Господа генералы? Предлагаю продолжить...
"САТРАП и Фиалка".
Книга житейских комиксов и домыслов.
Глава вторая.
"Завтрак на траве"
Мужик должен заработать "вкусненькое".
*
- Французский тест, дорогая, призван показать, насколько физически тебе подходит этот мужчина.. Если тебе приятно смотреть, как он ест, значит можно с ним...
Пауза.
Музыкальное прихлëбывание из чашки. Интеллигентный хрусть. Сушкой.
Я сижу в кресле у низкого журнального стола, сервированного, как теперь понимаю с претензией под " Кофе по восточному" и не дышу - слушаю. Что же такое всё-таки можно делать с мужчиной, после еды?
Пыталась хлебнуть чёрного гуталина из золотого наперстка, но не смогла. Жирное донышко намертво приклеилось к блюдцу. А пить не отрывая одно от другого я застеснялась.
Напротив меня сорокалетняя дива с немытыми ногами из-под короткого подола шёлкового восточного халатика. У неё бусы, маникюр и длинные белокурые грязные локоны до плеч. Еда (сушки) на столике усыпаны излишками локонов и хищно поблескивают в неверном свете торшера.
Память не сохранила мой путь до этого кресла, капризная она у меня, как прожектор - светит куда хочет.
Тётя Света мамина подруга, но это не точно. Мне тринадцать, я начинаю формировать собственное мнение о жизни. То, что она пьёт кофе на нашей кухне с утра до вечера, обедает с нами и ужинает, ещё ничего не доказывает.
- Светулик... В комнату задвигается тетисветин новый муж .
- Светулик, а покушать? Есть у нас покушать? - блеет он подобострастно. Он очень старый дядька, 40 лет уже ему и бросил старую ненужную жену и старых детей, две штуки, чтобы наконец-то то испытать настоящую любовь.
Я слышу взрослые разговоры на кухне, квартира-то у нас крошечная. А сейчас этот нафталиновый дед пришёл с работы и хочет есть.
Над моей головой проносится электрическая дуга негодования. Лицо Светулика выражает крайнюю степень брезгливости. Приподнявшись в кресле, она исхитряется язвительно пожать плечами и закатить глаза.
- А ты заслужил? - спрашивает она с непередаваемым сарказмом.
Покушать надо заработать, мой милый...
Возьми кефир в холодильнике и булку... Не вздумай наливать в стакан, его потом из-под кефира не вымыть нормально... - роняет она величественно.
Я смотрю с любопытством - час назад мама кормила нас с сестрой и бабушкой котлетами с пюре, после борща и бутербродов с селедочкой. И тётя Света, как всегда, сидела в первом ряду и весело махала ложкой. Интересно, каким образом ей удалось заслужить вторую котлету. А уж кофе-то она пьёт просто литрами, бесконечно. Вот просто сидит у нас на кухне всю мою жизнь и, кстати, постоянно ест.
Я, собственно, к чему ударилась так глубоко в воспоминания?
Золотые напёрстки, щипцы для рафинада и молочник на мельхиоровом подносе, щедро усыпанном белокурой растительностью и жирной пылью, произвели на меня колоссальное впечатление несоответствия содержания и формы подачи.
Ссутуленые над столом мужские плечи- не дай бог,крошка на пол упадёт, кефир "снежок "из картонной коробки, седеющий затылок... Запомнилось..
Я знаю точку отсчёта, знак, который заставил меня в школьной библиотеке собрать все книги по этикету, в том числе, поведения за столом. Спасибо тетесвете.
Это мало отразилось на моих бытовых привычках, но миллион раз выручало в щекотливых ситуациях, когда нужно сохранить лицо и соответствовать "дому высокой культуры быта".
Особенно закидоны типа:
- Ах, Боже, ты ТАК И НЕ БЫЛА на концерте органной музыки?
Мы с мужем буквально вчера слушали Вивальди, Бартольди и Георга Бëма... Это экстаз! А ты всё с кастрюлями воюешь?
В ранней юности я кидалась в бой и отвечала "через оттопыренную губу" в духе:
- Бартольди? Ты имеешь ввиду Мендельсона? Я его не люблю...
Мы идём на фестиваль флейты-пикколо. Давно хотела в живую послушать...
Но такие пикировки очень быстро надоели, это неимоверно скучно, такой провинциальный снобизм, выставка глупости и высокомерия.
Эстетика, изящество, искусство приятной беседы, простота манер, воспитанность настоящая - это у каждого внутри. Как говорится "сиживал за столами, не беспокойтесь, сиживал"- кто во что горазд.
А когда же обещанный в заголовке завтрак на траве?
Уже в пути буквально.
Вот мы с сатрапом на последних днях августа приобщились к высокому. Гулять ходили в приличном обществе в приличное место.
На набережной Адмиралтейского канала в Питере есть рукотворный парк. Новая Голландия называется.
Мы там поели европейских культурных ценностей в компании семейной пары, как нам предложили - будущих друзей. А пока что почти работодателей моего единоутробного супруга и господина.
Эпиграф кончился, теперь, собственно, рассказ.
Три дня сатрап бегал сосредоточенно-выпученный и излишне молчаливый, потом изъявил желание подстричься в дорогом салоне.
- То есть в смысле, ты пойдёшь к мастеру сам? - я восторженно закатила глаза и хлопнулась в обморок.
То есть, ты не будешь машинкой сам себе наощупь быстро стричь буйные кудри?
Сатрап воззрился на меня сердитым глазом и насупился. Я заметалась. Точить остроумие тоже, знаете ли, надо грамотно, а то прилетит точилкой по башке, не обрадуешься. Пришлось заткнуться ненадолго, а то сама себе испорчу удовольствие скорее удовлетворить любопытство , он явно что-то задумал?
- Юль? - мне поступило предложение. Новая работа... Перспективы, то, сё. Контора занимается (шесть минут витиеватой тарабарщины), компьютерными технологиями, но есть одна сложность.
Начальник будущий шапочно знаком с Гургеном и хочет в неформальной обстановке пообщаться. Мотивирует тем, что команда должна волочь огромные объёмы, быстро сработаться и идеально коммуницировать.
- Насколько неформальной должна быть встреча? - спросила я ядовито.
Завтрак на траве в стиле Моне или Мане?
Сатрап фыркнул пренебрежительно и почесал затылок.
- Не, голые тётки не приветствуются, дело в том, что он хочет приехать на встречу с женой и чтоб я тоже... С женой.
Я аж очки протерла от неожиданности, и остальной диалог пропущу в рассказе. Мне не понравилось абсолютно всё, однако, лёгких путей мы не ищем, поэтому стали готовится к встрече в ближайший выходной. Улучшать внешность мне некуда, если только отрезать язык, в остальном, по словам мужа, я молода, ослепительно хороша собой и с идеальным характером.
Я верю мужу. Кто, как не он, знает меня лучше всех?
Поэтому утро перед встречей было томным, пока я лёгким движением руки не вылила на себя ковшик раскалённой овсянки с изюмом и ванилином.
Любимый рванул спасать с меня остатки каши, потом мыл пол и грыз на ходу сухарь с куском сыра, пока мы бежали к машине, но внешне, при встрече на Эльбе, выглядел как "денди лондонский ", спасибо Пушкину за метафору.
А прогулка-то не удалась, товарищи.
Мы, взявшись за руки шли в толпе по достаточно милому, игрушечному парку, расчерченному на квадратики.
Наши новые знакомые - будущий работодатель Рома и жена его, примерно каждые двенадцать минут заламывали руки и, с благодарственными слезами на глазах восклицали:
- Боже, это так похоже на Европу,
Какое счастье, что хоть немного душа отдохнёт от этой Российской гадости и скверны.
- Ты видишь, видишь? Клумба, как в Палермо! А там, смотри, деревья высажены точно, как в Мюнхене, да? И чисто. Вот, прямо никогда бы отсюда не ушёл, так бы и жил!
- Вы знаете, Юля, - сказала мне жена будущего начальника моего мужа.
Когда мы жили во Франции, я обожала фиалковое сорбэ, а вам оно нравится?
Она по-девчачьи запрыгала и захлопала в ладошки. Я аккуратно посмотрела искоса через плечо чуть вниз. Такая миниатюрная, действительно, европейски бестактная, визгливая женщина .
-Я не очень люблю грейпфрут и лимоны - сказала я, по возможности, нежно.
Но меня сюда позвали не говорить, а слушать...
- Особенно засахаренные люблю фиалки!!! Десерт в карамели и украсить засахаренным цветком!
Круасаны, сливочный сыр...
Но здесь, в рашке, все тупо жрут вонючую яичницу и кашу. Представляете? Овсянку на молоке, как дИбилы...
Господи Боже, как мне пережить это время? - стенает она, закатывая глаза и я вдруг узнаю интонации. Тётя Света с кефиром? Опять французский тест?
Манеры те же, я прямо вижу прилипшую к блюдцу золотую чашечку с остатками застарелой помады...
Да имя и внешность другие, но апломб и хамская невоспитанность ровно эти.
- И пятки грязные, а лак алый на ногах, наверное. - думаю я мстительно.
Противный голос рядом взвизгивает:
- Рома , смотри, ОНИ, похоже, устройство туалетов с Европы слизали, ну вот могут же, когда хотят, хоть что-то сделать по-человечески? Он под землёй! Туалет под землёй , а какая подсветка!!!
Полисмэнов надо на каждую ступень поставить, иначе рассеяне всё растащат на сувениры...
Рома кивает и поддакивает жене, периодически, но вообще, мужчины заняты профессиональным разговором, а мы должны были устроится на ланч где нибудь в приличном месте. Вот только где? Во Франции, кстати, можно спокойно купить фиалковый сироп. И делать с ним фиалковый лёд или уксус, это прелесть, что такое.
В предместье Парижа...
Я давно уже не слушаю.
Внутри меня лёд и уксус, вовсе не фиалковый, отнюдь, рот мне лучше не открывать.
Сатрап какое-то время, я видела, прислушивался к нашему щебетанию. Потом, видимо, принял решение, потому что вдруг посреди аллеи крепко взял меня за руку и раскланялся с нашими несостоявшимися друзьями.
- Прошу извинить, - сказал он. - Мы вынуждены вас оставить. Дела..накопились..Прогулка была... Исключительно хорошА. Спасибо.
Что-то ещё, возможно, я не помню, мне было некогда.
Меня так быстро волокли к выходу из парка,что важно было не упасть, так резво мне пришлось перебирать копытцами.
- Юль, я не буду подписывать оффер, пошли они со своими европейскими ценностями, с@ки!
(дальше запикано... долго)
Машина лихо ехала по Невскому, сатрап рассуждал, энергично размахивая руками:
- Я, конечно, не Руссо туристо облико морале, но мы не сработаемся. Он мне не нравится. Понимаешь?
Ты грустная такая, плевать на них, слышишь, ну?
Хочешь я тебе Северянина почитаю?
Че то всплыло в башке про мороженое из сирени, помнишь?
Я посмотрела с интересом.
Ну ка? После таких идиоматических пируэтов - Северянин?
// Сирень - сладострастья эмблема
В лилово-изнеженном крене.
Зальдись водопадное сердце, в душистый и сладкий пушок... //
продекламировал мой обожаемый мужчина.
- Надо как-то переключится из этого фиалкового морока, Юль.
И вообще, уже три часа, поехали куда-нибудь завтракать?
Только по-русски, давай? С яичницей и кашей? Чего ты молчишь?
А чего я молчу?
Я думаю, если полезть целоваться прямо посреди Невского, нас арестуют за нарушение общественного порядка ?