Единственная и одна из самых опасных… Эта дорога возле Байкала – на самом деле стратегический серпантин и головная боль дальнобойщиков, особенно зимой.
Сначала небольшая вводная для тех, кто никогда не бывал в наших краях. Култукский тракт (трасса Р-258 «Байкал») – это сто километров от Иркутска до берега Байкала. Большей частью – горный серпантин с изгибами, крутыми подъемами и спусками.
Самое интересное в том, что эти сто километров горного тракта – единственная автодорога, соединяющая восток России с остальной частью страны. То есть на самом деле стратегическая дорога (перерезал ее - и нет больше автосообщения между частями страны). В расчет не беру некоторые дороги через северный Байкал – они уж очень специфичны для обычного легкового транспорта…
Култукский тракт считается одной из самых опасных дорог не только Сибири, но и России. Дальнобойщики так и говорят: если Култук тебя пропустил - считай, рейс сложился удачно.
В последние годы тракт активно меняют – выравнивают, срезают углы, расширяют. В 2020 году напрочь отрезали печально известный «тещин язык», разворачивавший дорогу на 180 градусов с крутым подъемом. Взамен построили прямой и скоростной участок (с 47-го по 55 км).
В следующем году планируют завершить еще один обход – участок с 26-го по 47 километр. Это участок, прорезав тайгу и несколько приличных горных высот, оставляет в стороне село Моты. Зато путь становится короче и безопаснее.
Здесь наше видео: каков он - Култукский тракт
Однако по-прежнему тяжелым и очень опасным для транспорта остается 13-километровый участок на самом юге тракта – перед выездом на берег Байкала (с 87-го по 100 км трассы). Этот узкий перешеек петляет по горам, значительно тормозит транзит. Ну а в непогоду, особенно зимой, или в случае ДТП (которые нередки) тут колом встает все движение.
Представьте, как это: застрять в мороз на несколько часов посреди тайги.
И вот к этому участку, давно требующему реконструкции, дорожники просто не могут подступиться. Причина: он находится так называемой в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. А согласно законодательству в этой зоне ограничены любые виды деятельности.
Что же делать? Пробовать менять законодательство,
тем более что давно уже на кону безопасность наших граждан – водителей, пассажиров. И туристов, которых здесь становится все больше.
Недавно в Иркутскую область приезжали депутаты Госдумы – члены комитета Госдумы по экологии во главе с председателем Дмитрием Кобылкиным. К ним с предложением поддержать необходимые изменения в закон «Об охране озера Байкал» обратился начальник ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Николай Рейнет.
Остается надеяться, что депутаты услышали наших дорожников…
Кстати, кардинального решения требуют и первые километры Култукского тракта – выезд из Иркутска в сторону Шелехова. Какую бы тут «косметику» не наводили в последние годы (новый асфальт, умные светофоры, бетонные разделители полос), дорожная ситуация остается сложной.
Необходима принципиально новая развязка, чтобы развести транспортные потоки, следующие в сторону активно застраиваемых поселков Маркова и Луговое, а также в сторону Шелехова и Смоленщины.
Проектные работы по этой развязке уже ведутся и должны завершиться в марте 2024 года. Но как признался на днях министр транспорта Иркутской области Максим Лобанов:
на такую стройку понадобятся огромные средства – десятки миллиардов рублей. Власти пока не знают, как и когда получат такое финансирование. Но обещают приложить все силы, чтобы получить федеральные средства и построить столь нужную для всего юга Иркутской области развязку.