4 октября 2023, среда
Про пустырь рассказывала, и вспомнилось, как мы с мамой поехали из Строгино, где все вместе тогда дружно жили, смотреть наш новый строящийся дом. Мы с мужем собирались переезжать в двухкомнатную кооперативную квартиру. Мужчины работали, а мы собрались и вдвоём отправились.
Были два варианта районов на выбор: Кунцево и Ясенево. Выбрали Ясенево, потому что на юго-западе мы всё знали, всё было знакомое и родное, много лет там жили и работали. Теперь думаю, Кунцево было бы, наверное, удобней и ближе к центру.
Ехать из Строгино было очень далеко. Пока доехали, пока автобусы везде прождали, метро там никакого не было, и в Строгино тоже не было - стало темнеть. Была поздняя, холодная и грязная предзимняя осень. Темнело рано.
Автобус высадил нас на соседней, параллельной нашей, улице. Мы прошли вниз по наклонной улице и посмотрели в сторону нашего дома, по диагонали в темноту. Дом был построен наполовину, но посмотреть поближе было невозможно - между двумя улицами зияло поле, прохода не было, была навороченная грязь.
Я смотрела и думала - как это тут вообще можно жить, пока всё отстроят и приведут в порядок, жизнь пройдёт. Но говорить это вслух маме я не могла. Она так радовалась, что у нас будет собственная отдельная квартира. И мы тоже ждали и были счастливы.
Мама посмотрела на меня и сказала - мы в такую даль ехали, но даже поближе подойти не можем. Здесь дома на этих улицах все одинаковые, с одной и той же планировкой, давай зайдём в ближайший дом, поговорим, спросим, как и что, как тут люди живут, выясним про транспорт и про магазины.
Зашли. Внизу был большой холл, и у почтовых ящиков стоял мужчина. Мама подошла к нему, поздоровалась и спросила - вы недавно переехали? а мы вот тоже собираемся, но наш дом ещё не достроен. Мужчина тут же ответил - да, внизу, это единственный кооперативный дом, его строят последним.
Они разговорились, пошла беседа про планировку, и он сразу нас пригласил к себе показать квартиру, которой гордился и которую сам, своими руками довёл до ума.
Квартира его была как картинка. Однокомнатная, уютная. Нам всё понравилось очень, сияющее чистотой, новое, продуманное до мелочей жильё. Встроенные шкафчики, полочки, всё разложено. Сам он просто заходился от радости и с удовольствием рассказывал, распахивал двери и демонстрировал свою квартиру-мечту.
Поблагодарив, похвалив его за золотые руки и пожелав ему счастливой жизни, мы спустились на лифте на несколько этажей ниже и позвонили наугад, стараясь попасть в двухкомнатную квартиру. Нам хотелось посмотреть вариант своего жилья.
Открыл дверь тоже мужчина и, узнав причину визита, точно так же гостеприимно пригласил в квартиру, показывая и рассказывая подробности.
На кухню дверь была открыта, его жена жарила мясо на ужин, и, не отрываясь от плиты, поворачивала голову, кивала нам, улыбалась и кричала свои подробности, дополняя рассказ мужа.
У них была двухкомнатная квартира, и я мысленно строила планы, куда что поставить и как всё разместить.
После этой квартиры мы побывали ещё в двух, и везде нам всё показывали, сообщали подробности, давали советы. Все гордились тем, что они новосёлы, и у них теперь такие замечательные квартиры.
По тем временам действительно жильё было продвинутое: в доме было 4 лифта, между кухней и гостиной установлены деревянные раздвижные двери, имелись просторные лоджии во всю длину квартиры, а полы были из натуральной паркетной доски. Обои везде были такие симпатичные, светлые, в мелкий цветочек, мне потом при ремонте было жалко их менять.
Недостатков тоже хватало: потолки низкие, санузлы маленькие - но новосёлы на этом не зацикливались.
Подумала - а вот сейчас - если бы вечером в дверь позвонили две незнакомые женщины с просьбой показать квартиру, как бы реагировали? Вряд ли бы распахнули двери. Подумали бы, что наводчицы, что хотят обворовать, что если не сразу, то потом отследят, залезут и всё вынесут… Никто бы не впустил. И я бы сама ни за что не впустила бы.
И ещё одна подробность всплыла сразу из того давнего времени. Мы уже жили в новой квартире, муж куда-то вышел, а в дверь стали звонить. Я готовила ужин и, подумав, что он вернулся, крикнула - открыто, открыто. Потом повернулась - передо мной на кухне стоял восточный мужчина - вы же сказали - открыто! - я и вошёл! Он кого-то искал, я объяснила, и он ушёл. Тоже как пример доверчивости.
Сейчас время переменилось, хотя и мошенников хватает, и тех, кого они обманывают.
Обратно мы возвращались в хорошем настроении, с новыми положительными впечатлениями и с кучей свежей информации.
Мама не дожила до нашего переезда.
Она не застала наше новоселье, не увидела своего первого внука, родившегося у сестры в следующем году.
Беда случилась внезапно, на фоне полного благополучия, когда родители на исходе лета поехали в Палангу отдыхать на Рижском взморье по путёвкам в санаторий на 24 дня, радостно отдыхали весь отпуск, нам звонили оттуда, а в день отъезда утром пошли попрощаться с морем, но не дошли… Врачи были рядом, из санатория, и прибежали - но помочь не мог уже никто и никогда. Папа вернулся домой один, поседевший, худой, с перевёрнутым лицом и двумя чемоданами…
В этой квартире мы прожили всю нашу совместную жизнь, и живём до сих пор.
Вспоминаем с глубокой грустью и огромной благодарностью родителей и ту нашу общую, счастливую и такую далёкую жизнь.
Всем спасибо!