Концепция духовно-нравственного развития и воспитания – это путеводитель педагога в такой работе.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Для всех найдется работа
на корабле жизни,
Только найди свое дело.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе,
Только найди свое дело
И старайся стать самым лучшим.
Проявляй лучшее, что в тебе есть.
Дуглас Мэллох
Духовно- нравственное становление подрастающего поколения и подготовка их к самостоятельной жизни - самая важная составляющая развития любого общества или государства. Духовно-нравственное воспитание гражданина России — это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить, гражданина планеты Земля, члена будущего общества III тысячелетия.
Что же является социальными институтами духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Конечно, в первую очередь – это семья, где начинают формироваться ценности личности, затем дошкольные учреждения, но наиболее системно и последовательно формирование духовно-нравственного развития, интеллектуального и культурного происходит в сфере образования.
Создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей должно стать основной задачей духовно-нравственного воспитания, важным компонентом социального заказа для образования сегодня.
Это должно стать очередной ступенькой в работе каждого учителя с детьми по приобретению ими социального опыта, умению и готовности жить в новом, быстро меняющемся мире.
Необходимые требования – это воспитание внутренних стимулов личности каждого ребенка, таких как долг, честь, совесть, достоинство, патриотизм, толерантность, товарищество, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям, любви к Родине, обществу, коллективу, к труду, своим обязанностям и к самому себе, такую работу необходимо проводить через каждый урок, каждое внеурочное занятие, каждый день пребывания ребенка в школе.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания – это путеводитель педагога в такой работе. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Современным детям не хватает гармоничного, духовно-нравственного развития. Моя работа по формированию духовно - нравственной культуры школьников направлена на:Ø формирование устойчивого интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры при сравнении с историей и культурой стран изучаемого языка;
*на воспитание патриотизма и гражданственности, на поиск примеров в традициях и истории стран изучаемого языка и нашей страны;
*эстетическое развитие при сравнении культуры стран изучаемого языка с культурой нашей страны;
*формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей при сравнении своей страны со странами изучаемого языка.
Особое значение в такой работе отводится социокультурной компетенции – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого иностранного в рамках тем, сфер и ситуаций общения и формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
Сегодня по новым образовательным стандартам в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому, основная цель современного учителя - выбрать такие методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально будут помогать развитию личности, и я понимаю с каждым уроком, какая ответственность лежит на учителе.
Начиная с начальной ступени, со второго класса, когда дети начинают изучать иностранный язык, они знакомятся и с российскими реалиями. Сравнивая нашу страну с Австралией, например, дети отмечают российские достопримечательности и географические особенности нашей страны.
Но самым важным в такой работе, конечно, является проектная деятельность, когда младший школьник, выполняя проект о России, включает в него коллажи и рисунки своей малой родины, которые выполняются с такой любовью, что заслуживает только отличных отзывов о работе.
Наша Оренбургская область – это замечательный пример для такого сравнения ребенку, который видит, что здесь и прекрасная природа, трудолюбивые люди, редкие животные и замечательные исторические места.
Каждая изучаемая тема дается в сравнении с нашей страной, и ребенок привыкает видеть только хорошее и удивительное, иногда новое, но легко запоминающееся. А игра «Что бы ты рассказал гостю из Великобритании о нашей стране?» не становится чем-то непонятным и трудным, а, наоборот, любимым занятием детей, особенно, если они просят рассказать о Тюльганском районе, где они живут.
Эта работа продолжается на средней ступени и включает такие темы, как «Место, где я живу», «Моя школа», «Моя семья» и т.д.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат» сказал в свое время великий педагог В. А. Сухомлинский, и это действительно так!
Дети стараются представить свою Родину как замечательное место, где им хорошо живется и учится, где у них самая лучшая семья, школа, друзья. Мои сельские школьники любят свою малую родину, какие замечательные презентации и видеоролики о любимом крае они создают!
На каждом уроке необходимо создавать такую обстановку, чтобы дети учились уважать человека, не зависимо от цвета кожи, национальности и языка. Работая в группах, например, над проектом «Добро пожаловать на Параолимпийские игры» - “Welcome to Paralympic Winter Games”, который отражает последние спортивные события и достижения людей с ограниченными возможностями здоровья, учащиеся, включая материалы сайтов сети Интернет об инвалидах-чемпионах, становились добрее, нравственнее, духовно богаче, уважительнее и толерантнее. “Об уровне развития общества можно судить по его отношению к инвалидам», считает глава Оргкомитета "Сочи-2014" Дмитрий Чернышенко. Жизнь должна позитивно меняться не только в экономическом отношении, должны меняться сами люди, быть толерантными, воспитанными и добрыми.
В.А. Сухомлинский в своё время отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…».
Большое внимание в такой работе отводится внеурочной деятельности. Моя воспитательная система построена с учётом требований и рекомендаций ФГОС. Основными компонентами является создание условий для развития духовно-нравственной, здоровой, творческой, активно и заинтересованно познающей мир и социально активной личности. Особое внимание в работе отвожу формированию навыка работы в команде, взаимодействию с объектами окружающего мира, толерантности, умению определять своё место и роль в обществе, воспитанию человека, любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции. Учащиеся используют не только эрудицию и творческие способности при подготовке дополнительного материала к урокам о стране изучаемого языка или внеклассным мероприятиям, но и о своём родном крае.
В качестве примера хочется назвать участие в международных образовательных проектах для школ Восточной Европы. С 2012 года налажено сотрудничество с основателем Международного Дня Мира Джереми Гилли в проекте «Peace One Day», Jeremy Gilley, Лондон, Великобритания, Education Outreach Coordinator, Eastern Europe.
Мы провели такую встречу в «Скайп - конференции для образовательных учреждений мира» дети нашего лицея рассказывали по-английски о своей школе, о наших традициях, благотворительных акциях и добрых делах. Дети представляли маленький поселок на карте Оренбургской области, сделали видеоролик о нашем поселке .
С какой душой и гордостью они о нем рассказывали, как трепетно и красиво, что по окончании конференции Джереми Гилли написал «Это была незабываемая встреча с ребятами лицея! Это была самая лучшая конференция, а их у меня было свыше 100!»
Во внеурочной деятельности с детьми проводятся много мероприятий, развивающих коллективные творческие дела, помогающие вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. Это участие в региональных, общероссийских и Международных акциях, которые включают такие мероприятия, как Международный Год Леса - “Forests: Nature at Your Service” и акция «Посади дерево», в которой учащиеся приняли активное участие.
Имеется опыт шефства над Интернатом для престарелых людей в п. Троицкое Тюльганского района, при изучении темы «Как живут наши старики?» в 10 классе, который стал для детей уроком представлений о нормах морально-нравственного и духовно-нравственного поведения.
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»
Наша поездка с концертом и помощью.
Намечены дальнейшие перспективы по выполнению социального заказа общества: духовно-нравственному развитию детей, воспитанию патриотизма, социальной солидарности, толерантности, гражданственности, уважения к труду, экологическому сознанию, эстетическому и этическому развитию и международному сотрудничеству.
Душа каждого человека - зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.
картинка -