Мало где дети так избалованы, как в Японии. Что хотят, то и творят! Нет запретов. Слышали такое? А помните героя анекдота — парня, который приклеил жвачку на лоб мамочки непослушного ребёнка и заявил, что его тоже воспитывали по японской системе, так что ему как и мальчику всё дозволено…
Это глаза👀 моего мужа-японца в миг, когда я рассказала ему тот самый анекдот.
Когда же добавила, что среди русских бытует мнение, будто маленькие японцы живут в мире без запретов, поскольку дети в Японии — боги, он не поверил🤷♀️
К чему эта беседа?
Мы смотрели телевизор, на экране была викторина. Специалист, приглашённый в качестве эксперта и похожий на Айболита, рассказывал о празднике Сити-го-сан (яп. 七五三, букв. «семь-пять-три»). И в этот момент я, кажется, начала догадываться об истоках «японской системы» из анекдота.
- Почему японские малыши — не дети своих родителей?
- Такие уж боги — маленькие японцы?
- Правда ли, что «богам» всё дозволено?
Сейчас расскажем вместе с мужем и экспертом, должность и имя которого я, к сожалению, не записала.
«До семи лет японцы считали своих малышей детьми Бога», — говорит он. При этом в русскоязычном интернете богами называют самих детей. Запуталась! Пошла читать и наткнулась на поговорку…
7歳までは神のうち。Если переводить дословно: «До семи лет внутри бога» или «До семи лет божий дом».
«Но что это значит? — спрашивает муж. — Даже мне, японцу, сложно понять»🤷🏻
Как не переводи, ясно одно: до семи лет маленькие японцы не признавались детьми людей. Почему?
Праздник Сити-го-сан,
о котором шла речь в телевикторине, посвящен росту детей и берет свое начало в период Хэйан (794–1185), когда детская смертность была очень высокой. Дожил до 3 лет (сан) — ура! До 5 лет (го) — ура! До 7 (сити) — ура, стал ребёнком человека!
На самом деле, детей приводили на праздник в 2, 4 и 6 лет, потому что японцы учитывали и период беременности.
Получается, в древности японские матери, даже родив несколько детей, не были уверены, что те доживут до 7 лет и будут здоровы, поэтому предпочитали думать, что их малыши — дети бога.
На Руси разве не так?
Моя бабушка, которой сейчас 87 лет, помнит время, когда маленькие дети часто «сгорали» до года, и это воспринималось как будни жизни. Малыш начинал ходить, теперь его босые ноги были в сырости и холоде, памперсов нет, а в избе земля вместо пола, — всё! Лихорадка, ребёнок «сгорел». Языком врачей — умер от пневмонии.
Других причин для горя тоже хватало.
Что-то подсказывает мне, что где-то в языческом прошлом мы оставили свой Сити-го-сан… Ведь ещё совсем недавно, в первой половине XX веке, в деревнях люди не спешили регистрировать малышей. Ребёнок мог родится летом, а записан зимой. Бабушка это помнит и не даст соврать…
Японские дети и их праздник
Существуют различные теории о вехах 3 года, 5 лет и 7 лет. Например, когда в Японии начали использовать китайский календарь, нечетные числа считались благоприятными, а эти числа символизировали вехи роста:
- 3 года — понимание слов,
- 5 лет — мудрость,
- 7 лет — изменение молочных зубов.
Интересно, что церемония Сити-го-сан для каждого года имеет свое название и значение.
3 года. Камиоки — церемония «сбережения волос». Малышей брили наголо, а отросшие к этому дню волосы завязывали у мальчиков на затылке, а у девочек пучками по бокам.
5 лет. Хакамаги-но-ги — церемония, на которой мальчик впервые носит хакаму, традиционные японские широкие брюки со складками.
7 лет. Оби-токи («перемена пояса») — церемония, когда девочка впервые одевается как женщина, ей завязывают «взрослый» пояс для кимоно — оби.
Боги ли японские дети?
Да, традиция ещё существует, церемонии Сити-го-сан проводятся ежегодно 15 ноября, а потом красивые фото детей украшают семейные альбомы. Это доходный бизнес. Родительские траты могут достигать 100 тыс. иен (около 66 тыс. рублей).
Однако, о том, что до 7 лет дети считались детьми бога, мой муж-японец, например, узнал только от телевизионного эксперта. Такие нюансы не всем известны, иногда иностранцы знают больше чем сами родители «богов»))
И, разумеется, к своему ребёнку японцы не относятся как к богу. Да и стыд как элемент японского воспитания, о котором всё ещё любят писать российские психологи, по словам мужа, давно себя изжил. Толковая работа об этом была написана ещё в 1946 году Рутом Бенедиктом (книга «Хризантема и меч: модели японской культуры»). Но где 1946 год? На дворе 2023…
В последнее время, как заметил муж, наметилась страшная тенденция — молодые родители стали всё чаще детей убивать.
Да, вы всё правильно прочитали. Я тоже думала, что ослышалась… Причины уже принялась изучать. Обязательно напишу.
А сейчас предлагаю отметить Сити-го-сан всем мысленно и делать это ежедневно, независимо от того, сколько нам лет. Ведь жизнь — ценность великая, хоть и опасная.
Продолжение следует…