Найти тему
Дракула исторический

Сын Дракулы уважал отца и брал с него пример. А что в итоге получил?

Оглавление

Князь Михня Злой – единственный из трёх сыновей Влада Цепеша, исторического Дракулы, сумевший получить реальную власть. И сразу же после прихода к власти Михня начал проводить политику, в которой использовал приёмы и методы своего отца. Казалось, что события середины XV века, когда Валахией (Румынской Страной) управлял Дракула, повторяются. Однако Михня, стремясь быть похожим на отца, копировал его политику слепо и бездумно, что, конечно же, повлияло на результат.

Михня Злой и призрак его отца (Авторский коллаж на основе рисунка нейросети и известного портрета Дракулы)
Михня Злой и призрак его отца (Авторский коллаж на основе рисунка нейросети и известного портрета Дракулы)

Самый младший сын Дракулы

Когда родился Михня, точно неизвестно. Однако есть веские основания полагать, что он был самым младшим сыном Дракулы – тем, которого в 1476 году родила кузина венгерского короля Матьяша I.

Свадьба Дракулы с родственницей Матьяша состоялась в 1475 году. В 1476 году у супругов родился сын, а в конце того же года Дракула погиб. То есть Михня не мог помнить своего отца. Мальчик не мог знать, что за человек это был. Лишь усвоил, что память об отце надо уважать.

Позднее, в 1480-х годах, уважение Михни к отцу подверглось серьёзной проверке на прочность. Мальчика взял на воспитание сам король Матьяш и поселил при своём дворе, где пользовались успехом анекдоты об «ужасном Дракуле».

Чтобы представить себе придворную атмосферу, достаточно вспомнить эпиграмму 1462 года о Дракуле, сочинённую венгерским придворным поэтом. В эпиграмме есть такие строки:

Эй ты, ничтожный, кто крови чужой не жалел ради славы,
Что же теперь леденящего ужаса нам не внушаешь?

Поэма Михаэля Бехайма «О злодее, который звался Дракула», написанная в 1463 году, появилась в результате контактов поэта с венгерским двором. Древнерусское «Сказание о Дракуле», наполовину составленное из анекдотов о «зломудром» валашском правителе, тоже создано под влиянием венгров – после того, как в середине 1480-х годов при венгерском дворе побывало русское посольство.

Страницы средневековых памфлетов о Дракуле (Фото из открытых источников)
Страницы средневековых памфлетов о Дракуле (Фото из открытых источников)

В Венгрии Дракулу считали чудовищем, но Михня вопреки всему считал отца великим человеком. Правда, ужасные рассказы на мальчика всё же подействовали. Он стал верить, что его отец действительно совершил все те жестокости, о которых говорится в анекдотах.

Другая версия происхождения Михни

Даже если принять альтернативную версию происхождения Михни, согласно которой он родился в начале 1460-х годов, а в 1480-х оказался при венгерском дворе, то ситуация не сильно меняется. Ведь альтернативная версия тоже утверждает, что Михня не знал своего отца.

Согласно этой версии, Михня с младенчества жил и воспитывался в Турции, с отцом не виделся, а в юности сбежал от турок к венгерскому двору. При дворе венгерского короля юноша наслушался рассказов об «ужасном Дракуле» и поверил.

Как бы там ни было, уважения к отцу Михня не утратил, а в 1508 году пришёл к власти в Валахии (Румынской Стране), имея солидный багаж ложных знаний.

Правление по примеру отца

В апреле 1508 года Михня взошёл на валашский (румынский) трон, но в отличие от своего отца не завоевал эту власть, а был приглашён боярами.

Михня в парадном княжеском облачении, изображённый на фреске одного из афонских монастырей (Фото из открытых источников)
Михня в парадном княжеском облачении, изображённый на фреске одного из афонских монастырей (Фото из открытых источников)

Со времени правления Дракулы позиции боярства в Валахии (Румынской Стране) усилились, а самым могущественным был род Крайовеску. Владения этих бояр занимали половину валашских земель и представляли собой государство в государстве.

Уже в 1512 году Крайовеску станут настолько могущественными, что посадят на валашский престол представителя своей фамилии, но во времена Михни они на это не осмеливались.

Михня, конечно же, видел, к чему идёт дело, и решил отцовскими методами исправить положение. Он «отца обычаем желал очистить царство» – так сказано в эпитафии на надгробии Михни, которая излагает точку зрения самого Михни на события тех лет.

Крайовеску тут же пожалели, что выбрали его своим князем. Для них Михня оказался «волком в овечьей шкуре». Именно так он назван в сочинении афонского монаха Гаврила Протула, который излагает историю правления Михни с точки зрения рода Крайовеску:

И он (Михня) схватил всех великих и избранных бояр, пытал их многими страшными пытками и забрал все их богатства, и в присутствии этих бояр надругался над их жёнами и дочерьми. Некоторым боярам он отрезал носы и губы, других повесил, третьих утопил. И разбогател и вознёсся, как кедр, до неба, и исполнил всё, что хотел.
Афонский монах Гаврил Протул пишет о Михне (Рисунок нейросети)
Афонский монах Гаврил Протул пишет о Михне (Рисунок нейросети)

По духу это сильно напоминает деяния Дракулы в том виде, как это показано в произведениях-страшилках. Например, в поэме Бехайма:

Людей приказывал терзать,
носы и уши отрезать…

Что-то из перечисленного Михня точно совершил, ведь в эпитафии, которая рассказывает о событиях с точки зрения Михни (и даже от его имени), говорится:

Лицом своим отчизну повергал я в трепет.

Михня повёл себя так, что заставил бояр испугаться. Именно поэтому он получил своё прозвище – Злой.

Слепое подражание «ужасному Дракуле»

Михня Злой копировал образ своего отца очень старательно. И это касалось не только борьбы с боярами, но и таких известных направлений деятельности Дракулы как борьба с разбоем и воровством в стране.

Неслучайно в эпитафии Михни можно прочесть о том, что он тоже стремился навести порядок:

Разбойникам я был гроза, и бич – ворам,
Мечом своим служил Юстиции усердно, неизменно.
Богиня Юстиция – римская богиня правосудия – с мечом и весами (Классическая живопись)
Богиня Юстиция – римская богиня правосудия – с мечом и весами (Классическая живопись)

Однако даже из эпитафии видно, что Михня копировал политику отца бездумно. Он стремился повторить отцовский путь, но совершенно не учитывал то, что со времени отцовского правления политическая ситуация изменилась.

Сильнее стали не только бояре, но и турки. Они всё активнее вмешивались в дела Валахии (Румынской Страны), поэтому бояре, желая выбрать себе нового князя, обязательно согласовывали кандидатуру с турецким султаном.

Так было и с Михней. Турки разрешили боярам посадить его на трон, ещё не зная, как новый правитель себя проявит. А Михня начал подумывать о крестовом походе, то есть пилить ветку, на которой сидит.

Эпитафия устами Михни рассказывает, что тот строил планы об освобождении Константинополя, давно превращённого в столицу турецкой державы:

Хотел я… к византийским очагам сдвигать войска.

Дракула в своё время снискал себе славу истребителя турок, и Михня хотел себе такую же, но не учёл важное обстоятельство. Когда Дракула в середине XV века пришёл к власти, то располагал собственной армией, на силу которой опирался, проводя свои жёсткие реформы. И эта же армия составляла костяк валашских войск, которые противостояли туркам летом 1462 года.

У Михни ничего подобного не было, поэтому его легко свергли. Бояре Крайовеску вновь обратились к султану на счёт Михни, но теперь согласовали не его восхождение на трон, а смещение с трона.

Султан Баязид II, правитель турецкого государства с 1481 по 1512 год (Работа художника Паоло Веронезе)
Султан Баязид II, правитель турецкого государства с 1481 по 1512 год (Работа художника Паоло Веронезе)

Султан не возражал, поэтому в октябре 1509 года бояре устроили дворцовый переворот. К Михне пришли вооружённые люди и сказали, что он из-за своих поступков неугоден «народу», а также турецкому султану.

Бегство в город Сибиу

Михня под давлением бояр, возглавляемых родом Крайовеску, отказался от власти и передал бразды правления своему сыну – Мирче, которому на тот момент было около 15 лет. Разумеется, подросток стал марионеткой бояр, но это был единственный способ сохранить трон в руках семьи.

Сын Михни – Мирча III – на троне (Рисунок нейросети)
Сын Михни – Мирча III – на троне (Рисунок нейросети)

Сам же Михня вместе с женой, которую звали Войка, и дочерью Рухандрой отправился в изгнание в Трансильванию – в город Сибиу. В тот самый город, где Дракула когда-то собирался построить дом, но так и не построил.

Жена и дочь Михни Злого (Рисунок нейросети)
Жена и дочь Михни Злого (Рисунок нейросети)

Сын-подросток оставался в валашской столице, но продержался у власти недолго. Уже в январе 1510 года он был свергнут, а вместо него на трон сел почти такой же подросток – 16-летний. Он был не из рода Крайовеску, но час триумфа этой боярской фамилии приближался. До 1512 года оставалось всего ничего.

Сын Михни тем временем отправился к отцу. Семья потеряла трон, но зато воссоединилась, а строки эпитафии, написанной от лица Михни, говорят об этом так:

В те дни, когда народ коварный меня прогнал с отеческих земель,
И турок полчище подспорьем было в этом,
В Сибиу я бежал…

Переход в католичество. По примеру отца?

В городе Сибиу, который в то время являлся частью Венгерского королевства, Михня не терял надежду, что всё ещё можно исправить – вернуть трон. Изгнанника ободряло то, что в городе он был принят как почётный гость. Это означало, что судьба Михни небезразлична венгерским властям. Может, даже самому королю.

Владислав Ягеллон. С 1490 по 1516 год – король Венгрии (Рисунок с алтаря собора Святого Вита в Праге)
Владислав Ягеллон. С 1490 по 1516 год – король Венгрии (Рисунок с алтаря собора Святого Вита в Праге)

Михня, поссорившись с валашскими боярами и с турками, мог рассчитывать только на поддержку венгерского монарха, но дело осложнялось тем, что в Венгрии обретались и другие претенденты на валашский престол. В итоге Михня, чтобы выделиться среди прочих, стал католиком.

Как известно, в древнерусском «Сказании о Дракуле» утверждается, что Дракула, находясь в венгерском плену, отказался от православной веры и перешёл в католицизм. И пусть в реальности ничего подобного не было, но Михня повторил эту несуществующую страницу отцовской биографии.

Переход в католики отчасти подтверждает версию о том, что матерью Михни стала кузина венгерского короля Матьяша. Религия матери-католички не могла казаться Михне чем-то отвратительным, поэтому он с лёгкостью перешёл в католицизм.

Правда, воспользоваться приобретённым преимуществом Михня не успел. 12 марта 1510 года он был убит. Это случилось на улице Сибиу вскоре после того, как Михня с друзьями вышел из храма, где присутствовал на мессе.

Улица в Сибиу, по которой мог идти Михня в день своей смерти (Фото автора статьи)
Улица в Сибиу, по которой мог идти Михня в день своей смерти (Фото автора статьи)

На Михню напал некий серб знатного происхождения по имени Димитр Якшич, причём у Димитра были с Михней какие-то личные счёты, и серб специально приехал в город ради совершения мести.

Убийца был вооружён мечом, спрятанным под полу плаща, и действовал не один. Рядом находилось ещё несколько человек, призванных обеспечить убийце свободу действий, то есть нейтрализовать тех, кто захочет защитить Михню. А вот сам Михня и его друзья шли по улице безоружными, поскольку это предписывалось городским законом.

Запрет на ношение оружия внутри городских стен – одно из базовых или даже священных правил вольного города, которым являлся Сибиу. Именно поэтому нарушение правила со стороны Якшича вызвало всеобщее возмущение. Вскоре после убийства этот серб и его сообщники сами оказались убиты разъярённой толпой горожан. Михню отпели и похоронили с почестями.

Храм Святого Креста, где первоначально был похоронен Михня. Позднее его перезахоронили в главном городском соборе Сибиу (Фото автора статьи)
Храм Святого Креста, где первоначально был похоронен Михня. Позднее его перезахоронили в главном городском соборе Сибиу (Фото автора статьи)

Что же в итоге получилось?

В целом судьба Михни Злого сложилась хуже, чем могла бы. Правление закончилось внезапно и нелепо, как и жизнь Михни. Но можно ли сказать, что он сам виноват?

Все мы родом из детства, а Михня никак не мог изменить того, что ему пришлось расти без отца. Это обстоятельство очень сильно повлияло на Михню, как и пребывание при венгерском дворе в 1480-х годах.

С одной стороны Михне не хватало достоверных сведений об отце, а с другой стороны был избыток всяческих выдумок, на которые Михня ориентировался за неимением лучшего.

В то же время ничто не мешало Михне, придя к власти, оглянуться вокруг и понять, что уже не середина XV века, а начало XVI века – многое изменилось, и отцовский опыт правления надо соотносить с новыми условиями. Однако Михня ничего подобного не делал, слепо копируя отцовский опыт.

Автор статьи: Светлана Лыжина