В предыдущей публикации я рассказал о районе Лианозово, где мне довелось пожить 5 лет. И я не ожидал, что здесь есть интересные объекты. Несомненной достопримечательностью Лианозово является Музей художника Константина Васильева или Музей славянской культуры, появившийся здесь в 1998 году стараниями энтузиастов.
Художник Константин Алексеевич Васильев прожил недолгую жизнь. Он погиб, когда ему было всего 34 года. Однако жизненный путь художника измеряется не прожитыми годами, а оставшимися после него работами. 400 живописных полотен и графических листов - вот итог его вдохновенного труда. Детство, юность и зрелые годы художника прошли в небольшом посёлке Васильево под Казанью. Рисовать он начал рано. Когда ему было 11 лет он поступил в Московскую среднюю художественную школу-интернат при институте им. В.И.Сурикова. Позже он перевёлся в Казанское художественное училище, которое окончил с отличием по специальности театрального декоратора.
В самом начале творческого пути, в поисках себя, Васильев "переболел" абстракционизмом и сюрреализмом, позже и экспрессионизмом. Он пробовал писать в стилях и направлениях, во главе которых стояли такие имена, как Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Генри Мур. Васильев стал создавать интересные работы в их ключе. Весной 1967 года в дом Васильевых пришла беда: тяжелый, неизлечимый недуг обрушился на младшую сестру Людмилу. Для Кости она была не только любимой сестрой, но и близким другом. В последние месяцы жизни, не имея сил подняться с постели, она вслух читала былины, а Костя, чтобы скрасить ее одиночество, в той же комнате писал картины.
Одно время теплые отношения связывали Константина с Леной Асеевой, выпускницей Казанской консерватории. Елена успешно окончила учебное заведение по классу фортепьяно и, естественно, прекрасно разбиралась в музыке. Это обстоятельство особенно влекло Константина к девушке. Однажды он решился и сделал ей предложение. Девушка ответила, что должна подумать. Но нет… .
Немного вернусь к дому, где расположен музей. Среди старожилов Лианозово существуют две версии. По первой версии это здание, известное под названием "Белая дача" принадлежала управляющему имением, по другой - управляющему Савеловской железной дорогой. После Октябрьской революции здание использовалось под коммунальное заселение. Здание типично для строений начала XX века - двухэтажных загородных особняков, с двускатной черепичной кровлей, крыльцами, застекленными верандами, высокими дымовыми трубами. Такого типа постройки еще в 1970-е годы можно было видеть на окраинах столицы. Первоначальное декоративное убранство почти не сохранилось. Потребовалась очень длительная реставрация для того, чтобы здание приобрело современный вид и смогло использоваться как музей.
Экспозиция музея расположена на двух этажах. Первый этаж, состоящий из трёх залов, полностью посвящён творчеству К.Васильева. Здесь можно увидеть десятки его полотен, а также станок, за которым он писал. См. видео по ссылкам https://dzen.ru/video/watch/651c43375ad1f31d5e86ebde; https://dzen.ru/video/watch/651c449da70e6725148b8e45 и https://dzen.ru/video/watch/651c4578b6bf8e1406282604.
Самое время вернуться к творчеству К.Васильева. Художник долго не мог найти свой особый стиль. В 1969 году Константин Васильев написал картину "Северный орел". У произведения интересная история. Однажды друг художника Олег Шорников рассказал ему, что видел в лесу большого орла, который сидел на поваленном дереве и чистил перья. Шорников описал особый пронзительный взгляд птицы, когда она заметила человека. Анатолий Доронин в книге "Константин Васильев. Жизнь замечательных людей", так описал первую демонстрацию художником своей картины: "Когда в условленное время Васильев снял с полотна покрывало, в комнате воцарилась необычная тишина. Друзья предполагали увидеть какую угодно птицу, но… мужика с топором никак не ожидали. <…> Зрителя буквально сверлил орлиный взгляд мужественного человека, властелина тайги, одухотворяемого природой и одухотворяющего первобытную стихию леса своим трудом, мужеством и волей. Картина радовала сияющим тоном, поражала сложностью тончайшей игры света в бесконечном узоре инея, заснеженной хвои, веток, стволов".
Картину отнесли к новому для творчества художника направлению живописи - символическому реализму. В том же 1969 году Васильев начал подписывать свои работы как "Константин Великоросс". Вдохновение для новых картин Васильев нашел в литературе. Художник с детства сохранил любовь к сказкам и народному эпосу. Его интересовали русские былины и предания, скандинавские, древнеисландские и древнегерманские мифы и саги.
В начале 1970-х годов он создал цикл "Русь былинная", в который вошли картины "Илья Муромец и голь кабацкая", "Бой со змеем", "Русский витязь" и другие. Проиллюстрировал Васильев и памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". Он изобразил главных героев эпоса, в том числе самого князя Игоря.
Также художник нарисовал иллюстрации к операм Вагнера, которые часто слушал. Так появились картины "Валькирия над сражённым Зигфридом", "Заклинание огня", "Карлик Нибелунг Альберлих" и многочисленные графические эскизы к музыкальному циклу. Героями картин Васильева часто становились богатыри и воины, в произведениях он изображал сражения или битвы.
Батальную тему Константин Васильев продолжил в серии полотен, посвященных Второй мировой войне. Работа "Парад 41-го" поразила искусствоведов необычным ракурсом. Васильев решил изобразить вид на парад 7 ноября 1941 года на Красной площади с храма Василия Блаженного. Так художник сделал акцент на памятнике Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. В этот цикл вошли также парадный портрет маршала Георгия Жукова, картины "Нашествие", "Тоска по Родине" и "Прощание славянки". На создание последних двух произведений его вдохновили старые русские марши.
Символизм Константина Васильева особенно проявляется в его последних работах. Одним из любимых образов художника с юных лет была свеча. Она появляется на картинах - "Ожидание" и "Человек с филином", которые Васильев написал в 1976 году. Герои полотен держат в руках горящие свечи, а у ног старца на картине "Человек с филином" находится свиток, на котором написано "Константин Великоросс".
Константин Васильев очень любил книги Фёдора Достоевского. Еще в интернате у него появилась идея нарисовать иллюстрации к его произведениям. К творчеству писателя он обращался на протяжении всей жизни, а в 1973 году даже написал портрет Достоевского, где мы также можем увидеть свечу.
На первом этаже представлены и другие работы мастера, которые вошли в золотой фонд творчества Константина Васильева. Есть у художника выразительная работа "Старец", создающая необычайно емкий образ, сильный характер. И даже не верится, что это не портрет с натуры, а синтез наблюдений живописца.
В детстве отец художника часто брал его на рыбалку, на охоту, где Костя рисовал реку, лодку, отца, избушку лесника, лесную пасеку и все, что встречал на своем пути. Красоту этих мест и любовь к родным краям Константин пронес через все свое творчество.
Осмотрев однажды экспозицию, летчик-космонавт Алексей Леонов написал: "Несомненно, все это проявление редкого таланта, огромного трудолюбия и понимания своего места на Земле... Приходится горько сожалеть о трагической судьбе художника и радоваться, что он оставил о себе большую память состоявшегося художника, как свой вклад в культуру человечества".
Продолжение об экспозиции музея в следующей публикации. Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.