Найти тему

Климт и его Даная, как манифест феминизма

Данаи разные важны, Данаи разные нужны - если перефразировать известную поговорку, да вот только одна из них явно выделяется из большинства. Множество художников обращались к этому сомнительному в своей нравственности сюжету, и в большинстве интерпретаций, Даная жертва изнасилования или как минимум совращения, и только Климт изобразил ее иначе. Но обо всем по порядку.

Питер Пауль Рубенс
Питер Пауль Рубенс

Если вы читали настоящие мифы древней Греции, а не цензурированные сказки для школьников, то вы знаете, что главной проблемой Олимпа и Греции было неуемное либидо Зевса. Почти каждый миф, это история его похождений и измен благоверной Гере. Жена его была ревнива, что вносило еще больший азарт в его адюльтеры - громовержец проявлял изобретательность и являлся к объектам вожделения в различнейших образах - орла, лебедя, быка и, в случае с Данаей, золотого потока.

Рембрандт ван Рейн
Рембрандт ван Рейн

История в кратце была такая - Даная была дочерью царя Арго, которому оракул предсказал смерть от рук собственного внука. Правитель заточил дочь в башню, но Зевс ее уж приглядел и проник в опочивальню принцессы тем самым золотым потоком. От этой сомнительной связи на свет появился герой Персей и, как предрекалось царю, последний пал от рук его.

Орацио Джентилески
Орацио Джентилески

Итак, греки видели два противоположных образа Данаи - жертвенный, совращенная дева, что зачала первенца божественным вмешательством и продажный, где она продалась за монеты потеряв свою честь, а в последствии и отца.

Тициан
Тициан

И если мы посмотрим на работы творцов эпохи возрождения, что выше, их Данаи действительно страдающие - изнеможденные лица, то ли от надругательства, то ли от сожалений, совести, покинутости. Так и читается в их жестах:

Ну куда же ты!

А он туда..Спустился, повеселился и назад, к жене.. И только Даная Климта, с приходом модерна, выражает совершенно другое состояние.

Густав Климт
Густав Климт

На первый взгляд можно подумать она спит, ее эмбриональная поза утрирует состояние невинности, пассивности Данаи во всем происходящем, а что же происходит? В левом верхнем углу Зевс тем самым золотым потоком проскользнул меж бедер героини и откровенность беспокойной текстуры ее кожи, румянец на щеках, волнительно приоткрытый рот намекают нам, что видимо Даная не спит. Пальцы правой ее руки так страстно сжимают простыню, а левая и вовсе скрывается от нас. Конечно, она не спит и, о ужас, не страдает, не приносит себя в жертву, не тянется за богатством, а просто получает удовольствие.

Климт пишет эту работу, в атмосфере Фрейдистских открытий - у женщин тоже есть либидо, и оно мало чем в желаниях отличается от мужского. Эта картина манифест откровения, что женщина тоже может получать удовольствие без стыда и продажности. И да, пусть она здесь пока пассивна, и ответственность за инициативу несет Зевс, но сама эта идея будоражит Австрийское общество - откровенная, прогрессивная и скандальная.

Такая вот история трансформации мифа и Климт довольно часто отражает изменения женского образа в обществе, через новые интерпретации классических мифов. Например, в картине "Юдифь и Олоферн", обязательно разберу ее в блоге.

Пишите в комментариях, что думаете о таких откровенных смыслах или какую картину хотите видеть в разборе!