Почти каждый раз, когда я заговариваю о Кузнецком Мосту и пишу про банк Лазаря Полякова, кто-нибудь из моих дорогих подписчиков поминает в комментариях старинные белокаменные палаты, что располагаются рядом, спрятанные в соседнем дворе.
Когда я наконец нашел их сам, понял, что неоднократно их видел и даже фотографировал со всех сторон, но отчего-то никогда не сопоставлял с единой историей и картиной этих мест.
Вот вам еще один живой пример того, что мы годами ходим по одним и тем же улицам и этих улиц совершенно не знаем. А нужно-то всего лишь иногда отрывать взгляд от асфальта под ногами.
Палаты эти, выстроенные в семнадцатом веке…
…Принадлежали когда-то Тверскому подворью
Еще в «Переписи московских дворов» 1620 года упоминается тверской архиепископ Пафнутий, живший «Введенской улицею идучи съ Стретенской улицы къ Рождественской, по правой стороне».
Кто построил этот двухэтажный, прямоугольный в плане дом – неизвестно. Скорее всего, мастерами его были безымянные артельщики (5 фото).
В 1690 году здесь был выстроен храм святого Арсения Тверского, разобранный около 1770 года.
Здесь же обитал архиепископ Тверской и Кашинский Платон (Левшин), позднее старший митрополитом Московским.
В конце восемнадцатого столетия к палатам пристроили дополнительный объем со сводами, а в 1835 году видоизменили фасады, сохранив при этом оформление оконных кокошников (7 фото).
Разумеется, принадлежали подворью не одни лишь эти палаты. Шли годы, и территория застраивалась каменными домами с различными торговыми лавками на первых этажах с выходом на красную линию улицы.
И старинные палаты оказались практически целиком сокрытыми в глубине двора довольно обширного квартала. При этом…
…Часть помещений сдавалась подворьем внаем
К примеру, известно, что в семидесятых годах восемнадцатого столетия здесь проживало семейство итальянского учителя музыки и танцев Франца Морелли, в будущем балетмейстера Петровского театра.
А спустя полсотни лет скульптор Сантина Кампиони открыл в одном из помещений подворья мастерскую по производству скульптур из мрамора и бронзы. К слову сказать, именно его скульптуры, часть из которых была создана как раз на этом самом месте, украсили дом Благородного собрании на Охотном Ряду (тот, который в советские годы сделался Домом Союзов и рассказ о котором ждет нас впереди), особняк графа Разумовского на Гороховом поле, дворцы в Останкине и Архангельском...
В середине девятнадцатого века здесь работал «Польский магазин Геннинга и Ко», «Английский магазин», магазин восточных товаров «Япония»…
А в подвале функционировал знаменитый ресторан «Венеция».
«Были еще немецкие рестораны, вроде «Альпийской розы» на Софийке, «Билло» на Большой Лубянке, «Берлин» на Рождественке, Дюссо на Неглинной, но они не типичны для Москвы, хотя кормили в них хорошо и подавалось кружками настоящее пильзенское пиво.
Из маленьких ресторанов была интересна на Кузнецком мосту в подвале дома Тверского подворья «Венеция». Там в отдельном зальце с запиравшеюся дверью собирались деды нашей революции. И удобнее места не было: в одиннадцать часов ресторан запирался, публика расходилась – и тут-то и начинались дружеские беседы в этом небольшом с завешенными окнами зале.
Закрыта кухня, закрыт буфет, и служит самолично только единственный хозяин ресторана, Василий Яковлевич, чуть не молившийся на каждого из посетителей малого зала… Подавались только водка, пиво и холодные кушанья. Пивали иногда до утра.
– Отдохновенно и сокровенно у меня! – говаривал Василий Яковлевич»
(Владимир Гиляровский, «Москва и москвичи»)
К сожалению, из всего этого до наших дней дожили одни лишь эти палаты, с начала советских времен и вплоть до 1980-х годов бывшие жилыми. Все остальные постройки Тверского архиерейского подворья снесли. Последние из них были уничтожены в 1996 году ради постройки на их месте нового торгово-офисного комплекса под названием «Кузнецкий Мост, 17» (5 фото).
Причем, похоже, и сами палаты вскоре хотят слегка «приукрасить».
Но, что парадоксально, палаты, создание которых затронуло фактически три различные строительные эпохи, смотрятся, как единое целое. А деловой центр, построенный в лихие девяностые – словно сконструирован из отдельных разносортных кусочков.
Впрочем, может, так и было задумало? Все ж таки при всем при этом, если не знать его истории, то вполне верится, что он – какое-нибудь начало двадцатого века. Особенно если не особенно разглядывать.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число друзей, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом!
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует.