Найти тему
Курские известия

Курские чиновники об больших успехах и небольших проблемах транспорта: «Соблюдает расписание в 90% случаев»

Оглавление
Фото "Курских известий"
Фото "Курских известий"

На заседании экспертного совета обсудили большие успехи и долгоиграющие проблемы транспортной реформы
Встреча прошла 28 сентября в КГУ. Собравшиеся обсудили ход реализации транспортной реформы (он оказался нормальным, всё по плану) и актуальные задачи. Чиновники и приглашённые эксперты видят ситуацию позитивно, звучали одобрительные отзывы,
острых вопросов не было (например, впечатлений от поездки на Клыкова в час пик - см. по ссылке оба наших видеосюжета о том, каково ездить курским транспортом). Хотя отдельные участники отмечали, что есть проблемы, над которыми предстоит работать.

Встреча со «смотрящим»

Заседание открылось выступлением губернатора Романа Старовойта. Он начал с рассказа о том, как всё было плохо до начала реформы.

– Накопился за 30 лет клубок проблем общественного транспорта. Мы решились подойти к этому, можно сказать, снаряду. 3 года разрабатывали изменения. Троллейбус был в неплохом состоянии благодаря работе муниципального предприятия. По трамваю подписали концессию. Приняли важное, ответственное решение перейти на брутто-контракты, – рассказал о проделанной работе глава региона.

Потом губернатор коротко рассказал о том, что работа над транспортной реформой идёт полным ходом, и уже достигнуты успехи.

Для убедительности продемонстрировали ролик с заседания президиума Госсовета от 17 августа, чтобы все члены экспертного совета могли вспомнить, как это было. Там присутствовал президент Владимир Путин, а Роман Старовойт рассказывал о ходе транспортной реформы в отдельно взятом регионе. Курский губернатор просил президента разрешить изменять условия уже подписанных контрактов с перевозчиками, чтобы можно было переносить транспорт с одного маршрута на другой или изменять сами маршруты. Президент одобрил.

Роман Старовойт тогда сообщил руководству страны, что необходимы меры по привлечению водителей, поскольку в Курске их не хватает. Губернатор докладывал президенту: «Не хватает минимум 100 человек». Для сравнения: в июле первый замминистра транспорта области Александр Васильченко назвал цифру в 150 – 200 недостающих водителей (см. большое интервью Александра Васильченко «Курским известиям»). На заседании совета в сентябре замминистра сообщил, что сейчас дефицит – меньше 200 человек.

После окончания видеоролика Роман Старовойт поделился с экспертным советом своим опытом поездок на Волокно и рассказал, как лично наблюдал работу частников «по чёрным схемам». Губернатор вспоминал:

– До реформы я однажды ехал на маршрутке. На конечной водитель маршрутки передал смятые рубли в пластиковом пакете водителю какой-то легковушки. Потом маршрутчик вышел, а тот ему половником из термоса в багажнике налил тарелку борща. Я спросил, что вы делаете. Меня узнали. Водитель легковушки ответил: «Я тут смотрящий, мой маршрут, что хочу, то и делаю!».

А потом глава региона описал криминальную историю о липовых льготных перевозках пассажиров. Как рассказал Роман Старовойт, частные перевозчики годами воровали сотни миллионов рублей из бюджета, а чиновники об этом даже не подозревали.

– До начала транспортной реформы 1,5 млрд. рублей в год перевозчики получали наличными. Только вдумайтесь, 1,5 млрд.! Это настоящий чёрный рынок. Из наших с вами карманов систематически совершалось воровство! За якобы льготные перевозки неосуществлённые из бюджета выплатили перевозчикам 200 млн. рублей. Годами длилось организованное хищение бюджетных средств, – возмущался губернатор.

По словам главы региона, они сразу написали в полицию, но движения не было несколько месяцев. До тех пор, пока не вышла в эфир передача на федеральном канале, тогда органы зашевелились. Роман Старовойт добавил, что когда руководство области привлекло к решению проблемы силовые ведомства, некоторые перевозчики добровольно вернули деньги. Так получили 27 млн. из 200. Сейчас следственный комитет продолжает расследование.

Проблемы остались

Следующим долго и обстоятельно выступал Александр Васильченко. Первый замглавы министра транспорта области прошёлся по всем моментам транспортной реформы с цифрами и статистикой. В целом, всё звучало радужно, хотя про отдельные моменты замминистра говорил, что там ещё есть сложности и предстоит работать. Александр Васильченко описывал сложности так:

– Проблемы в целом не изменились с лета: нехватка водительского состава (сейчас не хватает меньше 200 человек), смещение сроков поставки автобусов (заводы-изготовители не успевают), проблемы с запчастями. Городская инфраструктура, в ней мало приоритета для общественного транспорта. Чтобы оценить результаты этапа реформы, нужно сначала завершить работу с электротранспортом.

Что касается конкретных показателей, то, судя по выступлению Васильченко, все изменения явно были к лучшему. Он приводил такую статистику:

– В Курске количество общественного транспорта снизилось с 527 до 386 единиц. В октябре ожидается поставка 30 новых автобусов, в ноябре – 39, в декабре – 10 электробусов. При этом стало намного больше автобусов большой вместимости. Количество подвижного состава на Ленина уменьшилось в 2 раза при той же вместимости. Водители говорят, что в час пик там стало легче на личном автотранспорте. Абсолютно все маршруты в новой схеме доступны для льготников, было около 20 маршрутов. Для маломобильных групп доступны 271 ТС, в 3,5 раза больше, чем было. Ходит транспорт в вечернее время. До пандемии пассажирооборот составлял более 100 млн. пассажиров в год. Сейчас в планах выйти на этот показатель к 2026 году.

Фото "Курских известий"
Фото "Курских известий"

Один из вопросов, который волнует всех горожан – автобусы, которые не приходят по расписанию. По мнению чиновников, в целом, ситуация в порядке, но они собираются ещё улучшить показатели. Опять комментирует Александр Васильченко:

– В Курске перевозчики соблюдают расписание в 90% случаев. Если этот показатель снизится до 80%, то контракт с перевозчиком расторгнем. Мы себе ставим планку 95 – 98%.

С часом пик вышла интересная неувязка. Оказалось, что транспортную реформу и движение маршрутов рассчитывали на бумаге, не привязывая расписание конкретно к Курску. В результате пробки по утрам оказались намного хуже, чем могли бы быть. Александр Васильченко удивлялся:

– Проблема – утренний час пик. У нас всё расписание и маршруты, везде расчёт был на час пик длиной в 2 часа, что 50 на 50 пассажиров, кто к 8 и 9 часам едет. Мы были удивлены. Оказалось, в Курске пассажиры, кто пользуется общественным транспортом, 70% едут к 8 часам и только 30% – к 9. Хорошо, что мы теперь это понимаем! Теперь будем корректировать.

Пересадить чиновников в автобусы?

Далее начались короткие и сжатые выступления членов экспертного совета (на каждого отводилось не более 5 минут). Зампредседателя общественного  совета при Минтрансе РФ Илья Зотов одобрительно оценил реформу, но озвучил и несколько проблемных мест:

– Могу сказать, что курский транспорт сейчас лучший в ЦФО, не считая Москвы. Остаются вопросы к остановочным павильонам, люди спрашивают, почему автобусы новые, а остановки убитые. Выделенные полосы нужны. У автомобилей все полосы, автобусам дайте хотя бы одну. Это сэкономит десятки часов жизни для пассажиров. Много вопросов от жителей по работе с обращениями, эту работу нужно делать.

Представители Транспортного университета предложили региональному Минтрансу обособить движение трамвая, вернуть его на Юго-Запад, а также рассмотреть возможность возвращения на ул. Ленина и Дзержинского и закольцевать участки линий по Клыкова – Студенческой – Запольной и район Северный.

Фото "Курских известий"
Фото "Курских известий"

Курский активист Олег Погожих, который раньше активно поддерживал реформу, предложил сделать общественный транспорт средством передвижения для госслужащих, а заодно обеспечить их бесплатными проездными за госсчёт или за счёт предприятий. В ответ представители администрации предложили Погожих, чтобы общественники сами ездили на общественном транспорте. На этом тему и закрыли.

Представитель Национальной транспортной ассоциации Роман Юрнев на экспертном совете рассказал о причинах нехватки водителей:

– Был набор ограничений, который привёл рынок к дефициту, нехватка слесарей, механиков, водителей. Пришлось привезти специалистов из других городов, хотя в Курск не хотят ехать из-за близости конфликта. Сейчас пытаемся оптимизировать, привлекать молодёжь.

После заседания мы узнали, что водителям платят 400 рублей за час работы. При максимально возможных по закону 168 часах в месяц выходит 67 тысяч рублей.

Роман Юрнев также объяснил, почему новые автобусы так резко дергаются:

– Там раньше стояла американская коробка передач, но они сейчас запрещены, стоит другая. Мы сейчас ждём, пока китайские специалисты дадут нам нужную перепрошивку. За полторы недели решим. К зиме транспорт готов на 89%.

Советник губернатора по правам лиц с ОВЗ Анна Гладилина рассказала о ситуации с транспортом с точки зрения маломобильных горожан:

– Положительные стороны – доступность, оборудованные места для инвалидов и мам с колясками. «Газели», Пазики – это было невозможно. Удобна система «Говорящий город», которая выводит информацию не только снаружи салона, но и на смартфоны. Сохраняются проблемы: нет остановок с информацией о проходящих маршрутах, нет дублирующих табличек на маршрутах, боковые таблички не совсем читаемы для некоторых людей, часто не работает электронное табло внутри салона.

Илья Зотов отметил, что системой «Говорящий город» оснащены только 15 автобусов. Александр Васильченко объяснил, почему не работает табло:

– Мы умышленно его убрали. «Глонасс» глючил, показывает вообще не то, вводит в заблуждение.

В заключение Роман Старовойт попросил поднять руку тех, кто регулярно пользуется общественным транспортом. Подняли примерно 1/3 присутствующих, в основном не из числа выступавших на совещании спикеров или экспертов, а из числа слушателей.

– Добрая половина подняли, пользуются, – губернатор позитивно оценил вовлечённость членов совета в транспортную повестку.

Виктор Силаков

Источник: "Курские известия"