Найти тему
AUTOTIME Сибирь

Единственная трасса с востока на запад России. Закон не дает ее перестроить

Оглавление
Рисунок: stylishbag.ru
Рисунок: stylishbag.ru

Единственная и одна из самых опасных… Эта дорога возле Байкала – на самом деле стратегический серпантин и головная боль дальнобойщиков, особенно зимой.

Сначала небольшая вводная для тех, кто никогда не бывал в наших краях. Култукский тракт (трасса Р-258 «Байкал») – это сто километров от Иркутска до берега Байкала. Большей частью – горный серпантин с изгибами, крутыми подъемами и спусками.

Самое интересное в том, что эти сто километров горного тракта – единственная автодорога, соединяющая восток России с остальной частью страны. То есть на самом деле стратегическая дорога (перерезал ее - и нет больше автосообщения между частями страны). В расчет не беру некоторые дороги через северный Байкал – они уж очень специфичны для обычного легкового транспорта…

Култукский тракт считается одной из самых опасных дорог не только Сибири, но и России. Дальнобойщики так и говорят: если Култук тебя пропустил - считай, рейс сложился удачно.

На узком отрезке Култукского тракта возле самого берега Байкала обычное столпотворение: фуры по серпантину аккуратно вписываются в 180-градусные развороты. А над ними грохочут грузовые составы. Фото Константина Куликова
На узком отрезке Култукского тракта возле самого берега Байкала обычное столпотворение: фуры по серпантину аккуратно вписываются в 180-градусные развороты. А над ними грохочут грузовые составы. Фото Константина Куликова

В последние годы тракт активно меняют – выравнивают, срезают углы, расширяют. В 2020 году напрочь отрезали печально известный «тещин язык», разворачивавший дорогу на 180 градусов с крутым подъемом. Взамен построили прямой и скоростной участок (с 47-го по 55 км).

В следующем году планируют завершить еще один обход – участок с 26-го по 47 километр. Это участок, прорезав тайгу и несколько приличных горных высот, оставляет в стороне село Моты. Зато путь становится короче и безопаснее.

В этом красивом месте с видом на Байкал автору не раз приходилось наблюдать лежащие на боку фуры, у которых не полчилось вписаться в этот поворот. Фото Константина Куликова
В этом красивом месте с видом на Байкал автору не раз приходилось наблюдать лежащие на боку фуры, у которых не полчилось вписаться в этот поворот. Фото Константина Куликова

Здесь наше видео: каков он - Култукский тракт

Однако по-прежнему тяжелым и очень опасным для транспорта остается 13-километровый участок на самом юге тракта – перед выездом на берег Байкала (с 87-го по 100 км трассы). Этот узкий перешеек петляет по горам, значительно тормозит транзит. Ну а в непогоду, особенно зимой, или в случае ДТП (которые нередки) тут колом встает все движение.

Представьте, как это: застрять в мороз на несколько часов посреди тайги.

И вот к этому участку, давно требующему реконструкции, дорожники просто не могут подступиться. Причина: он находится так называемой в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. А согласно законодательству в этой зоне ограничены любые виды деятельности.

Подобные происшествия на тракте - не редкость. И объехать это ДТП невозможно - других дорог здесь просто нет. Фото Кирилла Шипицина
Подобные происшествия на тракте - не редкость. И объехать это ДТП невозможно - других дорог здесь просто нет. Фото Кирилла Шипицина

Что же делать? Пробовать менять законодательство,

тем более что давно уже на кону безопасность наших граждан – водителей, пассажиров. И туристов, которых здесь становится все больше.

Недавно в Иркутскую область приезжали депутаты Госдумы – члены комитета Госдумы по экологии во главе с председателем Дмитрием Кобылкиным. К ним с предложением поддержать необходимые изменения в закон «Об охране озера Байкал» обратился начальник ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Николай Рейнет.

Остается надеяться, что депутаты услышали наших дорожников…

Кстати, кардинального решения требуют и первые километры Култукского тракта – выезд из Иркутска в сторону Шелехова. Какую бы тут «косметику» не наводили в последние годы (новый асфальт, умные светофоры, бетонные разделители полос), дорожная ситуация остается сложной.

Необходима принципиально новая развязка, чтобы развести транспортные потоки, следующие в сторону активно застраиваемых поселков Маркова и Луговое, а также в сторону Шелехова и Смоленщины.

Избавиться от многокилометровых пробок на выезде из Иркутска возможно, только кардинально изменив развязку. Фото: ircity.ru
Избавиться от многокилометровых пробок на выезде из Иркутска возможно, только кардинально изменив развязку. Фото: ircity.ru

Проектные работы по этой развязке уже ведутся и должны завершиться в марте 2024 года. Но как признался на днях министр транспорта Иркутской области Максим Лобанов:

на такую стройку понадобятся огромные средства – десятки миллиардов рублей. Власти пока не знают, как и когда получат такое финансирование. Но обещают приложить все силы, чтобы получить федеральные средства и построить столь нужную для всего юга Иркутской области развязку.

И опять нам, автомобилистам, остается только надеяться и ждать. И аккуратно ездить по непростым дорогам…