы и господа, командир корабля включил табло «Застегните ремни», наш самолет начал снижение…». В той ситуации раздражало лишь одно – почему не сообщили причину задержки. И, если это – погодные неурядицы, то почему во все соседние регионы, которые расположены рядом с Томской областью, самолеты вылетали без задержек? Даже оказавшись на борту, извинений, которые обычно приносят проводники, слышно не было.

Две недели спустя, ситуация развернулась в том же столичном Шереметьево у той же дорогой и любимой авиакомпании, с которой ранее у меня, часто летающего пассажира, не возникало подобных ситуаций. Отчасти по этой причине я всегда выбираю ее. Запланированный вылет в Барнаул в 00-30, казалось бы, должен был состояться по плану. Мы с подругой двинули из «Рублева» к гейту, расположенном в середине терминала Б, но, приближаясь, не увидели традиционно выстроившейся очереди на посадку. Пробежал по спине даже холодок, быть может, я перепутала что, и он уже улетел. Хотя объявлений НИКАКИХ не было. Подойдя вплотную к 112 выходу, на табло разглядели, что рейс задержан до 03-40. Вот так просто – ррраз и полетим попозже. Опять же ни объявлений, ни извинений с причинами не сообщалось, равно как и заранее не предупреждалось, чтобы особы типа нас не покидали нагретого креслица бизнес-зала. Покорные же пассажиры в большом количестве сидели у соответствующего выхода. Такое ощущение, что всех все устраивало или принятие у них пришло мгновенно. Раздражение никак не сменяло принятие. Спросить «Почему?» не у кого. Моя подруга, которая не привыкла так оставлять подобные ситуации, позвонила «горячую» линию, где ей сказали лишь то, что никакой информации о причинах нет, но так случается. В гневе мы возвращались в зал, где предъявили претензии сотрудникам о том, что предупреждать надо. Но они лишь подтвердили, что никакой информации заранее не давали службы аэропорта, потому – так.

Зал был почти пуст. Не мудрено за ночь даже в крупном столичном порту 3-4 рейса всего, остальные утром активизируются. Расположившись на лежаках у панорамных окон, решили звонить в порт прилета, по классике перед принятием надо узнать причину. Попав случайно звонком в камеру хранения аэропорта города Барнаула, раздраженная тетка ответила, что туман, мол, чего непонятного? Все задержано: и прилеты и вылеты…

Дело ясное, что тайна покрыта туманом… самолет же летит на автопилоте, подумаешь, туман?! Да и сколько ждать и как понять, когда он рассеется? Было ясно только то, что не ясно ничего и вовсе не факт, что вылетим мы в заявленные 03-40.

Силы покидали меня и, прослушивая сквозь нитевидный сон изобилие звуков уборочных машин разного калибра в зале, я поняла, что задремала. Время на удивление пролетело незаметно, когда подруга толкнула в бок: «Пройдите на посадку!». В 03-40 вылететь удалось. Проводники извинялись за задержку, пояснили, что причина - туман и, накормив ужином с вином, которое подали безоплатно, спать уложили.

Проснулась я меньше, чем за минуту до того, как шасси коснулись земли. За окном увиденное меня впечатляло – белая густая пелена и ничего. А потом ррраз и земля в двух метрах. Давно я не слышала, как аплодируют на борту после посадки. Но тут аплодисменты разразились надолго. Так вместо заявленных 9-55 на земле мы оказались в 13 ч.

Спустя три дня рабочих, мы вновь направлялись в аэропорт, на тот же рейс, который был заявлен к прилету в 9-55 из Москвы. Погода за окном – солнечная. За 40 минут утренней езды в пробках все очень резко поменялось. Пелена тумана с каждой минутой становилась все гуще, а видимость падала, и двигаться даже на легковой машине становилось тяжело. И тревожно, понимая, чем грозит нам он. Но на онлайн табло значилось, что из Москвы наш борт вылетел по расписанию, значит, расчет есть, что сядет, несмотря на образовавшийся туман. Мы же сели как-то, хоть и вылетели с задержкой.

-2

Мы прошли быстро все манипуляции аэропортные, которые обычно в регионах не занимают много времени. Более того, приехали впритык, чтобы не томиться в сарайке, который зовется аэровокзалом. В бизнес-зале было нетипично людно, а все взоры пассажиров были устремлены во флайт-радары своих телефонов. Опережая чашку кофе, и я зашла в приложение, понимая по напряженной обстановке, царившей тут, и видом за окном, что мы непременно задержимся. Объявлений официально никаких. Но у себя в телефоне я видела, что в заявленные 8-45 борт не сел, более того, уже нарезает очередной круг в небе около… будь я там, в небе, чувствовала себя в разы хуже, потому что неизвестность на земле еще можно обуздать, а тревогу в небе – нет.

Еще через 10 минут я увидела, что самолет направляется на запасной – в Новосибирск. Через полчала объявили, что из-за метеоусловий вылет нашего самолета задержится до 13 часов, а еще через полчасика, что до 14-30. Отвратительный кофе и консервированные сырники никак не могли спасти положение. Неудобные кресла и диваны с потрескавшейся дермонтиновой обивкой – еще больше раздражали. Значит, не подремать, как в Шереметьево, ни перекусить не получится, а вот задержаться придется. Часть людей куда-то вышли, часть, как и мы предпочли томиться в сарайке. Город Барнаул не располагает к туризму, особенно в условиях промозглой туманной осени, которая развернулась как будто специально для нас.

Зато белочек видно
Зато белочек видно

На радарах онлайн видно было, как борт сел в Новосибирске, провел там около 2-х часов, и снова вылетел в сторону Барнаула, который расположен примерно в 300 км. Причем картина за окном менялась не сильно. Видимость, может, и менялась, но не больше, чем на 50 м. Но как это меняет картину с полетами? Прилетел и зелененький, и уральский, но наш, истратив запасное топливо, был вынужден воспользоваться Новосибирском. И к заявленным на вылет 14-30 он в 14-52 только коснулся земли Алтайского края.

Я размышляла о том, как же непросто пришлось проводникам того рейса этой ночью. Полет дольше, чем положено. Они хоть и любят такие, потому что за них больше платят, но болтаться в неизвестности в небе, нарезая круги, а потом – на запасной… Но в 15 ч они с привычной улыбкой встречали нас на борту. Завтрак, заготовленный на утренний рейс до Москвы подавали в ужин. И тут бы спас бокал сухого, но к завтраку не полагается бесплатно.

В три часа по Москве бы прибыли в столицу. Казалось, даже выспавшимися. Всю дорогу, пока не спали, подруга все пыталась доказать, что надо было сесть, не вылетая на запасной. Ибо другие борта сели. А туман был не такой уж и сильный, автопилот бы справился…