Найти тему

Мужчины, внуки и Высоцкий: как снимала гениальный режиссер Кира Муратова

Знаменитый советский режиссер Кира Муратова создала более 20 фильмов, многие из которых стали классикой мирового кино. Она признавалась, что никогда не хотела чему-то «научить» зрителя, а просто размышляла вслух, картинками на экране.

Именно поэтому ее ленты настолько завораживали, пусть и часто лежали на полке. Многие из них режиссер создала при помощи мужчин, которых любила.

Кинооттепель

Кира родилась в Бессарабии, на территории нынешней Молдовы. В самом начале войны их с мамой эвакуировали в Ташкент, а отец остался на родине, занимался подпольной работой для компартии. Однако во время оккупации его арестовали и расстреляли, и Кира с мамой остались одни.

После войны они приехали в Бухарест, где мать будущего режиссера устроилась на работу в министерстве культуры Румынии. Благодаря своей должности она могла доставать для дочери билеты на любые новые фильмы - так девочка приобщалась к миру киноискусства.

Учиться Кира поехала в СССР. Сначала поступила в МГУ на филологический факультет, но уже спустя год перешла во ВГИК, где осваивала режиссерское мастерство на курсе Сергея Герасимова и Татьяны Макаровой. Ее выпуск как раз пришелся на годы хрущевской оттепели, когда киноискусство оживало, становилось лиричнее и искало новый стиль.

Курсовой работой Киры в 1958 году стал романтический короткометражный фильм «Весенний дождь», снятый совместно с будущим мужем Александром Муратовым. Она выступила в нем сразу в трех ролях: сценариста, режиссера и актрисы в одном из эпизодов.

Кроме того, на Одесской киностудии, куда супруги поехали работать по распределению, они вместе сняли еще две картины: короткометражный фильм «У Крутого яра» и киноленту «Наш честный хлеб».

«Режиссер неснимающий»

Первой самостоятельной работой Муратовой стала лента «Короткие встречи» (1967), где снимался популярнейший в то время Владимир Высоцкий. Ему долго не могли найти партнершу по сценам, поэтому Кире пришлось сниматься самой.

Впрочем, Высоцкий и Муратова очень гармонично смотрелись в одном кадре, а вскоре на экраны вышла картина Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Опасные гастроли» (1969), где они опять сыграли вместе.

Муратова же после «Коротких встреч» сняла фильм «Долгие проводы» (1971). Однако и «Встречи», и «Проводы» руководство Одесской киностудии приняло крайне прохладно: первую ленту выпустили ограниченным тиражом, а выпуск второй и вовсе отложили «до лучших времен». Муратову сняли с поста режиссера и перевели на копеечную должность библиотекаря.

   Высоцкий и Муратова очень гармонично смотрелись в одном кадре и снялись вместе в двух фильмах. Фото: Public domain
Высоцкий и Муратова очень гармонично смотрелись в одном кадре и снялись вместе в двух фильмах. Фото: Public domain

Без кино Кира Георгиевна, по собственному признанию, чувствовала себя «как девушка без юбки», однако и в этой ситуации не сломалась. «Есть птицы нелетающие, а я режиссер неснимающий», - с присущим ей юмором замечала она.

По сути, Муратовой было все равно, лежат ли ее творения на полке или собирают аншлаги в кинотеатрах. Съемки были для нее самовыражением и единственным доступным способом выжить. «Мир вокруг ужасно жесток, и от этого не избавиться. Кто-то пьет, я вот снимаю кино», - говорила она.

Молодые и резкие

Брак Муратовых продержался 10 лет, за это время у пары родилась дочь Марианна. Никто из супругов впоследствии даже не мог вспомнить, кто именно стал инициатором развода. «Почему разошлись? Да просто молодые были, резкие - разругались и все», - вспоминал Александр Игоревич и признавался, что очень давил на жену и в личном, и в творческом плане: «Кире повезло, что мы развелись, иначе она бы не стала той самой Кирой Муратовой».

Оставшись вдвоем с дочерью без работы и практически без средств к существованию, Кира Георгиевна отказалась принимать помощь от бывшего мужа. И тогда Александр сам на себя подал в суд, чтобы определить размер алиментов. Благодаря этим деньгам Муратова сумела продержаться на плаву.

Оба бывших супруга были слишком заняты, чтобы заниматься дочерью. Предоставленная сама себе, Марианна попала в дурную компанию и подсела на наркотики, которые стали причиной ее ранней гибели. У женщины остались двое сыновей - Александр и Антон. После смерти дочери Кира Георгиевна забрала внуков к себе и с детства снимала в эпизодах своих кинолент.

Супруги-соавторы

Не имея возможности снимать в Одессе, Муратова перебралась в Ленинград и устроилась на киностудию «Ленфильм». Позднее она говорила: «Мне безразлично, где жить, если там можно работать».

Именно в Ленинграде Кира Георгиевна познакомилась с будущим вторым мужем - художником Евгением Голубенко. Их роман удивлял многих: Голубенко был моложе своей избранницы на 22 года, но ее возраст не имел для него никакого значения. Супруги прожили вместе до самой смерти Муратовой. Евгений Иванович стал не просто верным спутником ее жизни и поклонником таланта жены, но также соавтором сценариев и художником ее фильмов.

   Голубенко утверждал, что с Муратовой очень легко работать - мол, она никогда не кричит и не устраивает истерик. Фото: Public domain
Голубенко утверждал, что с Муратовой очень легко работать - мол, она никогда не кричит и не устраивает истерик. Фото: Public domain

Вместе с Голубенко Кира Георгиевна сняла фильмы «Последнее возвращение», «Мелодия для шарманки», «Настройщик», «Три истории» и некоторые другие. Художник утверждал, что с режиссером очень легко работать - мол, она никогда не кричит и не устраивает истерик. Правда, не все, кого судьба сталкивала с Муратовой на съемочной площадке, соглашались с Голубенко: многие считали ее очень требовательной и не способной идти на компромисс. Но все сходились в одном - что она гениальна.

В последние годы жизни Кира Георгиевна почти не выходила в свет и редко соглашалась на интервью, предпочитая тихую старость. 6 июня 2018 года Муратовой не стало - причиной смерти стала продолжительная болезнь. Похороны прошли очень скромно, на них присутствовали только ее самые близкие друзья и родные. Такова была последняя воля гениального режиссера.

Опальная лента

Первый самостоятельный фильм Киры Муратовой «Долгие проводы» завоевал скандальную репутацию. Картину чудом удалось закончить, однако на экраны она вышла только в период перестройки.

Кира Георгиевна сняла «Долгие проводы» в 1971 году. По современным меркам ничего крамольного в картине не было, но цензоры усмотрели в ней «противопоставление интеллигенции и народа», а это для советского зрителя были вещи недопустимые. Фильм на долгие годы лег на полку - публика увидела его только в 1987-м.

   Увидев «Долгие проводы» (1971), цензоры потребовали уволить Муратову, а фильм отправили на полку на 16 лет. Фото: Public domain
Увидев «Долгие проводы» (1971), цензоры потребовали уволить Муратову, а фильм отправили на полку на 16 лет. Фото: Public domain

Но это еще не все. Из Министерства культуры пришел приказ уволить Муратову с формулировкой «несоответствие занимаемой должности», то есть за профнепригодность. Однако директор Одесской киностудии Геннадий Збандут сумел найти выход: даже в угоду партийным бонзам он не мог выгнать Киру Георгиевну, поэтому тихо перевел ее на должность библиотекаря.

На копеечную зарплату выжить было невозможно, и опальный режиссер возвратилась к профессии актера. Кроме того, Збандут предложил Муратовой преподавать в «Школе киноактера». Занятия, которые она вела, стали прекрасным стартом для многих будущих артистов кино. Например, их с благодарностью вспоминал режиссер и актер Николай Седнев, известный по фильмам «Одесса-мама», «Настройщик» и др. Ему не просто повезло обучаться у Киры Георгиевны азам мастерства, но потом еще и поработать с ней.