Можно ли привести в порядок омские трамвайные пути?
Нельзя отрицать, что в последнее время в Омске заметно улучшилось состояние дорог, прежде всего центральных магистралей. При этом порой именно там водители встречают на своём пути труднопреодолимые препятствия в виде сильно выступающих поперёк дороги трамвайных рельсов. Почему могут нарушаться соответствующие нормативы? Как получилось, что экологически чистый и современный вид транспорта в Омске доставляет немало неудобств другим участникам дорожного движения? И как изменить ситуацию к лучшему? Разбиралась корреспондент «Четверга».
Езда с барьерами
В этом году в Омске продолжался активный ремонт дорог. Обновляется полотно, оборудуются современные удобные системы светофорного регулирования, оптимизируются потоки транспорта. Цель всего этого ясна, понятна и благородна – снизить число автомобильных пробок, повысить транспортную доступность различных частей города, сделать Омск ещё более удобным для жизни. Однако рельсы, которые возвышаются над асфальтом на иных участках магистралей, часто нивелируют эффективность борьбы с заторами, которую долгое время ведёт городской департамент транспорта и другие городские структуры.
Так, медленно, хотя в основном верно, автомобилисты пересекают рельсы на проспекте Маркса, которые ведут с улицы Серова. Некоторых торопящихся по своим делам автомобилистов может раздражать, когда едущий перед ними огромный внедорожник снижает скорость до черепашьей. Неужели нельзя справиться с этим препятствием побыстрее, думают они, если перевести их мысли на литературный язык. Оказывается, нет. Впереди над асфальтом угрожающе торчат рельсы, и владельцам машин, больших и маленьких, поневоле приходится ехать крадучись.
Кольцо в границах улиц Бульварной, Учебной, Маршала Жукова тоже довольно «пробочный» участок. Наверное, дорогам тут даже в силу пропускной способности непросто справиться с интенсивным движением в час пик. Но пути, которые идут по Учебной, ситуацию явно не упрощают. Есть сильное ощущение, что высота рельсов на проезжей части превышает норматив. И таких участков в городе пока немало.
Некоторые места всё же становятся лучше. Но не факт, что надолго. Например, на пересечении Герцена и Октябрьской переехать через рельсы стало проще. А вот на улице Маяковского, где место пересечения трамвайного пути чинят из года в год, рельсы довольно скоро «вылезают» опять. Зато недавно заасфальтировали ряд проездов, пересекающих трамвайные пути на Серова. Пока там всё во всех смыслах этого слова ровно.
Дороги под прицелом
Проверкой содержания железнодорожных и трамвайных переездов занимается Госавтоинспекция, где есть отдел дорожного надзора.
– Рейды у нас проводятся ежеквартально, – рассказал «Четвергу» заместитель начальника ОГИБДД УМВД России по городу Омску Владимир Бахарев. – Согласно ГОСТу верхний край рельсов не должен превышать одного сантиметра над уровнем дорожного покрытия. Кроме того, должна быть разметка, заграждающие столбики и чистые дорожные знаки. Если выявляем нарушение, то составляем протокол, а потом собственнику переезда объявляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Максимальный срок для устранения – два дня.
Владимир Бахарев добавил, что сейчас отклонения зафиксированы на ряде проблемных участков. Это пересечение улиц Челюскинцев – 8-я Восточная, 1-я Пригородная – проспект Королёва, Заозёрная – проспект Менделеева, 2-я Восточная – Барнаульская, Восточная – Сыропятская, а также в районе дома пр. Маркса, 43 и Жукова, 107.
В связи с этим возникает ещё один вопрос. Как уже было отмечено выше, ремонт дорог в Омске идёт довольно неплохими темпами. А вот трамвайные рельсы как-то не в полную меру задействованы в процессе. Да, в этом году МП «Электрический транспорт» производит капитальный ремонт 1,5 километра путей. И в предшествующие два года починили примерно столько же. Однако как-то не похоже, что этот объём достаточен для того, чтобы пассажиры рельсового транспорта и другие участники движения почувствовали реальные улучшения. Так реально ли вообще привести омские трамвайные пути в порядок? Да ещё и так, чтобы ремонт был по-настоящему долговечным?
Миллиарды на блюдечке
Конечно, ненормативное состояние трамвайных путей сулит риск для тех, кто передвигается по дорогам на автомобилях, но, оказывается, проблема эта вполне решаема.
– Такие переезды небезопасны, так как есть риск возникновения аварийных ситуаций, – прокомментировал кандидат технических наук, эксперт в сфере строительства и эксплуатации дорог Игорь Папакин. – К тому же на них неизбежно образуются заторы.
Однако, по словам эксперта, радикально изменить ситуацию к лучшему можно, только прибегнув к отличной от нынешней технологии ремонта.
– По рельсам идут тяжёлые трамваи. Соответственно пути пребывают в движении, они просто не могут быть в статичном состоянии, а их движение разрушает асфальтовое полотно, – говорит Игорь Николаевич. – У нас проезды ремонтируют асфальтобетоном, а это не тот материал, который способен выдерживать постоянные интенсивные нагрузки. Нужно использовать бетонные плиты, как используют их на железнодорожных переездах. Тогда будет прочно и надолго. И соответственно станет меньше пробок и других раздражающих автомобилистов моментов.
Само собой, при любом разговоре о решении застарелой проблемы возникает встречный вопрос – а где взять деньги? Любят задавать его и омские чиновники. С другой стороны, опыт других городов показывает, что трамвай можно не только сохранить, но и сделать полноправным союзником в деле передвижения граждан по омским улицам. Причём с помощью федерального центра.
– Состояние трамвайных рельсов в нашем городе плачевное. Хотя при их качественном содержании можно было подобную ситуацию не допустить, – говорит председатель общественного движения «Омичи за трамвай» Юрий Романовский. – Если взять другие российские города, то, например, в Екатеринбурге каждый год строят, реконструируют трамвайные линии. И никому они не мешают, потому что сделаны качественно. Уже не раз говорилось о целесообразности создании сети скоростного легкорельсового транспорта в Омске – современного скоростного трамвая, который будет удобен для всех. Его инновационные «пути» не стали бы помехой автомобилям.
Более того, отмечает эксперт, с прошлого года благодаря федеральному закону 101-ФЗ от 16 апреля 2022 года появилась возможность ремонтировать трамвайные рельсы в рамках федерального финансирования по программе «Безопасные и качественные дороги».
– Конечно, ремонт трамвайных рельсов довольно дорог. Но сегодня мы можем использовать средства нацпроекта, – говорит Юрий Романовский. – В других городах уже активно начали этой возможностью пользоваться для обновления трамвайных путей. Например, в соседнем Новосибирске или даже в таком крошечном городке, как Волчанск Свердловской области идёт ремонт трамвайных путей в рамках федеральной программы. А в Омске пока эту возможность не используют. Зато в следующем году тоже, кстати, за счёт федерального бюджета в нашем городе хотят ликвидировать трамвайную линию на мосту у телецентра. Разве это не градостроительное преступление? Мосты ремонтируются раз в двадцать лет, если рельсы в следующем году уничтожить, то вернуть трамвай на левый берег реально будет лишь к 2044 году. Хотя можно было бы их внести в проект и, наоборот, привести в нормативное состояние за те же федеральные деньги.
При этом в ряде российских городов уже есть примеры, когда трамвайное рельсовое полотно при капитальных ремонтах или реконструкциях мостов обновляется и сохраняется на перспективу, даже если трамвайные линии на подходах не действуют или демонтированы.
Юрий Романовский отметил, что генеральным планом Омска до 2030 года и проектами планировки Советского и Кировского округов города Омска предусмотрено восстановление линии трамвая на Левобережье по улицам Заозёрной и Лукашевича, в связи с чем обновление трамвайного полотна на мосту у телецентра было бы шагом в правильном направлении.
– Сейчас же понятно, что, несмотря на довольно абстрактную фразу в техзадании на ремонт моста имени 60-летия ВЛКСМ «предусмотреть возможность восстановления трамвайного движения», чисто физически вернуть рельсы на мост потом будет очень сложно. Нужно будет заново очищать центральную стальную часть моста до основания и проводить работы по ремонту вместе с монтажом трамвайных путей, – комментирует эксперт. – Так не лучше ли привлечь федеральные деньги, чтобы обновить пути на мосту и восстановить трамвайные пути по улице Лукашевича? А также провести ремонт на других улицах с трамвайными путями: Челюскинцев от Кемеровской до 24-й Северной, 2-й Восточной, проспекте Королёва и других. К сожалению, вместо этого мы уже второй раз за пять лет ремонтируем улицу Интернациональную.
Ольга БОРОВАЯ.