Найти тему
Открытая семинария

Теократия

Пророк Самуил
Пророк Самуил

Начинаю новый важный цикл - От теократии к технократии и обратно - который призван отразить идеал государственной системы - основанный не на якобы "лучшем опыте", не на "эффективном менеджменте", а на безошибочном откровении Божием. Люди, пожалуй, должны были пройти через все круги силового ада на Земле, чтобы понять и снова возжелать такую простую вещь, с которой все и начиналось - Теократию. В этом цикле я надеюсь показать основные эксперименты со властью (прекрасно предсказанные в Писании) и показать, как в конце концов мы вернемся к первоначальному принципу правления - теократии.

Идеалом правления человеческим обществом Бог поставил теократию - то есть Царство Божие. Мы говорили о четырех сезонах Царства Божия, раскрытых в Писании - отражающих весну, лето, осень и зиму года. Главной библейской моделью теократии является царствование Самуила, который являлся одновременно (1) пророком, (2) первосвященником и (3) судьей - то есть царем, суперцарем над народом святых, народом Бога. Насколько Самуил являлся самим воплощением теократии, примерно настолько же Илон Маск является сегодня воплощением технократии. Но о взлете (и падении) технократии мы поговорим отдельно.

Кстати, этот величайший царь, Самуил, происходил из колена Ефремова (о чем говорит уже первая строчка 1-ой Книги Царств в Писании: "Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, — Ефрафянин". Одним из парадоксов истории Самуила является то, что он, будучи от колена Ефрема, был поставлен Богом и народом быть первосвященником Израиля - должность, которая прежде принадлежала лишь потомкам Аарона, левитам, и передавалась по наследству.

Но нечестие левитских первосвященников привело к их падению и к замещению их Ефремом в лице Самуила. Конечно, все это происходило, как пишет апостол, как образы для нас, живущих ныне - о чем мы еще поговорим в этой и последующих публикациях.

Отрок Самуил впервые слышит Бога
Отрок Самуил впервые слышит Бога

Самуил - один из главных прообразов Предтечи. И не только потому, что он помазал на царствование Давида. Самуил - единственный персонаж в Библии, объединивший в своих руках такую полноту государственной и церковной власти, которую пророчества ассоциируют с последним предтечей, Белым царем. Говоря современным языком, Самуил был патриархом, царем и пророком. Будучи всегда "на связи" с Богом как пророк Божий, Самуил осуществлял максимально эффективное царствование. Все главные вещи, необходимые для принятия решений, Бог открывал Самуилу. Ошибок не было вообще. Хотели бы вы такого царя?

Бог обетовал нам не просто царя. Цари были и есть разные. Бог обетовал Руси Белого царя - в подобие Самуилу. Самуил, кстати, с детских лет и до смерти ходил в белых одеждах. Сначала их шила для него мать: "Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод. Верхнюю одежду малую делала ему мать его и приносила ему ежегодно, когда приходила с мужем своим для принесения положенной жертвы" 1-я Царств 2:18-19. И даже после смерти Самуил был узнан царем Саулом по его одежде. Но я слишком увлекся разговором о Самуиле - начнем теперь наш путь сползания вниз от этого идеала Божьего царства на Земле - идеала, который Сам Бог задал - Теократии, Божественного правления на Земле.

Царь Саул
Царь Саул

Когда народ запросил царя, то Бог не удивился - Он, конечно, знал это заранее, и готов был играть по таким правилом - лишь бы правила эти были честными. В 8-ой главе первой книги Царств мы читаем:

1 Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем.
2 Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии.
3 Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно.
4 И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму,
5 и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов.

Недостатком теократии, ее единственно уязвимым звеном, является то, что дар пророчества не передается "по наследству". Пророков выбирает Бог, и смотрит Бог не на родословие, но на сердце человека. А потому Бог знал, что первая попытка теократии не будет долговечной, и потому не особенно расстроился. А вот Самуил, конечно, расстроился:

6 И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу.
7 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними;
8 как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они и с тобою;
9 итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними.

Бог тут не критикует, не ругает народ за желание иметь царя. Бог только опечален тем, что с принятием царя "как у прочих народов" вертикаль власти искривляется и вместо супер-царя, обладающего полнотой власти, теперь будет деление власти на "светскую" (государственную) и "духовную" (которая перешла тогда опять левитам). А чтобы давать царю советы будет еще и институт священства. И очень редко будет совпадать так, чтобы царь мог слушать пророка, и что священник не ревновал к царю, а царь к священнику и т.д. Создавался непростой государственный "треугольник" вершиной которого был царь. Другая проблема этого правления была в том, что царствование передается потомственно, но вот помазание, любовь к Богу, верность, святость - потомственно передаются не всегда.

-4

Так что Бога печалило не укрепление, а, наоборот, ослабление царской вертикали и царской власти с принятием системы царствования других народов. Тем более, что у других народов "цари" (в то время почти каждый город имел своего царя) зачастую (обычно) избирались всенародно, своего рода "демократическим путем". Это Бога особенно настораживало, потому что Бог знает, что если людям дать волю избрать царя, то они изберут для себя царя, который сделается наказанием для них.

Но посмотрите, как Бог прислушивается к народу! Даже когда знает, что народ неправ. Мне часто пишут, что последний наш святой государь втянул Россию в войну потому что он был слабак и поддался давлению народа. В таком случае - Бог тоже "слабак", еще со времен Эдемского сада, где Он позволил (сильно предупредив!) все-таки Адаму и Ева съесть с запретного дерева. Также и в истории Самуила Бог говорит пророку - слушай свой народ. Да, народ не совсем прав, но пускай - пускай они обожгутся, и тогда они призовут Бога.

Более того, Бог помог Самуилу найти именно такого царя, какого народ хотел, какого желал, какого и без Бога нашел бы, наверное - Саула. Красавец, умница, прекрасный политик и воин. Лучшего людям и не найти!

И люди обожглись на Сауле. Да, Саул расширил Израильское царство, построил много новых городов-крепостей. Но все его правление были войны да войны, так что и умер он на войне. Все это было, конечно, нужно в то время, но что-то не клеилось во всем этом.

-5

И тогда Бог являет людям Свой выбор - выбор Давида. Давид тоже был симпатичным, тоже белокурым и голубоглазым, тоже сильным и умным - хотя он и не был так высок и статен, как Саул. Но у Давида было что-то, чего никто из людей не видел и видеть не мог, и что никакая предвыборная программа не отыщет и не преподнесет людям: верное Богу сердце. Верное полностью, без остатка. "Отринув его (Саула), поставил им царём Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: «нашёл Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» Деяния апостолов 13:22.

Вот чего хочет Бог - царя, который исполнит не свои хотения, не хотения народа - а хотение Бога. С Давидом как Божиим помазанником в целом восстанавливалась в Царстве Израильском теократия - то есть Царство Божие. Царь исполнял хотения Бога, а пророк должен был подсказывать царю (как и сердце царя) - чего хочет Бог. Чтобы всем хорошо было, чтобы процветали все в царстве народа святых.

Мы писали уже о теократии Святой Руси
Мы писали уже о теократии Святой Руси

Теократия - осуществляемая в той или иной форме, как у Самуила, или как у Давида и пр. - это особая привелегия, главное благословение именно Божиего народа. "Прочие народы", которые Господь тоже любит, вольны выбирать себе любую форму государственного правления. Но Царство Израильское (то есть Ефрема, а потому - Святой Руси) может нормально существовать только при теократии, или при такое форме монархии, которая теократию так или иначе осуществляет. Русь, Российская империя, есть единственное на Земле царство, которое провозгласило себя некогда (со всеми основаниями) Новым Израилем - мы многократно говорили об этом. Поэтому главные усилия врагов России были направлены на царя, помазанника.

Враги всегда понимали, что без царя и без теократии Россия не представляет особой "угрозы" миру как царство, которому обетована власть над всем миром. Без царя Россия могла существовать, могла крепнуть и слабеть, но выполнить свою Богом назначенную миссию и получить свои Богом завещанные обетования не может. Без царя Русь лишена своей силы.

4 Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима.
5 После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни. Осия 3 глава

Это, конечно, пророчество о нас и о Белом царе. В последующих публикациях надеюсь поговорить об "эволюции" (скорее об "энтропии") системы власти в истории, и о современных попытках выстроить технократию. Посмотрим, что из всего этого вышло и еще выйдет - прежде чем мы вернемся с Белым царем к изначальной и конечной точке исторического путешествия - теократии.