Найти в Дзене
We planet | Мы планета

7 мифов о великом сыщике Шерлоке Холмсе

Миф 1. Холмс курит длинную изогнутую трубку
Интересно, что ни в одном из рассказов, ни разу не упоминается этот привычный для нас атрибут Холмса - длинная изогнутая трубка, которую курят почти все кино-Холмсы, включая нашего любимого Василия Ливанова. Эта трубка с гнутым мундштуком называется «бент» или «калабаш». Она изображается везде — в кино, на иллюстрациях, вывесках, афишах, марках... Но заядлые курильщики говорят, что Холмс вряд ли мог любить такую трубку. Она устроена так, что охлаждает дым и убирает из него часть смол и никотина. А зачем такой эффект мог быть нужен Холмсу, который курил самый крепкий табак, какой только можно найти? К тому же в викторианскую эпоху курили другие трубки. Но традиция есть традиция...
Итак, сколько же трубок было у Холмса? Много. В рассказе «Союз рыжих» Холмс курит «чёрную глиняную трубку, похожую на клюв странной птицы», в рассказах «Установление личности» и «Голубой карбункул» у него старая глиняная трубка, такая же трубка у него и в «Собаке Ба

Миф 1. Холмс курит длинную изогнутую трубку
Интересно, что ни в одном из рассказов, ни разу не упоминается этот привычный для нас атрибут Холмса - длинная изогнутая трубка, которую курят почти все кино-Холмсы, включая нашего любимого Василия Ливанова. Эта трубка с гнутым мундштуком называется «бент» или «калабаш». Она изображается везде — в кино, на иллюстрациях, вывесках, афишах, марках... Но заядлые курильщики говорят, что Холмс вряд ли мог любить такую трубку. Она устроена так, что охлаждает дым и убирает из него часть смол и никотина. А зачем такой эффект мог быть нужен Холмсу, который курил самый крепкий табак, какой только можно найти? К тому же в викторианскую эпоху курили другие трубки. Но традиция есть традиция...
Итак, сколько же трубок было у Холмса? Много. В рассказе «Союз рыжих» Холмс курит «чёрную глиняную трубку, похожую на клюв странной птицы», в рассказах «Установление личности» и «Голубой карбункул» у него старая глиняная трубка, такая же трубка у него и в «Собаке Баскервилей».
В рассказе «Палец инженера» Холмс курит «утреннюю трубку, набитую остатками всяких табаков», в «Медных буках» — «длинную трубку вишнёвого дерева». В рассказе «Желтое лицо» упоминается «трубка из корня вереска с длинным чубуком и мундштуком из янтаря. Эта же янтарная трубка потом фигурирует в рассказе «Случай в интернате». В рассказе «Человек на четвереньках» Холмс курит «дочерна обкуренную трубку». А в романе «Знак четырёх» упоминается «эпиковая трубка» Холмса — для русскоязычных читателей самая загадочная из его трубок. Но появилась эта загадка лишь благодаря переводу.
В оригинале она «brier-root» — так называется один из самых известных в мире видов курительных трубок, изготовленных из эрики древовидной (семейство вересковых), древесина которой отличается прочностью и термостойкостью. Источник: Василий Ливанов в образе Шерлока Холмса.

Миф 2. Шерлок Холмс был женоненавистником
Ещё один расхожий миф, не имеющий ничего общего с реальностью. Шерлок Холмс — благороднейший человек, который, не задумываясь, готов прийти даме на помощь. Вероятно, такое мнение основывается прежде всего на его заявлении, что «женщинам никогда нельзя доверять полностью, даже лучшим из них» и на другом его утверждении, что чувства — это эмоция, противоположная холодному рассудку.
Холмс не избегал женщин, не грубил им, не пытался как-то ограничить контакты. Среди женщин много его клиенток. Достаточно вспомнить, как он успокаивает и одобряет несчастную Элен Стоунер в «Пёстрой ленте» и даже не берёт с неё денег за услуги. «Истинный джентльмен не должен думать о риске, когда женщина нуждается в его помощи», - говорит он в рассказе «Конец Чарльза Огастеса Милвертона», принимая горячее участие в судьбе незнакомой ему леди Евы Брэкуэл, и даже идёт на ограбление вместе с Ватсоном.
Маскарад. И конечно, единственный романтический интерес Холмс испытал к Ирэн Адлер в рассказе «Скандал в Богемии». В картотеке Холмса о ней написано: «Родилась в Нью-Джерси в 1858 году. Контральто… Ла Скала… Примадонна императорской оперы в Варшаве». Позже Холмс со слов конюхов говорит, что она «самое прелестное существо из всех, носящих дамскую шляпку на этой планете», а от себя добавляет: «Очень миловидная женщина с таким лицом, в которое мужчины влюбляются до смерти».

Миф 3. Единственная женщина в жизни Холмса — миссис Хадсон
Действительно, самой значимой женщиной в жизни сыщика была миссис Хадсон, хозяйка квартиры, в которой он прожил более двадцати лет. И скорее всего, она вообще единственная женщина, с которой он так долго и тесно общался. Многие полагают, что её звали Мартой. Эта версия основана на предположении, что помогавшая Холмсу шпионка Марта из рассказа «Его прощальный поклон» — это миссис Хадсон.
Со слов Ватсона также известно, что она хорошо, но не слишком разнообразно готовила, любила чистоту и страдала из-за неаккуратности и странных привычек Холмса. Однако она со всем мирилась, потому что очень его уважала. Она терпела его курение, игру на скрипке в неурочный час, химические опыты в квартире, стрельбу по стенам, горы бумаг, которые Холмс не позволял выбрасывать, и постоянных странных посетителей.
Более того, когда потребовалась её помощь, миссис Хадсон активно включилась в дело — как известно, в рассказе «Пустой дом» она подползала к восковой фигуре Холмса и двигала ею, чтобы создать впечатление, что это живой человек. Для добропорядочной пожилой английской леди это почти подвиг.
Привязанность к Холмсу не утратилась в ней даже когда он заставил её поверить в его смерть. Пожалуй, за годы, проведенные вместе, Холмс стал для миссис Хадсон кем-то вроде любимого племянника, которым можно гордиться и прощать ему любые прегрешения.

Миф 4. Холмс терпеть не мог полицию Среди поклонников Холмса широко бытует мнение, что он не любил полицию, и утаивал найденные улики. Возможно этому способствовали неудачные экранизации. Вспомним, в «Этюде а багровых тонах» Холмс не только отдаёт полицейским найденную улику (обручальное кольцо), но и сообщает приметы убийцы. Не делился с полицией Холмс только своими выводами и предположениями.
Впрочем, когда он всё же пытался это делать, его не особо слушали. Это утверждение больше относится к одному из них — инспектору Лестрейду, который обладает большим самомнением. С другими полицейскими Холмс тесно сотрудничает и хорошо их знает, и не только в Лондоне. И полиция и Холмс были заинтересованы друг в друге.
"Собака Баскервилей". Для Холмса полиция была основным поставщиком клиентов, которые неплохо платили за услуги, кроме того подбрасывала интересные и запутанные дела. Многие сотрудники Скотланд-Ярда отзываются о профессиональных качествах Шерлока Холмса очень высоко.
Например, инспектор Этелни Джонс в «Знаке четырёх» говорит Ватсону: «Ваш друг мистер Шерлок Холмс — выдающаяся личность, сэр. Он человек, не знающий поражений...». А в рассказе «Чёрный Питер» Ватсон сообщает об инспекторе Стенли Хопкинсе, который «считал себя учеником знаменитого сыщика и восхищался его научными методами». Второй расхожий миф о Холмсе и полиции — что все полицейские в рассказах Конан Дойла слабые, беспомощные, без Холмса ни на что не способны, но при этом завидуют ему и ненавидят его. Это абсолютно не так. Холмс сам не раз подчеркивает, что он предпочитает браться только за интересные дела, из чего можно сделать простой вывод, что с неинтересными полиция справляется сама.

Миф 5. Холмс боролся с преступностью только силой своего ума
Однако, мы хорошо помним, что Холмсу нередко приходилось прибегать к физическому воздействию, а иногда и применять оружие. Холмс владел как минимум двумя видами рукопашного боя — японской борьбой баритсу (о которой уже говорилось) и боксом. Причём боксом практически на профессиональном уровне. О физической силе Холмса можно судить и по эпизоду в «Пёстрой ленте», где он без особых усилий выпрямляет согнутую кочергу.
Кроме того Холмс мастерски владел оружием. Во-первых, револьвером, который был у него и у Ватсона. О его меткости можно судить по монограмме королевы Виктории, которую Холмс так мастерски выбил на стене. Во-вторых, можно назвать шпагу — в «Этюде в багровых тонах» Ватсон писал: «Отлично фехтует на шпагах и эспадронах».
Кстати, при переводе «Этюда» на русский язык потерялось ещё одно его умение — фехтование на деревянных рапирах. Правда, на практике он ни шпагу, ни деревянную рапиру не применяет, но иногда использует как оружие свою трость. И наконец ещё одним оружием Холмса, которое судя по всему он носит с собой почти всегда, является хлыст. В рассказе «Шесть Наполеонов» Ватсон даже говорит, что «охотничий хлыст, в рукоять которого налит свинец» — это любимое оружие Холмса. Владеет сыщик хлыстом виртуозно — в «Союзе рыжих» он даже выбивает им пистолет из руки преступника.

Миф 6. Холмс не любил порядок
Все мы хорошо знаем, что идеальный порядок был у него в голове. Но почему-то стал популярен миф, что Холмс — большой неряха. Частично это заблуждение держится на словах доктора Ватсона в «Обряде дома Месгрейвов»: «Это было самое беспорядочное существо в мире, и его привычки могли свести с ума любого человека, живущего с ним под одной крышей». Холмс «держит свои сигары в ведёрке для угля, табак — в носке персидской туфли, а письма, которые ждут ответа, прикалывает перочинным ножом к деревянной доске над камином». Кроме того он ставит химические опыты, забывая убрать за собой. Свои бумаги, которые годами накапливались в их квартире, он никогда не убирал и не выбрасывал. А миссис Хадсон не позволял делать уборку. Да и образ жизни его был весьма беспорядочным. Приливы кипучей энергии сменялись у него хандрой и полной апатией.
Но всё тот же доктор Ватсон полностью это опровергает, заявляя, что «в своей умственной работе он был точнейшим и аккуратнейшим из людей, а его одежда всегда отличалась не только опрятностью, но даже изысканностью». Это подтверждает и его наблюдение в «Собаке Баскервилей», когда «он остался верен своему поистине кошачьему пристрастию к чистоплотности: гладко выбритые щёки, рубашка без единого пятнышка».
Из этого можно сделать вывод, что Холмса вообще не волновали никакие бытовые мелочи. А сам Холмс всегда был безукоризненно одетым джентльменом. А что касается беспорядка в квартире, то сам хозяин отлично знал, где у него что лежит, и можно с уверенностью сказать, что ему прекрасно работалось в том хаосе, который он вокруг себя создавал.

Миф 7. Холмс не любил английские законы
Нет, Холмс их отлично знал. Но именно поэтому он никогда бы не пошёл работать в полицию. Он ненавидел рутину. Кроме того, всё дело в специфике английских законов. В Великобритании полиция появилась фактически только в 1829 году, и прав у неё было не особенно много. Англичане ревностно охраняли свои свободы, даже в ущерб безопасности. Тот же Джек-Потрошитель из всех европейских столиц мог появиться только в Лондоне, потому что там полиция не могла арестовать ни одного подозреваемого, пока не было весомых улик.
Столичной полиции в 1829-1890 гг.1200 В рассказах и экранизациях Конан Дойла немало эпизодов, которые в свете английских законов выглядят крайне маловероятными. Это и ларец с драгоценностями, который дали Ватсону, чтобы он показал его мисс Морстен (у лондонских сыщиков волосы дыбом вставали, когда он взламывал кочергой такое важное вещественное доказательство), и беседа с Джонатаном Смоллом без адвоката, и вмешательство полиции в дела, которые уже должны быть подконтрольны суду.
Будь Холмс полицейским, все это пришлось бы как-то объяснять. Но он — частный сыщик, а значит, полицейские процедуры остаются на заднем плане. Но для Холмса это уже неважно, а значит и для нас, читателей, зрителей и почитателей любимого персонажа тоже.