Бангкок-пост пишет о событиях в одном буддистском храме Таиланда, где уже десять лет (!) длится конфликт, который был вызван одной и только одной причиной: деньгами. Хорошими и немалыми деньгами.
Раздор вспыхнул в 2014 году, когда тогдашний настоятель храма столкнулся с обвинениями в храмовой коррупции. Он был уволен, но не согласился с решением и подал судебный иск. Конфликт был омрачён насилием, когда сторонники бывшего настоятеля начали нападать на сотрудников храма и, как пишет издание, «конфисковывали имущество». Несмотря на вмешательство высокопоставленных чиновников и решение суда о передаче активов храма новому настоятелю, ворота храма оставались запертыми, чтобы помешать ему вступить в должность.
О каких суммах вообще идёт речь? Откуда деньги у храмов?
Это пожертвования плюс торговля – амулетами и много чем, а также оплата за церемонии.
Бангкок пост смог отыскать лишь данные десятилетней давности, но и на этом спасибо. Итак, согласно исследованию Национального института управления развитием Таиланда, проведённому в 2012 году, около 30 000 храмов страны собрали около 120 миллиардов бат в год за счёт общественных пожертвований.
Я не силен в арифметике, но калькулятор выдал это в долларах как цифру 3,230,278,476.9237
Ну, чего там - десятки тыщ храмов собрали какие то там жалкие 120 миллиардов бат за год. Однако, издание подчёркивает, что "закрытая система духовенства и Закон Сангхи способствуют коррупции, предоставляя настоятелям исключительные полномочия в отношении финансов и активов без внешнего аудита".
Имея все эти немалые деньги, большинство настоятелей храмов сопротивляются финансовым проверкам и игнорируют указания Совета подавать финансовые отчеты без каких-либо последствий. Что за совет такой? The Sangha Supreme Council of Thailand является руководящим органом буддийского ордена (Сангхи) Таиланда и высшим органом власти по всем церковным вопросам в Тайской Сангхе.
Из чего - я продолжаю цитировать Bangkok Post, следует вывод:
Суть проблемы – феодально-клерикальная система. Высшему церковному совету, состоящему из пожилых монахов, не хватает монашеских административных механизмов для обеспечения исполнения приказов или наказания за коррупцию.
В завершение хочу процитировать забавное мнение на сей счёт, которое я нашёл в комментариях под этой публикацией:
Вы смотрите на это под неправильным углом. В Германии правительство собирает «пожертвования» для церквей. В Таиланде люди дают свободно. Если ты щедро даешь, чтобы завоевать расположение Будды, тогда не жалуйся на то, что они делают с твоими деньгами. Честно говоря, идея Будды заключалась в том, что ВЫ делаете добро, а не платите другим за то, чтобы они делали добро для вас. Проблема решена.
Может и прав он, как считаешь?
Ещё по этой теме в блоге "Свали Сегодня! в Таиланд":
Много из моей повседневной жизни в Таиланде в телеграм-канале "Свали Сегодня"