Найти тему
Okko

Кровавый металл: Стоит ли смотреть сериал «Золото»

Кадр из сериала «Золото», 2023
Кадр из сериала «Золото», 2023

На стриминге Paramount+ стал доступен британский сериал «Золото», снятый по мотивам нашумевшего ограбления 1983 года, когда преступникам удалось вынести со склада компании «Бринкс-Мэт» три тонны золотых слитков. Рассказываем, почему проект может стать для многих зрителей приятным сюрпризом.

Британская история богата на громкие преступления, по мотивам которых можно снять кино. Однако ограбление «Бринкс-Мэт», случившееся серым ноябрьским днем 1983 года неподалеку от Лондона, — случай выдающийся, оставшийся в английской истории как самое дерзкое и масштабное событие такого рода. В кратком пересказе эта история известна каждому коренному лондонцу. Шестеро мужчин в балаклавах ворвались в охраняемое хранилище «Бринкс-Мэт» недалеко от аэропорта Хитроу. Они намеревались украсть миллион фунтов наличными, но вместо этого унесли около 26 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках. События так совпали, потому что в основном, строго охраняемом хранилище не было места для такого количества золота. История не могла остаться без внимания режиссеров, она лишь ждала своего часа. Масштабы этого конкретного преступления действительно впечатляют — только вдумайтесь в то, что любые золотые украшения, купленные в Англии с 1984 года по сей день, скорее всего, содержат следы переплавленной добычи из «Бринкс-Мэт».

-2

По сути, самому ограблению в сериале посвящено не больше 10 минут, зато в следующих шести эпизодах подробно рассказывается о том, что произошло с золотом, — от плавильного сарая на заднем дворе одного из подельников, через подставные компании и покупки недвижимости до банковского счета в Лихтенштейне, а также о попытках Скотланд-Ярда привлечь виновных к ответственности. История разветвляется уже в первом эпизоде, и мы следим за несколькими сюжетными линиями. Авторы успевают показать ограбление и его последствия как со стороны преступников, так и со стороны полиции.

Главными действующими лицами от мира закона становятся детективы Никки Дженнингс (Шарлотта Спенсер) и Тони Брайтвелл (Иман Эллиотт). Под руководством начальника Брайана Бойса (Хью Бонневилль), неподкупного полицейского, действующего в мире коррумпированных копов и коварных адвокатов, они должны выйти на людей, стоящих за отмыванием слитков. Ведь украсть три тонны золота — это еще не значит получить с них выгоду.

-3

Еще одна сюжетная линия — это тернистый путь к мнимому богатству каждого из задействованных в отмывании золота людей. Кеннет Ной (Джек Лауден) — парень из неблагополучного района Лондона, который смог добиться высот в преступной карьере. Именно он руководил витиеватой схемой обналичивания золота и был мозгом всей преступной группы. Джон Палмер (Том Каллен) переплавлял золото в гараже за собственным домом и перепродавал его через свою подставную фирму — мальчик, родившийся в нищете и мечтавший выбраться из нее, чтобы забыть прошлое, как страшный сон. Адвокат Эдвин Купер (Доминик Купер) помогал оградить от тюрьмы офицеров, преступивших закон. Именно так, через продавшихся полицейских, он и попал в золотой круговорот и посредством подставных швейцарских счетов участвовал в длинном пути превращения слитков в бумажные купюры.

Сериал, который срежиссировал писатель Нил Форсайт, сделан в мрачном ретро-стиле. Лондон в сериале показан одновременно и отталкивающе, и завораживающе — серый, враждебный город, где каждый ищет выгоды и отмщения, с вечно капающей на головы героев водой, темными пабами и обшарпанным жильем на окраинах. Но визуальное решение и увлекательная история, за которой стоят реальные жизни, — это далеко не все достоинства сериала. «Золото» выходит за рамки просто динамичного пересказа событий и затрагивает более глобальные темы. Одна из самых интересных из них — это абсолютная анонимность денег и мнимость обладания ими. У того, что было украдено, не было «реального» хозяина, а то, что переплавляется и отмывается, живет своей собственной, кровавой жизнью.

-4

Пожалуй, единственное, в чем можно упрекнуть постановщиков, — это порой зашкаливающее количество морализаторства о классовом вопросе. Оттого преступникам тут сочувствуешь как будто чуть больше, чем тем, кто гоняется за ними. Из уст главных персонажей то и дело звучат речи о том, что эта система одновременно и прогнила изнутри, и несокрушима, и если пытаться ее побороть, то ее же собственными грязными методами. Однако даже это можно простить этому скрытому бриллианту в мире современных сериалов о громких расследованиях прошлого.

Текст: Ксения Ильина

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.