Найти в Дзене
Контур.Школа

Разговоры о важном 2023–2024: как вовлечь учеников в диалог о традиционных ценностях

Оглавление

Содержание статьи

  • Как вести «Разговоры о важном»Как учителю готовиться к «Разговорам о важном»
    Формы и методы работы педагога на занятиях «Разговоры о важном»
    Как вовлечь учеников в диалог о традиционных ценностях
  • «Разговоры о важном»: темы 2023–2024 года
  • Разбор нововведений в системе образования в 2023/24 учебном году

«Разговоры о важном» — формат внеурочной деятельности, направленный на развитие у детей ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью. Основная цель — сформировать у школьников внутреннюю позицию, необходимую для конструктивного и ответственного поведения в обществе.

«Разговоры о важном» — крупномасштабный просветительский проект с мощной медийной поддержкой. Второй год подряд 1 сентября открытое занятие проводит президент РФ Владимир Путин. «Разговоры о важном» каждый понедельник в 08:36 можно увидеть в эфире Первого канала. Среди федеральных спикеров Элла Памфилова, Владимир Мединский, Сергей Кравцов и др. Кроме того, у проекта есть свой сайт с методическими материалами и одноименный телеграм-канал.

По задумке разработчиков проекта, «Разговоры о важном» должны выполнять требование ФГОС о единстве воспитания и обучения и способствовать формированию у детей российской гражданской идентичности. Нравственные ценности, которые формируются в рамках занятий, и примеры их включения в содержание «Разговоров о важном» вы найдете в шпаргалке.

[ArticleMaterials=2621]

Как вести «Разговоры о важном»

Смотреть программуКлассное руководство в условиях реализации ФГОСОнлайн-курс для педагогов

«Разговоры о важном» проводятся в течение всего учебного года в 1–11-х классах. В 2023–2024 учебном году запланировано 36 внеурочных занятий.

По уже сложившейся традиции «Разговоры о важном» открывают каждую учебную неделю. Занятие начинается на общешкольной линейке — под гимн РФ поднимают государственный флаг. Затем ученики расходятся по классам, где проходит тематическая часть «Разговоров о важном». Занятие рассчитано на 30 минут.

Как учителю готовиться к «Разговорам о важном»

К каждому занятию разработаны методические рекомендации, сценарии и советы, как в случае необходимости расширить или сократить его содержание. При подготовке нужно внимательно ознакомиться со сценарием и понять логику его построения. Следует обратить внимание на три структурные части сценария и примерное время их проведения:

  1. Мотивационная часть (3–5 минут). Ее цель — представить тему занятия и объяснить мотив его проведения. Обычно начинают с просмотра и оценки видеоматериала, который подводит к дальнейшей содержательной части.
  2. Основная часть (до 20 минут). Сочетает разнообразную деятельность обучающихся:

Вид деятельности Содержание деятельности Интеллектуальная Работа с представленной информацией Коммуникативная Беседа, обсуждение видеоролика, описание, рассуждение Практическая Решение конкретных практических задач Игровая Дидактическая и ролевая игра Творческая Обсуждение воображаемых ситуаций, художественная деятельность

  1. Заключительная часть. Подводят итоги занятия, возможно выполнение творческого задания.

Для каждого «Разговора о важном» разработан сценарий, но это не означает, что ему необходимо следовать формально. Подбирая содержание занятий, педагог учитывает особенности территории — региональные, национальные, этнокультурные. А еще уровень развития учащихся, их интересы и потребности.

Методические материалы к занятиям носят рекомендательный характер — информация об этом есть на сайте проекта. При необходимости можно заменить или скорректировать и творческие задания, которые ученикам предлагается выполнять вместе с родителями.

Формы и методы работы педагога на занятиях «Разговоры о важном»

Педагог может проводить «Разговоры о важном» в таких формах, которые позволят школьникам вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам. Главное — наполнить занятие ценностным содержанием и дать ученикам возможность анализировать, сравнивать и выбирать. Методы работы собрали в шпаргалке.

[ArticleMaterials=2621]

  • Самая распространенная форма проведения «Разговоров о важном» — беседа с обучающимися.

Как вовлечь учеников в диалог о традиционных ценностях

БесплатноМини-курс по ФГОСОцените качество обучения

Степень включенности учеников в диалог с учителем во многом определяет результативность «Разговоров о важном». Многим педагогам беседа кажется самой простой формой работы, однако ученикам не всегда бывает интересно и их внимание быстро рассеивается. Чтобы его удержать и по-настоящему увлечь детей беседой, можно выполнять следующие рекомендации:

  • Минимизируйте назидательность, не превращайте беседу в монолог учителя.
  • Преподносите воспитывающую информацию в ходе диалога на равных: взаимодействуйте с учениками, проявляйте неподдельный интерес к их мнению.
  • Не подводите учеников к «правильному» выводу с помощью манипуляций.
  • Обсуждайте проблемные вопросы, побуждайте школьников делать выводы.
  • Не перебивайте учеников, когда они высказывают свое мнение.
  • Не давайте категоричных или резких оценок высказываниям детей.
  • Помогайте ученикам разобраться в предмете разговора наводящими вопросами, чтобы они могли развивать свои мысли.
  • Смотрите также: бесплатный вебинар «Инструменты поддержки учебной мотивации на уроке»

Если ученик не может четко сформулировать свою мысль, тактично попросите его конкретизировать содержание высказывания. Для этого можно использовать фразы: «Уточни, пожалуйста, что ты имеешь в виду», «Повтори, пожалуйста, эту часть», «Я не понял», «Не объяснишь ли ты это еще раз?». Произносите их без какой-либо иронии и сарказма.

Можно перефразировать или переформулировать мысли ученика. В этом вам помогут фразы: «Правильно ли я понял, что…», «Как я понял, ты имел в виду …», «Другими словами, ты говоришь…», «Ты считаешь, что…».

«Разговоры о важном»: темы 2023–2024 года

«Разговоры о важном» носят междисциплинарный характер. Несмотря на то, что занятия относятся к внеурочной деятельности, на них невозможно избежать обращения к опыту школьников, который формируется на уроках по предметам. Это литература, история, уроки музыки и изобразительного искусства, мировой художественной культуры, обществознания. В начальной школе — «Окружающий мир», в 5–11-х классах — предметы естественно-научного цикла.

Кроме того, в рамках «Разговоров о важном» дети получают знания, которые пригодятся им при изучении школьных предметов. Например, на занятии, посвященном Дню народного единства, учитель рассказывает о появлении праздника и обсуждает с учениками события Смутного времени и ополчение во главе с Мининым и Пожарским.

  • Так знания, которые школьники получат во время беседы, помогут им освоить программу по истории.

Темы занятий в 2023–2024 году можно разделить на две группы:

  • Ежегодные события — государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий: «День учителя», «День защитника Отечества», «День народного единства», «Новогодние семейные традиции разных народов России», «День российской науки» и другие.
  • Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства: «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина», «215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «190-летие со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки».

Кроме этого в программе предлагается несколько тем, не связанных с датами, но важных для воспитания школьников. Например, «Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)» и другие. Все темы занятий на 2023–2024 учебный год вы найдете в шпаргалке.

[ArticleMaterials=2621]

Разбор нововведений в системе образования в 2023/24 учебном году

«Разговоры о важном» — лишь одно из направлений реформы образования в России. Чтобы быть в курсе всех законодательных изменений, изучайте экспертные материалы на сайте Контур.Школы:

  • Все материалы в этой подборке бесплатны.

Профориентационный минимум: как реализовать его в школе. Вебинар о единой модели профориентации, трех уровнях профминимума и о том, как проводить онлайн-профдиагностику и профессиональные пробы.

Самоуправление в школе: как учесть требования ФОП. Вебинар об особенностях организации ученического самоуправления в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП.

Как организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность в школе. Вебинар о том, как вести и оценивать исследования и проекты школьников.

Применение федеральных адаптированных образовательных программ в школе. Вебинар о том, как выбрать нужные ФАОП и какие рабочие программы применять при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.

ФОП дошкольного образования — 2023: содержание и внедрение. Вебинар о том, как связать направления воспитания и образовательные области программы, чтобы реализовать ФОП в детском саду.

Новый порядок: как будет проходить аттестация педагогов с 1 сентября 2023 года. Статья о том, кому нужно проходить аттестацию, как это повлияет на зарплату и можно ли отказаться от процедуры.

Как составить рабочую программу по предмету с учетом ФООП и ФГОС. Статья о том, что такое рабочая программа, для чего она нужна и как не запутаться и учесть все требования образовательных стандартов и федеральных образовательных программ.