Не устаю повторять, что машины – это не мое. У меня никогда не было прав, за рулем сидел от силы десяток раз в своей жизни, а визуально могу отличать автомобили только по цветам. Но гонки это совсем другое! Еще в 1990-х я смотрел по телевизору трансляции Гран-При Формулы-1, болел за Проста, Вильнева и Хаккинена – это было нечто совсем другое, радикально отличающееся от пробок на улицах города, забитых хламом парковок и пыхтящих ведер с болтами во дворах. Сейчас я Формулу уже не смотрю (там теперь бывают обгоны вне питстопов? не видел их с 2003-го), но кино про "Гран Туризмо" и реальных гонщиков посмотрел с удовольствием.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Слово "реальные" здесь особенно важно – перед нами не фильм про игру, а история гонщика, который игру использовал в качестве трамплина. И это подлинная история мальчишки увлеченного виртуальными гонками, которому доверили реальный скоростной болид – круто же! Да и Нил Бломкамп у руля – это тоже что-то да значит! В общем, "Гран Туризмо" – это та лента, которую мне хотелось увидеть, а потом разобрать, что в ней правдиво, а что нет. Результат представляю ниже.
Как обычно, в вопросах и ответах...
На чем основан сценарий?
"Гран Туризмо" Нила Бломкампа не похож на другие экранизации видеоигр. Если иные авторы пытаются поместить зрителя внутрь игрового процесса, то создатели этой ленты, наоборот, вытаскивают ведущего персонажа из игры и помещают в реальный мир. Что еще интереснее – сюжет картины взят прямиком из спортивных трансляций и автомобильных журналов. Сценаристам "Гран Туризмо" не потребовалось обращаться к автобиографиям или большим репортерским расследованиям – история Янна Марденборо разворачивалась на глазах у миллионов поклонников автогонок. Специальные знания не потребовались – сценарий построен на новостных репортажах, хронике соревнований и интервью непосредственных участников.
Как родители Янна относились к его увлечению видеоиграми?
В фильме показано, что в семье увлечение младшего сына не слишком приветствовалось, и от реального положения вещей это не слишком далеко. Разница лишь в том, что в картине наибольшее неприятие выказывает отец Янна, а в реальности противницей игр выступала мама будущего гонщика Лесли Марденборо. Однажды очередной скандал дошел до того, что мать пригрозила Янну отрубить домашнее интернет-соединение, чтобы заставить его наконец оторваться от монитора и найти работу. По счастью, ровно в тот момент в игре появилось рекламное сообщение о начале набора в GT Academy – и Янн с легкостью прошел вступительные тесты. Юноша приступил к первым домашним тренировкам, используя изготовленную на заказ игровую установку со специальной версией приставки, рулевым колесом и гоночным сидением.
Правда ли, что отец Яна был профессиональным футболистом?
Да, правда его достижения особенно высокими не назовешь. Стив Марденборо за свою 20-летнюю карьеру полузащитника сменил полтора десятка клубов, но выше третьей английской лиги его клубы не выбирались. Начав в 1982 году в команде "Ковентри Сити", Стив провел на поле свыше 300 игр и завершил карьеру матчем за "Барри Таун" в 2003 году. Его коллекцию призов составляют два кубка победителя четвертого дивизиона и одна награда за выход из лиги конференций.
Когда на самом деле Яна отобрали в Академию Nissan?
Это случилось в 2011 году, когда Янну было 19. Сперва юноша стал финалистом онлайн-соревнований между участниками, количество которых приближалось к сотне тысяч. Затем, уже в финальном турнире, Марденборо обошел остальных конкурентов и стал самым молодым победителем отбора GT Academy. Кстати, отбор 2011 года был уже третьим по счету для Nissan – в 2008 году победителем стал испанец Лукас Ордонез, а в 2010-м – француз Жордан Трессон. Главным призом победителю становились год бесплатного обучения в гоночной академии, финансирование соревнований из кассы Nissan и возможность принять участие в гонке "24 часа Дубай".
Правда ли, что путевку в академию давала одна победа в игре?
Конечно, нет. В фильме говорится, что Янн, якобы, получил приглашение как один из лучших игроков, и ему нужно было в очном соревновании обойти 19 других кандидатов. Юноша едва успевает на свой заезд и всё равно побеждает в виртуальной гонке. На деле квалификационный турнир длился шесть недель – за это время претенденты должны были подняться как можно выше в игровом рейтинге. Янн смог взобраться на вершину буквально в последний день отбора, но это было лишь первым этапом – затем последовал еще месяц полуфинальных и финальных заездов.
Действительно ли Янн прежде не водил гоночные авто?
Да, Янн Марденборо стал первым победителем соревнований GT Academy, который прежде не получал опыта реальных гонок (его предшественники Ордонез и Трессон имели успехи в картинге и младших автомобильных лигах). Впрочем, если быть точными, то отец записал Янна в местный картинг-клуб, когда мальчишке было 8, но через три года автошкола закрылась, и больше будущий гонщик за рулем скоростных или соревновательных автомобилей не сидел. Игра "Гран Туризмо" компенсировала Марденборо его жажду скорости – компьютеру юноша посвящал всё свое свободное время, поскольку из-за частых переездов вслед за меняющим клубы отцом, друзей у Янна не было. В отборочных соревнованиях GT Academy герой фильма участвовал в перерыве между колледжем и поступлением в университет на факультет дизайна.
Участвовали ли в отборе GT Academy девушки?
Да. Правда, в отличие от фильма, в реальности первая финалистка попала в академию только в 2016 году – это была филиппинская гонщица Эллис Менорка. Но и ее пребывание в школе пилотов было недолгим, она выбыла задолго до финала соревнований.
И чтобы два раза не вставать сразу стоит упомянуть, что в отборе GT Academy дважды до финала добирались российские гонщики. В 2012 году одним из четырех победителей стал Марк Шульжитский, а годом позже в пятерку обладателей путевки в профессиональный автоспорт вошел Станислав Аксенов. Российская школа игры в "Гран Туризмо" оказалась весьма высококачественной.
На самом ли деле подготовкой Янна занимался бывший профессиональный гонщик?
Да. В фильме персонаж Дэвида Харбора из-за конфликта интересов получил вымышленное имя Джек Солтер, но он имеет вполне реальный и достаточно именитый прототип – подготовкой Марденборо к реальным гонкам занимался Джонни Херберт, бывший пилот Формулы-1, выступавший в 1989-2000 годах и взявший три Гран-При. Интересно, что в фильме одной из мотиваций работы Солтера с юным подопечным было желание компенсировать свою неудачу в Ле-Мане, но в реальности Херберт как раз имел победу на знаменитом треке в своем зачете – в 1991 году за рулем Mazda 787B он пришел первым к финишу гонок "24 часа Ле-Ман". Джонни Херберт присоединился к GT Academy в 2011 году для съемок документального фильма о подготовке гонщиков, но вскоре втянулся в работу и выступил личным наставником Марденборо. Кроме того, в характер Солтера добавлены черты Рикардо Дивилы, бразильского гонщика, работавшего в Академии, и Гэвина Гофа, тренера по физподготовке молодых спортсменов.
Существовал ли в реальности Дэнни Мур?
Аналогично Херберту-Солтеру, персонаж Орландо Блума Дэнни Мур также является измененной версией реального человека по имени Даррен Кокс. В 2006 году Кокс руководил подразделением Nissan Europe, и именно ему пришла в голову идея с GT Academy – но началась она не с обучения, а с тестового соревнования, призом за победу в котором стал новенький Nissan 350Z. Проанализировав навыки игроков, Кокс смог убедить руководство Nissan и Sony объединить усилия в продвижении концепта "Из игры – за руль гоночного болида", и приступить к отбору игроков, которые позже смогут поучаствовать в соревнованиях за рулем реальных гоночных авто. Сперва предложение встречали скепсисом: "Виртуоз игры в компьютерный гольф вряд ли сможет попасть в реальную лунку даже с пятого удара...", но вскоре Даррену удалось выбить финансирование на проведение первого отбора, и пиар-эффект от него превзошел все ожидания.
Действительно ли первая гонка Марденборо закончилась провалом?
Нет. Законы драматургии потребовали от авторов фильма несколько изменить реальные факты, связанные с первой гонкой Янна. В фильме нам показывают, что Марденборо в дебютном заезде на трассе в Австрии поднимается на 4 место, но в следующей атаке вылетает с трассы и заканчивает гонку 27-м. В реальности первый профессиональный заезд Янна Марденборо произошел на кольце "24 часа Дубай", где его команда заняла почетное третье место в своем классе. Неплохой результат для новичка.
Правда ли что команда Янна попала на подиум в Ле-Мане?
Да. В 2013 году контракт Марденборо с Nissan позволил молодому гонщику принять участие в престижной гонке "24 часа Ле-Ман", считающейся самой изнурительной даже для максимально подготовленных пилотов. Дебютный заезд стал для Янна успешным – британская команда Greaves Motorsport на автомобиле Zytek Z11SN с двигателем Nissan заняла третье место в соревновании машин класса LMP2. Кстати, в тройку пилотов команды вошел и уже упоминавшийся выше Лукас Ордонез, первый победитель соревнований GT Academy. Отдельно стоит сказать, что авторы фильма несколько приукрасили достижение Янна в Ле-Мане. В картине говорится, что Марденборо установил рекорд круга со временем 3 минуты 15 секунд, однако реальное лучшее достижение сейчас на две секунды больше, а команда Янна проехала и того медленнее.
Когда Янн Марденборо одержал свою первую победу на гоночной трассе?
Янну пришлось идти к первому Гран-При в своей карьере достаточно долго – на верхнюю ступень пьедестала он впервые взошел в июле 2014 года в немецком Хоккенхайме на знаменитом Хоккенхаймринге. Марденборо на тот момент выступал за команду Arden в серии GP3, своеобразной второй лиге Формулы-1. Достаточно юный возраст не помешал Янну справиться с волнением – его победа была безоговорочной и безупречной.
Действительно ли Янн попал в аварию со смертельным исходом?
Одним из переломных моментов фильма является трагедия, произошедшая на гоночной трассе, в результате которой погиб зритель. Этот эпизод основан на реальной аварии, произошедшей с Марденборо на участке Флюгплатц трассы Нюрбургринг в Германии 28 марта 2015 года. Машина потеряла управление, оказалась поднята потоком воздуха "на дыбы" и вылетела с трассы. На скорости в 200 км/час болид перелетел основное ограждение и ударился в близлежащий холм, на котором расположилось несколько зрителей. Сам Янн почти не пострадал – инстинктивно он выполнил все инструкции, предписанные пилоту во время аварии, и тем сохранил себе жизнь. А вот на холме смертельную травму получил зритель из Голландии Энди Германн и еще несколько человек получили ранения разной степени тяжести. Впрочем, вины Янна в трагедии не было – зрители пробрались на холм, нарушив правила и перебравшись через ограждение.
Компания Nissan проявила всестороннюю поддержку Янну Марденборо, опасаясь, что чувство вины поглотит его. Для молодого гонщика организовали встречу с пилотом Алланом Макнишем, авария которого в 1990 году также стала причиной гибели случайного зрителя – тот поделился своим опытом преодоления. После небольшого перерыва Марденборо продолжил соревноваться, но в одном из интервью уже в 2017 году Янн упомянул, что до сих пор испытывает огромную вину за нанесенные людям травмы. Кстати, Нюрбургринг считается одной из наиболее "кровожадных" трасс в мировом автоспорте – в разных соревнованиях это место отняло жизнь у 70 гонщиков. Именно здесь произошла авария Ники Лауды в 1976 году, в результате которой знаменитый гонщик едва не сгорел заживо. Вне соревнований трасса открыта для любителей гонок, и это тоже приводит трагедиям – от 3 до 12 человек гибнет на Нюрбургринге каждый год и безо всяких скоростных болидов.
Был ли реальный Янн Марденборо привлечен к созданию фильма?
Да, и его участие было весьма важной частью работы – в свободные от гонок дни Янн прибывал на съемочную площадку и выполнял автомобильные трюки для картины. Фактически, почти все скоростные обгоны и опасные ускорения на поворотах выполнены профессиональными автогонщиками, и почти в каждом таком кадре задействован 32-летний Янн Марденборо. "Для нас присутствие Янна стало большой удачей. Возможно, это первый в истории биографический фильм в котором главный герой играет сам себя. Пусть зрители его и не видят в кадре, но Янн точно находится за рулем какой-то из машин в каждом экшн-эпизоде ленты" – рассказал исполнитель главной роли Арчи Мадекве.
Много ли в фильме компьютерной графики?
В современных фильмах порой бывает сложно различить, где перед нами реальные съемки, а где работа мастеров спецэффектов. В "Гран Туризмо" Нил Бломкамп сделал ставку на реальные съемки и максимально натуралистичные гоночные сцены – в фильме действительно многое снято на реальных автотрассах с участием реальных автомобилей, за рулем которых сидели реальные гонщики. В процессе работы над фильмом использовались камеры, установленные на вертолеты, квадракоптеры, автомобили. CGI применялась лишь тогда, когда требовалось показать взаимосвязь игры и реального авто. Также графикой были созданы несколько второстепенных трасс в хронике, добавлены спонсорские логотипы на машины и трибуны.
Продолжает ли GT Academy готовить новых гонщиков из числа игроков в "Гран Туризмо"?
Нет. Увы, работа академии была прекращена после выпуска 2016 года. За девять лет работы совместный проект Nissan и Sony Playstation выпустил свыше двух десятков профессиональных гонщиков, многие из которых смогли продолжить свои спортивные карьеры и добиться значимых результатов в автоспорте. Сегодня обе компании сосредоточены на множестве других начинаний, предпринятых в поддержку нового поколения, но ради фильма два гиганта вновь объединились – создание картины финансировалось ими.
Чем сейчас занимаются реальные прототипы героев фильма?
Янн Марденборо после нескольких неудач на европейских трассах в 2016 году перебрался в японскую Формулу-3, где с переменным успехом выступал до 2021-го. В последующие годы работал водителем-испытателем и пилотом симулятора автотрасс, чьи навыки требуются для построения стратегии реальных пилотов. В мае 2023 года вернулся за штурвал болида на трассе "24 часа Фудзи", где завоевал поул, а затем лидировал почти всю гонку, но финишировал четвертым из-за проблем с тормозами.
Джонни Херберт с 2012 по 2022 годы был постоянным штатным участником репортажей канала Sky Sports F1 с инсайдерским доступом в паддоки команд. В январе 2023 года контракт на новый сезон с ним продлен не был.
Даррен Кокс ушел из Nissan и основал новый проект, объединяющий гонки и видеоигры. Его компания eSPORTS+ CARS стала домом для первой профессиональной киберспортивной гоночной команды. "Мы хотим сделать виртуальные гонки профессиональным спортом, привлекающим многомиллионную аудиторию", – говорит Кокс.
Подводя итоги, могу сказать, что удовольствие от просмотра я получил, но еще интереснее было снова окунуться в автоспорт, который я давно оставил позади. Уже за это "Гран Туризмо" готов сказать спасибо. Надеюсь, и вам это погружение скучным не показалось. Если такой формат вам по вкусу, то добро пожаловать в обширную коллекцию моих лонгридов о фильмах, основанных на реальных событиях (каталог в трех частях: первая, вторая, третья). Да и вообще, заглядывайте на канал Киноведа в штатском – здесь и в телеграме – тут нет-нет, да и публикуется что-то интересное или неочевидное. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не ругайте детей за увлечение играми, и...
Увидимся в кино!
Еще по теме: