Найти тему
Спорт РИА Новости

"Ампутанты из СВО не распускают сопли": капитан полиции стал чемпионом

Оглавление
   Российский паралимпиец Вячеслав Латышев© Фото : Личный архив Вячеслава Латышева
Российский паралимпиец Вячеслав Латышев© Фото : Личный архив Вячеслава Латышева

Олег Богатов

Он пришел в полицию из-за денег, прослужил в органах более двух десятков лет, попал в жуткую аварию на мощном мотоцикле по вине пьяного наркомана, но нашел в себе силы начать новую жизнь, которая без одной ноги стала для него еще более интересной. Мотивирующая история чемпиона России по парасноуборду Вячеслава Латышева - в интервью РИА Новости Спорт.

"Протез мне дали спустя полтора года после ДТП"

- Вячеслав, с чем связан ваш визит в Москву?

- У меня сломались оба протеза. Мы недавно ходили в поход в горы, первый разрушился и пришлось надевать сноубордический. Но он не предназначен для таких нагрузок и тоже пришел в негодность. Я взял старый, примотал его скотчем к ноге и так и хожу. Решаю вопрос в ортопедической клинике.

- На сколько его хватает?

- Обычно получаешь с годовой гарантией. Я вместе с благотворительным фондом хотел пробежать дистанцию 10 километров на Московском марафоне, но не сложилось.

- Импортные протезы лучше?

- Я с ними не сталкивался, но раньше заказывал в Перми, а там их делают для обычных людей. Когда мне делали первый, то за полгода я сломал их штук шесть. И когда я стал заказывать в другом российском предприятии, то, думаю, в Перми наконец-то вздохнули спокойно: Латышева нет и слава богу. Потому что их фирму я слегка подразорил.

- В начале года в тяжелую ситуацию попал олимпийский чемпион по фигурному катанию Роман Костомаров, которому ампутировали кисти рук и лодыжки, но сейчас он уже тренируется. Вы следили за ситуацией?

- По новостям. Роман, конечно, молодец. Но он все-таки спортсмен. Когда простые люди оказываются в подобном положении, то начинают, грубо говоря, бухать. А он выкрутился и хочет вернуться в спорт. И я им восхищаюсь.Но есть нюансы. Он очень известен и у него была большая поддержка. Может быть, я ошибаюсь, но это моя точка зрения. Ему быстро сделали протезы и все подогнали. Спустя несколько месяцев после ампутации он уже начал работать на велотренажере. У простых людей это происходит совсем по-другому. У меня после ДТП протез сделали только спустя полтора года. Он весил несколько килограммов, у меня было ощущение, что он залит свинцом. Да, Роман молодец, но если бы был не так известен, была бы другая история. Когда я в Чусовом проходил все этапы для получения инвалидности, это было что-то.

- Сейчас люди порой возвращаются из зоны СВО с различными травмами. Знаю, что Паралимпийский комитет России проводит с ними большую работу по адаптации к жизни и спорту. А какие бы слова для них нашли вы?

- Знаете, у военных совсем другая история, среди них очень много сильных людей. Я недавно ходил в Сочи в поход с людьми с ампутациями, жил в палатке с Серегой, который наступил на мину. И он сказал: иду в поход на полтора десятка километров для того, чтобы испытать протез. Если я пройду маршрут туда и обратно, то вернусь на СВО. И другие ребята тоже хотят вернуться, я еще не видел ни одного, кто бы после таких тяжелых травм распустил бы сопли. А один парень раньше занимался хоккеем и сейчас хочет пойти в следж-хоккей. Довольно доступны и сноуборд, и горнолыжный спорт. Я думаю, что пройдет год-два и уже новые спортсмены будут приезжать на соревнования.

   Российский паралимпиец Вячеслав Латышев© Фото : Личный архив Вячеслава Латышева
Российский паралимпиец Вячеслав Латышев© Фото : Личный архив Вячеслава Латышева

"Скорая приехала через 2 часа, я все это время валялся на дороге"

- Как вы попали в ДТП?

- Я уже года четыре ездил на мотоцикле, у меня был "Кавасаки", 600 "кубиков". А когда ты немного повернут на скорости, то драйв и адреналин просто сумасшедший. Шестисот кубов стало не хватать. Я купил новый "Кавасаки" с объемом двигателя 1400 кубов и 200 лошадиных сил. Поездил немного и прежний владелец мне сказал: у меня есть кое-какие запчасти, забирай. Я поехал в Пермь, а навстречу БМВ. Суббота, дорога широкая, впереди меня идет "ГАЗель", на дистанции в полкилометра нас всего трое. Владелец "бэхи" миновал "ГАЗель" и резко вылетел на мою полосу. Я немного успел среагировать, ушел от лобового столкновения, но он прошел боком по мне и раздробил мне ногу. Даже хорошая защита не спасла. "Скорая" приехала часа через два, я все это время валялся на дороге. А когда прибыла полиция, то у него нашли и алкогольное опьянение, и наркотическое. Состоялся суд и вынес решение - я виноват.

- Как?

- Вот и я так же спрашивал, ведь я был трезвый и ехал по своей полосе? Я оспаривал решение и его просто на год лишили прав.

- Даже компенсации вам не было?

- Ничего. Я нашел в ютубе посекундную запись с видеорегистратора машины, которая шла за мной. А судья отвечает - да я сам тебе таких фильмов наснимаю. Видимо, тот водитель хорошо проплатил, как и гаишникам. Потому что когда меня увезли, то они составили схему происшествия совсем в другом месте. Остановили пару человек и они им, естественно, все подписали. Я проехал мост и после этого еще метров 200. А они все фиксируют на мосту и еще и подгоняют меня под лишение прав. Якобы пересек сплошную линию и при этом еще и без света ехал. Я написал на них жалобу в Пермь, а ее вернули в Добрянку и, естественно, никто ни в чем разбираться не стал. А мне прислали отписку.

- Но вы же были капитаном полиции, неужели даже это не помогло?

- Нет, я своими правами никогда не пользовался. А мне написали, что я не соблюдал боковой интервал и сам врезался в машину. Сам - решил попробовать, отвалится у меня нога или нет? Я ведь раньше был высокого мнения о нашем правосудии. Потому что много раз задерживал преступников за грабежи или разбой и их всегда присаживали.

"Поворачиваюсь и вижу - ноги-то нет"

- После ДТП у вас серьезно повреждена нога, "Скорой" нет - вы сознание не теряли?

- Нет, отполз в сторону, потому что шли грузовики и я подумал: если еще не разбился, то теперь точно придавят. Закинул ноги на отбойник, а потом люди остановились и перетянули поврежденную жгутом. Записку со временем перевязки в жгут воткнули и все.

- Что вы чувствовали, когда ноги фактически нет?

- Я сначала не понял, смотрю руки целые, перчатки и новая куртка порвались. Жалко было экипировку, она была классная. А потом поворачиваюсь и вижу - ноги-то нет. И первая мысль - а как я на сноуборде буду теперь кататься? Как ведь показывают в фильмах - человек орет и брызжет кровь. У меня этого не было, я не чувствовал боли. Позвонил жене и сказал: я до Перми не доехал. Она спрашивает: "У тебя все нормально?" - Да, нога только отвалилась. Она говорит: "У тебя шутки дебильные". А потом заплакала.

Меня повезли в больницу на "буханке" на носилках, которые, видимо, для трупов предназначены. Ногам вдруг стало тепло - смотрю, а они все в крови. Первый день в реанимации больницы, когда я проснулся, то думал, что мне сон приснился. А потом смотрю - ноги нет, это не сон. Это было 24 сентября 2016 года, а в больнице в Добрянке тогда была просто жесть. Там реально можно было сдохнуть, нормальное лечение началось только через неделю в Чусовом.

   Российский паралимпиец Вячеслав Латышев© Фото : Личный архив Вячеслава Латышева
Российский паралимпиец Вячеслав Латышев© Фото : Личный архив Вячеслава Латышева

"Сослуживцы радовались – наконец-то Латышев получил свое"

- Вы были в жуткой депрессии?

- Самое тяжелое началось потом: раньше телефон у меня звонил, почти не переставая, я старался всем помочь. Когда попал в ДТП, он также продолжал звонить первые дни. А потом почти все звонки прекратились и для меня это было вторым психологическим ударом. Ты думал, что у тебя много друзей, а большинство из них просто от тебя отвернулись.

- Кто-то забыл, а кто-то, может быть, даже обрадовался.

- Да, те, кто остался у меня в друзьях, потом говорили, что для многих других это был праздник - наконец-то Латышев получил свое.

- Кому же вы так перешли дорогу?

- Больше радовались сослуживцы, и это стало новым испытанием. А третий удар - когда начались суды и тебя из полиции никто не поддержал. Даже сказали, что страховка мне не положена. Это в общем-то всегда ожидаемо. У меня стаж 25 лет и я своим сотрудникам всегда говорил: если у вас что-то случилось, то вы никому не будете нужны. И я на своем примере я это все прочувствовал от и до. Мне не хотели давать даже положенный отпуск. Процентов пятьдесят людей, если не больше, от меня тогда отвернулось. Зато сейчас встречаешь их на улице и они говорят: Вячеслав Юрьевич, мы всегда в вас верили.

- В таких случаях многие семьи рушатся. Поддержка супруги стала самым главным в новой жизни?

- Да, семья отнеслась очень понимающе, в первую очередь жена Наташа. Она увидела передачу, в которой старший тренер сборной России Евгений Владимирович Пронашко рассказывал о парасноуборде и приглашал заниматься. И она предложила мне попробовать.

- Вам не снится, что по-прежнему здоровы?

- В первый год было. Просыпаешься, вспоминаешь, как бегал во сне, а потом видишь протез у кровати. А сейчас я смирился с этим, человек ведь ко всему привыкает. После ДТП у меня жизнь стала намного интереснее, ты постоянно выезжаешь на сборы и соревнования. К тому же поддерживаешь себя в хорошей форме. И мне это очень нравится. Особенно когда видишь бывших сослуживцев с огромными животами.

- Фантомную боль не испытываете?

- Да, такое чувство было, в первые года два. Нога болит, а ты понимаешь, что у тебя ее нет. Сейчас это ушло, но если хочешь почесать ногу, то находишь точку, которая, например, отвечает за мизинец.

   Российский паралимпиец Вячеслав Латышев© Фото : Личный архив Вячеслава Латышева
Российский паралимпиец Вячеслав Латышев© Фото : Личный архив Вячеслава Латышева

"В полицию ушел из-за денег"

- Каких-то чувств нет в день, когда разбились - 24 сентября?

- Нет. Иногда вспоминаю, что это у тебя второй день рождения. Кстати, тогда было столько предпосылок, чтобы ничего не случилось. Мы в субботу пригласили в гости тещу на шашлыки, а она говорит: я работаю, давайте в воскресенье. Потом должен был выехать утром, но товарищ из Перми сказал, что может быть дома только вечером. Затем у меня кофр на мотоцикле отвалился, я вернулся и нашел его. И последнее - там дорогу ремонтировали, идет колонна машин и рабочий просит меня притормозить. Если бы я это сделал, то не попал в аварию, мы бы разминулись. То есть было столько знаков, чтобы я не угодил в эти секунды в это место.

- Вроде бы такие случайности, но одна цепляет другую.

- Я называю это судьбой, если так сложилось, значит, так надо.

- У вас же была авария и когда вы занимались санным спортом?

- Мы с Андреем Гилевым катались в двойке, стали мастерами спорта и на трассе в Сигулде перевернулись. Нога у Андрея выпала за борт, он ударился за металлоконструкции и получил серьезный перелом. И я остался без партнера. Андрей в спорт не вернулся, я еще сезон выступал на одноместных санях, а потом завершил выступления. Окончил институт физкультуры и два года работал тренером. Набрал четыре группы малышей и мне работа нравилась. Но я получал тогда, условно говоря, 60 рублей, а знакомый в милиции, сержант без высшего образования - 500. Я уже женился, у меня родились дети и семью надо было кормить. Пошел стажером и мне положили 250. Причем мы работали сутки, а потом трое отдыхали, было время для других занятий. Так и дошел до капитана.

- Пенсия у вас сейчас большая?

- Порядка 27 тысяч и около двух получаю за инвалидность.

- Всего-то?

- Да, 1800 с копейками.

- А в парасноуборде?

- Я сейчас выступаю за Москву и в "Русской горнолыжной школе" мне платят около 20 тысяч. Так что в месяц порядка 50 выходит.

- В чем вас изменила трагедия?

- Она дала мне возможность начать жить заново. Вторая половина жизни у меня гораздо интереснее и насыщеннее. К тому же я узнал мнения о себе людей, которым раньше очень доверял. Мне сейчас все нравится.