В гештальт-терапии невроз понимается не столько как расстройство внутреннего физического состояния или наличие психологического конфликта у индивида, сколько расстройство функции взаимодействия между индивидом и миром, или как принято говорить в гештальт-терапии, между организмом и средой. Ф. Перлз утверждал, что невроз возникает, когда индивид оказывается не способным изменять свой образ действия и способы взаимодействия со средой.
Невроз – это жёсткое проявление одной из полярностей человеческой личности, результатом чего является блокирование обеих полярностей и «не-выбор», или – не принятие решения».
В ситуации "не-выбора" человек остается на уровне размышлений, но не действий. Что приводит к внутриличностному конфликту, который не может разрешиться, т.к. для этого должно произойти действие, чтобы внутренние размышления получили какой-то результат, на основе которого человек может сделать выводы и завершить ситуацию.
Конфликт всегда связан с напряжением, которое сложно выносить, поэтому мы научились его подавлять, переключать свое внимание, обесценивать значимость, того к чему мы стремимся, говоря иначе мы научились преждевременному примирению конфликтов. "Мне это не важно", "пусть само как-то решиться", "да он/она мне и не интересны были", "я не знаю чего хочу" - вот те выражения, которые являются следствием преждевременного примирения конфликта.
С одной стороны, такое поведение уберегает нас от риска (реализация своих желаний, выбор и взаимодействие с другими - это всегда риск). Но с другой, в выражениях выше явно проглядывается, тоска, грусть и апатия. И это правда та цена, которую мы платим за мнимую безопасность.
Согласно Немиринскому О.В., невроз – «это победа над собой, само завоевывани и выбор мнимой безопасности».
Ф. С. Перлз считал, что человек, находящийся в гармонии с собой и окружающей средой, как формирует, так и разрушает гештальты, а точнее завершает их. Энергия расходуется и вновь наступает спокойствие – фигура, выполнив предназначение, становится частью фона, просто историей. Если же потребность не удовлетворена (по тем или иным причинам), гештальт остаётся не завершённым. Энергия сохраняется в теле. Если же с каждым разом энергии выделяется всё больше, а фигура не разрушается, не переходя в фон, то наступает та самая поломка, ведущая в невроз.
Перлз выделил несколько способов, которыми человек останавливает энергию для удовлетворения потребности. И назвал их "механизмы прерывания контакта".
Механизмы прерывания контакта.
Интроекция. «я не могу этого сделать, так делать нельзя, это плохо, такие, как я (хорошие, воспитанные, умные, вредные), так не делают» или чем-то похожим. Энергия остается в человеке и даже не начиная движения к объекту. Потому, что «выходить нельзя, даже пытаться не буду». Основными источниками их являются родительские семьи, ближайшее окружение, школа и т.д. Данные формы убеждений «проглатываются», не проходя ни проверки ни обработки. И, будучи изначально чужеродными, причиняют вред. При этом изначально они использовались для выживания, были удобными и полезными. Но со временем став архаичными, начинают тормозить человека в развитии и приносят вред.
Проекция, энергия всё же выходит, но останавливается прямо возле объекта, для которого она создана. Причина в этом случает – «не буду этого делать, он ведь такой (плохой, злой, опасный, очень добрый, не тот и т.д.), которому этого делать нельзя». При этом, качества, приписываемые объекту, как правило, принадлежат самому человеку, их «рождающему». В данном случае причиной формирования такого способа поведения и отношения является нежелание, а порой и неспособность, присвоить себе некоторые качества. Они могут быть либо неприятными, либо просто непонятными или неприемлемыми.
Дифлексия – это излюбленный большинством способ «сливать» энергию. Не переживать, обесценивать, откладывать, переключаться на что-нибудь другое и т.д. Позитивно ориентированное мышление – это дифлексия. «Давайте не замечать плохого в этом мире» - это дифлексия. При таком способе энергия не может накопиться в достаточном количестве для действия. Она постоянно есть, чувствуется в виде тревоги, но в потенциал действия не переходит.
Наиболее распространённым, в случае рассмотрения невроза, считается ретрофлексия - «делаю себе то, что хочу сделать другим, или делаю себе то, что хочу, чтобы другие мне сделали». В её описании основной мыслью является то, что возникший порыв, возбуждение, движение к объекту по тем или иным причинам останавливается и возвращается самому себе. Очень излюбленный пример у психологов - клиент на сессии постукивает свою руку кулаком, психолог спрашивает, вы не с кем не ссорились недавно и клиент рассказывает как сильно злится на свою подругу. Очень упрощенный пример, но он демонстрирует данный механизм прерывания контакта.
Есть еще два дополнительных способа прерывания контакта – конфлюэнция и эготизм.
При конфлюэнции, или слиянии, энергия создаётся, возникает, но бродит внутри некоего МЫ, где нет разделения и не совсем понятно – для кого она и как подействует (нам же комфортно, нам же хорошо).
При эготизме энергия всё же достигает объекта, процесс взаимодействия начинается. Но из-за постоянного контроля за собой или ситуацией вообще, постоянного наблюдения, а порой и любования, взаимодействие не достигает результата, удовлетворения не наступает и она остаётся неизрасходованной. «Достаточно ли хорошо мы взаимодействуем, правильно ли я стою, такое ли освещение». В этом случае не наступает насыщения от производимого действия. Можно сравнить с откусанным яблоком, которое человек жуёт и жуёт, наблюдая за процессом, но не глотает. В лучшем случае может просто выплюнуть.
Общей чертой для всех способов прерывания контакты является то, что кроме физических страданий, возникают сложности на психологическом уровне. Постоянное напряжение, тревожность, душевный дискомфорт в купе с большими энергозатратами на подавление эмоций постепенно снижают адаптационные способности организма. Человек становится ранимым. Снижается порог чувствительности. Все это приводит к неудовлетворенностью жизнью и ощущением обреченности.
А что с этим возможно делать, мы рассмотри в следующей статье.
-------------------------------------------------------------------------------------
Запись на консультацию: http://psybarkin.tilda.ws/
Группа в ТГ: https://t.me/opsychannel