- А где я могу найти кого-нибудь нормального?
- Нигде, ответил Кoт, - нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожиe. И это, по-моему, ноpмально.
Льюис Кэрролл "Алиса в стране чудес"
Норма и ненорма?
Где граница между двумя этими понятиями?
- - - - - -
Один ребенок в 1,5 года имеет некий запас слов, а другой говорит минимум... Но при этом абсолютно спокойно натягивает на себя колготки.
Один первоклассник легко справляется со шнурками на обуви, а другой носит обувь на липучках и не умеет завязывать эти пресловутые верёвочки... Но прекрасно знает чем леопард отличается от гепарда.
Один подросток не выходит на улицу и проводит время за прочтением книг, а другого не загнать домой и не усадить за уроки... Но он такое выделывает на турнике!
Один взрослый очень эмоционален и вспыхивает по любому поводу, а другой обычно спокоен... Но если его разозлить - "держите меня семеро".
- - - - - -
Я сейчас не поднимаю вопрос медицинской нормы, это особая песня, которую нужно петь исключительно под руководством опытного доктора. Выход за рамки клинической нормы, конечно, требует особого внимания.
Я про норму социальную и психологическую.
Счастливы те дети (из перечисленных выше и огромной массы других детей), чьи родители, определяя норму для своего чада, ровняются на его индивидуальные особенности и условия развития, а не на "того мальчика", который в чем то его превзошел. Сравнение с другими сломало не одну детскую психику. К сожалению...
Каждый уникален в своём.
Каждый ценен по своему.
Каждый индивидуален со своими особенностями и интересен как личность.
Неуспешный в одном виде деятельности обязательно может быть успешен в другой. Главное ее найти. Как это сделать?
Иногда бывает сложно. Но один "рецепт" работает безотказно всегда.
Он прост - замечать положительное!
Делать на нем акцент и пытаться развить, использовать во благо именно те самые моменты, которые удаются. И сравнивать только себя (ребенка) только с собой (ребенком), но чуть раньше. Отмечая прогресс. Т.е. использовать метод "зелёной ручки", разработанный Т. Иванко, которая, занимаясь со своей дочерью, обводила в прописи самые лучшие знаки, говоря: "Идеально!", вместо подчеркивания красной ручкой допущенных ошибок. Она обратила внимание, что это очень стимулировало девочку к повторению положительного опыта.
Кроме того, важно отметить, что достаточно сложно научить тому, к чему нет способности или желания. Это напрямую связано с независимостью и свободой. И очень похоже на дрессуру животных.
Знаете почему кошки плохо поддаются дрессуре? Потому что они не имеют стойкого инстинкта подчинения и даже заученные команды выполняют при способствующем настроении. Но нормальны ли кошки? Мне думается да☺️
Иными словами, представляется, что нормальность и ненормальность - это условности, которые значительно ограничивают нас при выборе субъекта взаимодействия, формата и линии поведения с ним. Норма - понятие очень неоднозначное, оно зависит от окружающего социума, от профессии, вида деятельности, социальной роли. Если для молодой мамы ложиться отдыхать в течение дня, каждый раз, когда уснул младенец - норма (причем даже необходимость), то представьте себе профессора университета, который засыпает во время лекции, потому что тоже устал...
В этой связи, говоря о норме во взаимодействии, я бы скорее использовала понятие принятия. Вместо вопроса: "а нормальный ли он вообще?", а я бы задавала "принимаю ли я этого человека таким?". А дальше все зависит от степени заинтересованности в общении с ним.
Итак, каждый из нас нормален. По своему...😉
Что вы думаете по этому поводу?
Ваш бережный психолог - Елена Димитрова https://taplink.cc/elenadimitrova
За принятием и пониманием себя приглашаю Вас на онлайн консультацию или очно в уютный кабинет в Центральном районе г. Сочи!
Автор: Елена Димитрова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru