Найти тему
Алексей Ратушный

Два Слона

Иллюстрация автора. Использованы слон из статьи Стаунтон и слоник из рекламы в Сети
Иллюстрация автора. Использованы слон из статьи Стаунтон и слоник из рекламы в Сети

Твоя Сказка



Слоники – маленькие мраморные фигурки – стояли на верхней полке изящной этажерки.
Когда-то эта этажерка и эти слоники принадлежали Веронике. Вероника заботливо ухаживала за этими статуэтками и за этой этажеркой. Она старательно протирала пыль с полочек и потому слоники стояли на верхней полке всегда в одном порядке, всегда чистенькие, умытые и никакая пылинка не смела мешать их крошечным глазкам видеть всё вокруг. Слоников было ровно пять и у каждого было своё имя! И хотя они были похожи один на другого как две капли воды, но Вероника их прекрасно различала. Они были её утешением. Она родилась с врождённым пороком сердца и постоянно очень плохо себя чувствовала и прожила в итоге всего сорок лет. И однажды она умерла. Дом осиротел. В нём остался жить её племянник – маленький и тоже с детства часто болевший мальчик. Но прошли годы, он вырос и превратился в большого и доброго Учителя шахмат. В шахматы он научился играть во дворе, когда еще Вероника была жива и она подарила ему настоящую шахматную складную деревянную доску с комплектом очень дорогих шахматных фигур Стаунтоновской формы. Но главное: она разрешила ему хранить эту доску с фигурками на второй сверху полочке своей драгоценной этажерки! И потому она всегда стояла там, на этом месте. В комнате, где жил Учитель шахмат за годы после смерти Вероники очень многое поменялось: и люди. И вещи. Но этажерка, слоники и шахматная доска своего места никогда не меняли. И он ежедневно заботливо протирал от пыли и полочки, и слоников, и доску и шахматные фигурки в ней. Это был ритуал его памяти о воспитавшей его Веронике.
Вообще он ходил в шахматную школу, где обучал шахматам детишек. Но иногда он давал частные уроки тем детям, родители которых просили его позаниматься со своими детьми индивидуально.
Ребёнка приводили к Учителю в его дом и он открывал свою шахматную доску, вынимал из неё фигурки, располагал её на столике для ученика и расставляо фигурки одна к одной в раз и навсегда заведенном порядке. По углам ставились башенки ладей. Рядом с ладьями располагались красавцы кони. А около коней уже, ближе к середине доски ставились удивительные слоны. И между двумя слонами располагались король и королева, и перед всей этой сказочной армией на втором от края доски ряду выставлялись восемь красоток – пешек!
Никто не знает когда именно появился этот порядок, но так было заведено в незапамятные времена и Учитель шахмат берёг эту расстановку также старательно, как берёг он расстановку слоников на верхней полочке своей удивительной этажерки.
Но годы шли и Учитель шахмат почувствовал, что уже недолго ему осталось учить детей шахматам.
В комнате его – а это была огромная комната в старинном купеческом доме в старинном огромном городе – располагалась аккуратная красивая старинная печка, выложенная из кирпича мастерами, построившими этот дом двести с лишним лет назад. У печки наверху была красивая заслонка, а внизу красивая чугунная дверца. Когда дверцу открывали, за ней таилась топка, в которую укладывали аккуратно наколотые полешки дров. Под дверцей в топку располагалась небольшая дверка за которой находилась зольное пространство. Дрова в топке лежали на  чугунной древней решётке. Когда они сгорали, зола падала вниз и из зольного пространства аккуратным совочком доставалась через нижнюю дверку. И хотя в доме еще при Веронике были проведены трубы с горячей водой, печку сохранили и зимой иногда Учитель шахмат топил эту печку. Он любил вечерами сидеть перед печкой в старинном кресле закутавшись в огромный клетчатый плед из верблюжьей шерсти. Огонь играл на дровах, полешки горели медленно и очень красиво, ведь они дарили доброе тепло своему доброму старому дому. Учитель любовался пламенем, слушал музыку потрескивающих дров и вспоминал долгие зимние вечера у этой печки, которые они проводили вместе с Вероникой и им было сказочно хорошо. Вероника читала ему волшебные русские сказки и рассказывала удивительные истории из своей жизни, а он благодарно лепил ей фигурки животных из пластилина.
Она любила его фигурки потому что он прекрасно лепил их с трёх лет и у него была огромная коллекция своих пластилиновых фигурок из пластилина самых разных цветов.
Самые красивые его фигурки она выставляла на третьей сверху полочке этажерки и ухаживала за ним с таким же тщанием, как и за своими слониками. Остальные фигурки они расставляли на огромных подоконниках двух старинных окон и на полах под кроватями, на которых они спали.
Особенно Веронике нравились вылепленные им Кони и Слоны. Иногда самые красивые фигурки удостаивались чести постоять целый вечер рядом с её любимыми слониками. Этих слоников еще до Большой Войны подарил ей её родной папа. Потом папу забрали и всё что у неё осталось от родного отца – вот эти пять мраморных слоников и эта этажерка.
И вот теперь, глядя на танцующий в печке огонь Учитель шахмат вспоминал Веронику и её рассказы о том, как из дома забирали папу. И он понимал, что и он не вечен и его тоже однажды заберут из этого старинного дома, потому что мы, люди, живём гораздо меньше, чем наши старинные красивые добрые дома. И вот в один из таких вечеров ему пришла в голову светлая мысль, что с прошлым надо расставаться постепенно и надо готовиться к неизбежному, чтобы его слоники не осиротели однажды и чтобы его этажерку не выбросили на помойку за ненадобностью и ветхостью. И у него возник план: раздать всех слоников и все фигурки и доску и этажерку в подарок каким-то очень хорошим людям. На добрую память о нём самом, а значит и о его прекрасной Веронике.
И тогда он стал дарить понравившимся ему малышам слоников с верхней полки этажерки.
Не часто, не каждый год, но… и через несколько лет у него остался ровно один слоник на верзней полке. Слоник по имени Марк. Имена всех остальных слоников постепенно забылись. Учитель еще помнил имена двух – Юлий и Гней, а остальные выветрились из памяти казалось уже навсегда.
Но вот Марк был самым последним и самым любимым.
И он в гордом одиночесве стоял на верхней полке этажерки и смотрел из своего угла на печку, на окна и подоконники, на старинный шкаф с посудой, на старинный стеллаж с книгами, на волшебный дубовый письменный стол с двумя тумбами, накрытый зеленым сукно и на тоолстое стекло на зелёном сукне, на котором стояла старинная пишущая машинка, на которой Учитель шахмат иногда что=то печатал. В общем ему было не скучно, хотя конечно он вспоминал порою и Гнея и Юлия и грустил. Но больше всего он любил мечтать. И мечта у него была абсолютно неосуществимая! Прекрасная как Сказка!
Он с огромным интересом смотрел, как Учитель шахмат расставляет шахматные фигурки на шахматной доске и при слове «Слон» всё внутри него трепетало от восторга! Он видел Слона совсем не похожего на Слона но и Учитель и все вокруг тоже называли эту фигурку Слон! Так что сомневаться не приходилось – это был самый настоящий слон! И наш маленький Слоник мечтал, что однажды и его поставят на эту фантастическую шахматную доску и начнут им играть! И он будет… И он будет! Будет!
И в нём звучали музыкой услышанные им однажды от Учителя слова:

«Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племен!
Как прежде скакали на голос удачи капризной,
Я буду скакать по следам миновавших времен…»

*Николай Рубцов
Да! Наш слоник Марк мечтал, как он будет скакать по полям волшебной шахматной доски!

Однажды Учитель шахмат оставил шахматную доску с фигурками на ней на всю ночь, поскольку на доске стояла очень трудная шахматная задача, которую он непременно хотел решить, чтобы взять первый приз в очень престижном шахматном конкурсе. Задача была необычайно трудная и потому очень интересная. Учитель прилёг на свою кровать за печкой и уснул. А слоник Марк и шахматный слон на доске стали общаться друг с другом! Нет, они не разговаривали. Они общались телепатически, обмениваясь мыслями, поскольку расположились на одной общей им частоте!
- Привет, Марк! – сказал слон стоявший на Же Три.
- Привет, Же Три! – откликнулся взволнованный Марк.
- Поговорим? – предложил Же Три.
- Поговорим! – согласился Марк. – Давно хотел с тобой познакомиться!
- И я давно наблюдаю за тобой! Так хочется постоять с тобой рядом на самом верху и увидеть всё, что видишь оттуда ты!
- О! Здесь действительно многое видно!
- Интересно?
- Наверное нет ничего интереснее!
- Например?
- Например Огонь в Печке! На него можно смотреть вечно!
- Никогда не видел. Расскажи, что это такое: Огонь?
- Огонь – это просто танцующий свет. Чистый свет и ничего кроме света! И еще он дарит тепло!
- Свет и тепло… как интересно! Танцующий свет? Это как конь у нас на доске. Он не ходит, как все другие фигурки, а именно танцует и никогда не угадаешь, где он окажется на следующий миг! Но конь никогда не дарит тепла. Он дарит только загадки. Непредсказуем!
- А ты предсказуем?
- Сказать по правде – не очень! Не совсем! Не всегда! Но я всегда откровенен и честен!
- Интересно мы с тобой общаемся!
- Ах, эти странные, странные люди! Они всерьёз думают, что они единственные, кто думает в этой Вселенной! А во Вселенной мыслит всё! Потому что мы все живём именно в мыслящей Вселенной.
Поэтому я не перестаю удивляться людям, думающим, что это они играют в шахматы нами. А на самом деле это мы играем в шахматы ими! Мы просто навеваем им наши мысли и они делают то, что мы им надиктуем! Вот если кто-нибудь из людей заявит другим людям, что дело обстоит именно так, как сказал сейчас тебе я, ему никто не поверит и на него станут указывать вертя пальцами у виска! Так что мы с тобой беседуем сейчас в абсолютно защищённом режиме.
Но мне понравилась твоя мечта стать хоть ненадолго шахматным слоном! Тебе это наверняка очень понравится!
- А ты? О чём мечтаешь ты?
- Постоять с тобой рядом, побыть там, на самом верху.

- Когда ты стоишь наверху, тебя легко могут снять! А то сбросить вниз. А падать вниз очень больно. У нас был слоник – шестой братик, и он упал с верху вниз и раскололся. И его выюросили в мусорное ведро.
- И сто с ним было дальше?
- Я не знаю. Но мне кажется, что уже ничего хорошего.
- А когда ты всё время лежишь ы сундучке прикрытый крышкой, тоже мало интересного. А если при этом на тебя навалилась другая фигурка, то и совсем безрадостно!
- А когда радостно?
- Когда коробку открывают и тебя извлекают на свет!
- А каково это – перемещаться с клетки на клетку?
- Это Игра! Самое прекрасное состояние на всём белом свете! Пока мы играем – мы живём! Игрой одних мы рождаемся и игрой других мы умираем. Игра превращает нас в счастливчиков.

Наступило утро. Учитель решил задачу. Днем к нему привели малыша лет шести.
Они позанимались и когда родители пришли за ребенком Учитель решил сделать им прощальный подарок.
- Дом продан.  Я уезжаю в другой город навсегда. Сегодня я показал вашему малышу удивительную игру: «Охота на мамонтов». И вот что мы сделаем.
Он взял слоника Марка и поставил его на клетку сложенной уже шахматной доски!
Тогда папа малыша открыл доску и сказал: ну зачем же нам три слона? Оставьте себе вот этого красавца на память!
Учитель немного подумал и согласился.
Посетители ушли.
Он затопил на прощание свою любимую печку и сидел перед открытой дверцей и крутил слона из комплекта в руках.
А потом вздохнул и процитировал любимое место из любимого автора:
- Тогда Огонь!
И бросил шахматного слона в открытую дверцу и туда же отправил разобранную им спешно этажерку.
- Не доставайся же ты никому!
Он уезжал навсегда и он понимал, что пока он жив и слоники и этажерка и шахматные фигурки будут с ним до конца, а когда он наконец уснёт вечным сном они не останутся сиротками на белом свете а уснут вместе с ним и они вместе будут видеть самые прекрасные сны мыслящей Вселенной.

Иллюстрация автора
Иллюстрация автора