Предлагаю обсудить, как идет образование в наших колледжах. Заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова выступала на всероссийском конкурсе «Мастер года» и дала такие цифры: в колледжи поступают более 60% выпускников девятых классов. Достаточно много молодежи выбирают среднее специальное образование. Она сказала: «Мы наблюдаем растущую популярность системы среднего профессионального образования среди молодежи. В 2023 году таких студентов уже 200 000». И она заметила, что занятость выпускников колледжей составляет 80%, то есть 8 из 10 практически сразу находят работу. Чтобы еще больше молодежи шло получать рабочие специальности, может быть сделать по советской практике? После 8-го класса был выбор: либо дальше в 9-й, либо идти в ПТУ. Но в ПТУ брали без экзаменов. Молодые люди приходили с аттестатом за 8 классов. Насколько я знаю, сейчас нужно в колледжи сдавать еще вступительные экзамены.
Сергей Михеев: Не всегда. Я точно знаю, что во многие колледжи, особенно провинциальные, берут без экзаменов. Достаточно документа, что ты закончил столько-то классов, и тебя берут потому, что просто нужны люди. Я считаю, что, если все факты, которые Вы привели, соответствуют действительности и 80% занятости, то это хорошо. Во-первых, экономике нужны рабочие руки. Во-вторых, саморазрушительная установка: «Что бы ни делать, лишь бы ничего не делать, главное руками не работать», совершенно неизбежно ведет к деградации профессиональных навыков, дальше – экономики, дальше и общества. Надо повышать престиж рабочих профессий. Они уже не такие, как 50 или более лет назад. Надо делать это более доступным.
В-третьих, трудоустройство. Когда я заканчивал школу, сначала были уроки труда, потом два года (7-й и 8-й класс) – учебно-производственные комбинаты. После этого я лично проходил практику на заводе. А потом можно было выбирать: либо заканчиваешь десятилетку, либо идешь в ПТУ, где тоже курс средней школы ты доканчивал. Думаю, это было скорее правильно, чем сегодняшняя ситуация, когда всё это отменили: «не дай Бог девочек и мальчиков заставить руками работать», «не дай Бог, если они будут уметь больше того, чтобы нажимать кнопки на телефоне», и, конечно, «все они станут экономистами, программистами, блогерами, моделями». Это тупик. Кто-то должен стать блогером, моделью, экономистом, но если все будут туда стремиться и ничего не будут уметь делать, то это тупик и деградация.
Считаю, с этим необходимо работать. Пригодится оно или нет – никто из родителей не знает. У родителя всё равно своя жизнь, а у его ребенка будет своя. До какого-то момента родитель несет за него ответственность, кормит, водит за руку, направляет, а с какого-то момента человек начинает вести собственную жизнь. И что по этому поводу думает родитель, значит с каждым годом всё меньше и меньше. Тем более, что ситуация вокруг меняется. Что будет актуально через 10, 20, 30 лет, когда вас уже не будет или вы будете глубоким стариком – вы не знаете. Можете только предполагать. Тем более, что человек будет сам себе выбирать путь.
Учитывая то, что производство, заводы и фабрики становятся всё более высокотехнологичными, думаю, что труд условного рабочего всё более сближается с тем, что раньше понималось как труд инженерно-технического работника. Сейчас всё больше сложной техники, которую надо осваивать. Всё больше для этого нужно знаний. Думаю, что пропаганда рабочих профессий, обеспечение рабочими местами и рабочие навыки – это очень нужно. Это пригодится. Абсолютно точно это не будет вредным и лишним.
Например, ваше чадо часами сидит в Интернете. Куда он смотрит: это большой вопрос. Вы проконтролировать это не можете. Что полезнее: чтобы он часами смотрел в экран или чтобы несколько часов выделил на то, чтобы ножовкой отпилить деталь? От чего больше вреда? От сидения за экраном, мне кажется. Пусть он хоть чему-нибудь научится на сверлильном станке – дырки сверлить. Скажут: «Ему это никогда не пригодится». Может быть и не пригодится. Но это лучше, чем если он будет заниматься бездельем.
Вы всё равно не сможете наполнить его жизнь стопроцентной занятостью круглые сутки: вы сидите на работе, готовите еду, занимаетесь сами собой, с кем-то поругались и не говорите, а чем занимается ваш ребенок? Вы не знаете. Пусть он лучше занимается хоть чем-нибудь, чем ничем. От чего будет меньше вреда? Если посмотреть хотя бы с этой точки зрения, это будет интересно.