Найти в Дзене
Forestforum - лесной канал

Разбор: почему действующие правила означают фактический запрет сельского лесоводства

Почему действующая редакция постановления Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" (с изменениями, внесенными постановлением от 8 июня 2022 года № 1043) означает фактический запрет сельского лесоводства. Основные тезисы В России есть, по разным данным, от 40 до 100 млн га заброшенных сельхозземель, пригодных для лесоводства. Наиболее вероятная оценка этой площади - около 76 млн га, из которых около 30 млн га уже заросли сомкнутым молодым лесом, и еще около 20 млн га находятся на разных стадиях зарастания. Попытки вернуть эти земли в сельскохозяйственный оборот не приводят к значимым результатам: возвращение одних земель компенсируется забрасыванием других, и общая площадь заброшенных с течением времени почти не меняется. Фактически происходит не возвращение земель в сельскохозяйственный оборот, а "перезабрасывание". Большинство этих земель и площадей
Оглавление
Молодой сосновый лес, выросший на месте бывшей пашни на бедных печсаных почвах
Молодой сосновый лес, выросший на месте бывшей пашни на бедных печсаных почвах

Почему действующая редакция постановления Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" (с изменениями, внесенными постановлением от 8 июня 2022 года № 1043) означает фактический запрет сельского лесоводства.

Основные тезисы

В России есть, по разным данным, от 40 до 100 млн га заброшенных сельхозземель, пригодных для лесоводства. Наиболее вероятная оценка этой площади - около 76 млн га, из которых около 30 млн га уже заросли сомкнутым молодым лесом, и еще около 20 млн га находятся на разных стадиях зарастания.

Попытки вернуть эти земли в сельскохозяйственный оборот не приводят к значимым результатам: возвращение одних земель компенсируется забрасыванием других, и общая площадь заброшенных с течением времени почти не меняется. Фактически происходит не возвращение земель в сельскохозяйственный оборот, а "перезабрасывание". Большинство этих земель и площадей просто не нужно современному эффективному сельскому хозяйство - но вполне подходит для эффективного лесоводства.

С 1923 года в России существовала отдельная управленческая категория лесов, находившаяся в ведении органов управления сельским хозяйством и предназначенная для удовлетворения лесных потребностей сельхозпредприятий и сельских поселений (леса местного значения, колхозные и совхозные, "сельские"). Эта категория исчезла с принятием Земельного кодекса РФ 2001 года и Лесного кодекса РФ 2006 года, но потребность в ней осталась.

За последние двадцать лет правовые основы для существования лесов и ведения лесного хозяйства на землях сельхозназначения (сельского лесоводства) были практически ликвидированы. Короткое (по времени) окно возможностей для развития сельского лесоводства появилось с принятием постановления Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения". Первоначальная редакция этого постановления предусматривала уведомительный порядок использования заброшенных сельхозземель для лесоводства, минимальный уровень административных и регуляторных барьеров. Эта редакция действовала с 1 октября 2020 года по 10 июня 2022 года, то есть 20 месяцев и 9 дней.

Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2022 года № 1043 порядок использования сельхозземель для лесоводства был изменен на разрешительный, а административные и регуляторные барьеры (в том числе коррупциогенные) поднялись до практически запретительного уровня. Фактически по состоянию на октябрь 2023 года сельское лесоводство в России запрещено.

Принятые ниже сокращения:

Постановление 1509 - постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения";

Положение - Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденное Постановлением 1509.

Краткое описание проблемы

За период с середины 80-х годов ХХ века по настоящее время в РСФСР, затем в Российской Федерации, выбыли из прежнего использования значительные площади земель сельскохозяйственного назначения - по разным данным, от 40 до 100 миллионов гектаров. Из них по меньшей мере около 30 млн га уже заросли лесом, и, оценочно, около 20 млн га находятся на разных стадиях зарастания. Первоначально забрасывание этих земель было связано с разрушением колхозов и совхозов, затем - с их невостребованностью и (или) непригодностью для современного эффективного сельского хозяйства. На протяжении последних двух десятилетий предпринимались постоянные попытки возвращения этих земель в сельскохозяйственный оборот, но они оказалась в целом неуспешными, и приводили лишь к "перезабрасыванию" земель (возвращение одних компенсировалось забрасыванием примерно такой же площади других). Например, если исходить из данных Государственного доклада о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2021 году, за шесть лет с 2016 по 2021 гг. включительно в использование было вовлечено 10,42 млн га сельхозугодий, в т.ч. 7,79 млн га пашни. При этом площадь неиспользуемых сельхозугодий за этот же шестилетний период изменилась с 31,73 до 33,03 млн га, то есть увеличилась на 1,3 миллиона гектаров, а площадь неиспользуемой пашни уменьшилась совсем незначительно - с 18,93 до 18,67, то есть всего на 0,26 млн га. Официальных данных за 2022 и 2023 годы пока нет, но нет и никаких индикаторов, свидетельствующих о том, что ситуация принципиально изменилась, и никаких объективных оснований ожидать таких изменений.

Абсолютное большинство заброшенных сельхозземель может быть использовано для лесоводства (менее чувствительного как к плодородию земель и климатическим факторам, так и к нехватке трудовых ресурсов). Оценочно, ведение интенсивного лесного хозяйства на 50 миллионах гектаров заброшенных сельхозземель (тех, которые уже заросли лесом или находятся на разных стадиях зарастания) позволило бы в среднесрочной перспективе обеспечить выращивание до 300 млн м3 древесины ежегодно, создать и поддерживать до 100 тысяч постоянных рабочих мест в одном только секторе лесоводства, и увеличить поглощающую способность лесов на 120-200 млн тонн СО2-эквивалента в год. Кроме того, это позволило бы существенно снизить пожарную опасность на сельских территориях - за счет возвращения заброшенных земель в экономический оборот, появления мотивации к их охране и рациональному использованию, и исчезновению мотивации к выжиганию (наказаний за зарастание лесом).

Исторически сельское и лесное хозяйство были неразрывно связаны друг с другом (начиная с подсечно-огневого земледелия, лесопастбищного хозяйства и др.), а жизнь большинства сельских поселений и крестьянских хозяйств без леса, как источника дров, строительных материалов, некоторых пищевых ресурсов, источника занятости и доходов в межсезонье, была практически невозможной. В дореволюционный период значительные площади лесов находились в собственности крестьян и помещиков, их использование было неразрывно связано с сельскохозяйственным производством и жизнеобеспечением сельских поселений. Например, в 1913 году 7,9% лесов Европейской России находились в крестьянской собственности, и еще 21,7% - в иной частной, главной образом помещичьей. Лесным кодексом РСФСР 1923 года на основе бывших крестьянских лесов были образованы леса местного значения (находившиеся в ведении Народного комиссариата земледелия); с 1927 года на их основе формировалась система колхозных и совхозных лесов. Эти леса (с собирательным названием "сельские") как отдельная управленческая категория, находившаяся в ведении органов управления сельским хозяйством, прожила до нулевых годов XXI века, и была уничтожена с принятием Земельного кодекса РФ 2001 года (не предусматривавшего возможность существования лесов на сельхозземлях и использования этих земель для лесоводства), и Лесного кодекса РФ 2006 года (не предусматривавшего в первоначальной редакции такой категории лесов).

На протяжении последних двадцати лет правовые возможности для ведения лесоводства на сельхозземлях неуклонно сокращались, а наказания за наличие или выращивание леса неуклонно возрастали. В настоящее время наличие леса и (или) некоторых общераспространенных видов лесных растений на земле сельскохозяйственного назначения рассматривается как признак ее неиспользования по целевому назначению (постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1482), что влечет за собой возможность наложения на собственника земли крупных штрафов (до 50 тыс. руб. с граждан и до 700 тыс. руб. с организаций, согласно целой группе статей КоАП РФ), а также принудительное изъятие земельного участка. Федеральным законом от 5 декабря 2022 года № 507-ФЗ процедура такого изъятия максимально упрощена и ускорена, и фактически его масштабы теперь определяются главным образом "пропускной способностью" органов земельного надзора. Кроме того, постановлением Пленума Верховного суда РФ от 15 декабря 2022 года № 38 определено, что самовольная (без утвержденного проекта культуртехнической мелиорации или проекта освоения лесов) рубка лесных насаждений на сельхозземлях даже их правообладателями является незаконной в понимании ст. 260 Уголовного кодекса РФ (до двух, четырех или семи лет лишения свободы, в зависимости от масштаба) - это делает крайне рискованным проведение даже таких критически важных лесоводственных мероприятий, как рубки ухода за молодняками. Указанные проекты могут быть утверждены только в строго определенных случаях: если лес предполагается расчистить под сельскохозяйственное использование земли (провести культуртехническую мелиорацию) или если получено специальное разрешение на использование этого леса (что теперь в абсолютном большинстве случаев невозможно - об этом ниже).

С начала XXI века была предпринята только одна реальная попытка облегчить использование заброшенных сельхозземель для лесоводства - принято Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения". Ключевыми особенностями первоначальной редакции этого постановления (действовавшей до середины июня 2022 года) были:

  • уведомительный порядок использования земель сельхозназначения для лесоводства;
  • минимальный уровень административной и регуляторной нагрузки на правообладателей земельных участков.

Принятие этого постановления (в первоначальной редакции) вызвало волну интереса к развитию сельского лесоводства. За первые шестнадцать месяцев его действия было подано около 2,5 тысяч уведомлений о намерении использовать сельхозземли для лесоводства от правообладателей земельных участков общей площадью более полумиллиона гектаров.

Однако, уже постановлением Правительства РФ от 8 июня 2022 года № 1043 в него были внесены поправки, изменившие ситуацию на противоположную: уведомительный порядок сменился разрешительным, а минимальный уровень административной и регуляторной нагрузки изменился на максимальный, практически запретительный. Фактически действующая редакция постановления оставляет возможности лишь для массовой рубки бывших колхозных и совхозных лесов, но не для выращивания новых и вообще не для развития именно лесоводства.

Основные коррупциогенные факторы, административные и регуляторные барьеры действующей редакции постановления 1509

В данном разделе основные коррупциогенные факторы, административные и регуляторные барьеры действующей редакции постановления Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 и утвержденного им Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (далее - Положения), препятствующие развитию лесоводства, рассмотрены в том порядке, в каком они вступают в силу при попытке получить разрешение на лесоводство и начать соответствующую хозяйственную деятельность.

1) Критерии леса, установленные постановлением (п. 1 Положения). Согласно этому пункту, лес должен одновременно соответствовать следующим признакам:

площадь леса - более 0,5 га;

лесной покров составляет более 75 процентов площади земельного участка;

деревья имеют высоту более 5 метров;

сомкнутость крон древесного и кустарникового яруса составляет 0,8 - 1.

Из этих критериев единственный обоснованный - про площадь леса более 0,5 га (это соответствует мировой практике и определению леса, принятому Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН - FAO). Остальные три не обоснованы, коррупциогенны, и в подавляющем большинстве случаев невыполнимы.

Критерий "75% площади земельного участка" автоматически отсекает фермерские хозяйства и сельскохозяйственные предприятия, для которых основным видом деятельности является сельскохозяйственное производства, а лес используется как дополнительный ресурс, например, для удовлетворения собственных хозяйственных потребностей, повышения качества окружающей среды, развития агротуризма и т.д., и потому занимает меньше трех четвертей участка.

Критерий "высота деревьев более 5 метров" автоматически отсекает тех, кто только начинает развивать лесоводство (например, высадил лес или лесную плантацию), или чей участок заброшен относительно недавно, или где предыдущее поколение деревьев уничтожено травяным палом, и деревья еще не достигли этой высоты (особенно в условиях северного Нечерноземья, где деревья развиваются медленно). В мировой практике, в том числе в FAO, принят другой критерий, учитывающий перспективы роста леса: участок "с деревьями высотой более 5 м ... или с деревьями, способными достичь этих пороговых значений in situ".

Критерий "сомкнутость крон 0,8-1". Этот критерий, во-первых, неисполнимый для абсолютного большинства правообладателей земельных участков, и во-вторых, чрезвычайно коррупциогенный. Заброшенные земли сельскохозяйственного назначения, как правило, зарастают лесом крайне неравномерно - как по причине неравномерного разлета семян и разных условий для их прорастания, так и из-за повреждения молодых деревьев травяными палами и иными неблагоприятными факторами. В результате, как правило, образуется мозаичный древостой с большим количеством открытых участков, которые сами по себе обеспечивают среднюю сомкнутость крон ниже 0,8 (рис. 1а). Кроме того, даже при густом и равномерном зарастании земли, между кронами деревьев в результате их конкуренции и самоизреживания всегда образуются и остаются просветы, размер которых тем выше, чем севернее участок и ниже поднимается Солнце над горизонтом (рис. 1б) - в результате сильнее всего этому критерию не будут соответствовать леса северного Нечерноземья, где заброшенных земель больше всего, а шансы на их возвращение в сельскохозяйственный оборот минимальны.

-2

Кроме того, на практике сомкнутость крон деревьев определяется глазомерно из-за отсутствия приборов для ее инструментального определения. Погрешность определения сомкнутости крон даже опытными специалистами составляет ±1 пункт (десятую долю от полной сомкнутости). Таким образом, даже при сомкнутости крон, близкой к максимально возможной (0,7-0,8), случайная погрешность ее оценки может привести к произвольному принятию решения о возможности или невозможности использования участка для лесоводства. Фактически сомкнутость крон, особенно при установлении порогового значения вблизи ее максимально возможного значения, является категорией оценочного характера, что, согласно постановлению Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96, является коррупциогенным фактором.

Использование этого критерия отсекает или вовлекает в коррупциогенную ситуацию, оценочно, не менее 95-98% правообладателей земельных участков, причем в первую очередь в Нечерноземье, где заброшенные земли наиболее перспективны именно для лесоводства.

2) Невозможность создания лесных плантаций (п. 4 Положения). Согласно этому пункту, леса на сельхозземлях можно использовать не для всех целей, предусмотренных Лесным кодексом РФ, а только для ограниченного перечня. В частности, исключена "создание лесных плантаций и их эксплуатация".

А создание и эксплуатация лесных плантаций - это наиболее эффективный и наиболее распространенный в мире вид использования бывших сельскохозяйственных угодий. Например, такая практика широко распространена в США, Китае, Новой Зеландии, во многих странах Европы. Особенности бывших сельхозугодий (относительно высокая, по лесным меркам, продуктивность, хорошая доступность, слабо выраженный рельеф и т.д.) делают их намного более удобными для плантационного лесовыращивания, чем обычные лесные земли. Запрет на создание и эксплуатацию лесных плантаций существенно ограничивает перспективы быстрого вовлечения заброшенных земель в эффективное экономическое использование, и существенно сокращает потенциальные доходы правообладателей земельных участков, сельских поселений и их жителей.

Именно возможность создания и эксплуатации лесных плантаций делает лесоводство на заброшенных сельхозземлях привлекательным для крупных переработчиков древесины и потенциальных крупных инвесторов лесного комплекса. Искусственный и ничем не обоснованный запрет на этот вид использования лесов в первую очередь сделает лесоводство непривлекательным именно для крупных инвесторов и потенциальных потребителей древесины из этих лесов.

3) Ограниченность сроков подачи заявлений на получение разрешения на лесоводство (до 1 октября 2023 г. или в течение 2 лет со дня возникновения права на соответствующий земельный участок - п. 7 Положения). Фактически данная формулировка означает, что возможность подачи заявления и получения разрешения на использование заброшенных сельхозземель для лесоводства без смены их собственника уже истекла, и лица, владевшие такими землями в течение двух лет и более, такую возможность утратили. Теперь подать заявление могут только те, кто получил участок меньше двух лет назад - а это относительно небольшая часть правообладателей, которые могли бы заняться лесоводством.

Период, когда предполагалась возможность подачи заявлений (чуть больше пятнадцати месяцев), был не только слишком коротким для принятия важных стратегических решений по развитию лесоводства, но и нестабильным в отношении лесного и смежного законодательства (регулирования лесоустройства, оборота древесины и иной лесной продукции, лесных наказаний и т.д.), что дополнительно сократило количество правообладателей земельных участков, которые смогли этим воспользоваться. В результате абсолютное большинство правообладателей земельных участков в рамках действующей редакции постановления Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 утратило возможность получить разрешение на использование своих земель для лесоводства навсегда (если не рассматривать варианты, связанные с фиктивной сменой правообладателей этих участков).

4) Юридико-лингвистическая неопределенность требований к фотофиксации (п. 7.1 Положения). Согласно данному пункту, "Фотофиксация земельного участка должна осуществляться из поворотных точек его границ по часовой стрелке. Из каждой поворотной точки должно производиться 2 снимка", но при этом "количество точек съемки не должно превышать 12". Поскольку на практике абсолютное большинство участков земель сельхозназначения имеет сложные границы с очень большим количеством поворотных точек - выполнение одного из этих требований (съемки из каждой точки) обычно означает невыполнение другого (количество точек не должно превышать 12).

Такая неопределенность является классическим коррупциогенным фактором, прямо определенным Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96).

5) Невозможность получения разрешения на лесоводство, если участок отнесен к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям (п. 7.4 Положения). Данный пункт вводит норму, превышающую требования Земельного кодекса РФ. Согласно ч.4 ст.79 Земельного кодекса, "особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья ... могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается". То есть введение или невведение такого запрета Земельным кодексом РФ оставляется на усмотрение органов государственной власти субъектов РФ.

Данная норма Земельного кодекса представляется вполне обоснованной, поскольку часть земель сельхозназначения может или могла быть отнесена к особо ценным продуктивным сельхозугодьям на основании формальных признаков (например, как угодья научных и образовательных организаций), или нечетких критериев, или неактуальной информации об их характеристиках. В таких случаях установление однозначного запрета на использование этих земель или их части для лесоводства просто обрекает земли на неиспользование или неэффективное использование (если лесоводство является оптимальным вариантом возвращения их в экономический оборот).

6) Рост рисков для правообладателя земельного участка в случае неудачной попытки получить разрешение на лесоводство (п. 7.5 Положения). Согласно этому пункту, в случае принятия Межведомственной комиссией, рассматривающей заявления, отрицательного решения, она направляет правообладателю предостережение и проводит контрольные (надзорные) мероприятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, правообладатель участка земли сельскохозяйственного назначения, заросшего или зарастающего лесом и (или) "недозволенными" видами лесных растений:

в случае неподачи заявления о намерении заняться лесоводством - сталкивается с умеренной вероятностью получить наказания за неиспользования земли по целевому назначению (которая зависит от количества таких правообладателей в регионе и надзорной мощи уполномоченных органов, но обычно невысока);

в случае подачи заявления о намерении заняться лесоводством - сталкивается с абсолютной (100%) вероятностью получить такие наказания.

С учетом вышеуказанных неоднозначных формулировок, глазомерно определяемых параметров и иных коррупциогенных факторов, риск получения отказа от Межведомственной комиссии весьма велик, что является важным мотивом к тому, чтобы заявления о намерении заняться лесоводством не подавать.

7) Возможность использования земель для лесоводства в течение ограниченного и неопределенного срока (п. 8 Положения). Согласно данному пункту, правообладатели могут использовать свои земельные участки для лесоводства:

а) до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения земель в сельскохозяйственный оборот;

б) до принятия решения о переводе участка в категорию земель лесного фонда.

Хотя данный пункт и не устанавливает прямо срок использования земельного участка для лесоводства, он подразумевает, что когда-то в будущем результаты лесоводственного труда могут быть утрачены: или в результате принудительного прекращения этой деятельности (для целей культуртехнической мелиорации), или в результате смены собственности (поскольку перевод участка в земли лесного фонда автоматически означает перевод его в собственность Российской Федерации - ст. 8 Лесного кодекса РФ). С учетом богатой истории передела и отъема собственности у крестьянства, раскулачивания, коллективизации и т.д. - такие формулировки увеличивают неуверенности, особенно когда речь идет о долгосрочных вложениях сил и средств (в частности, в лес).

8) Трудновыполнимые для фермерских хозяйств и сельхозпредприятий требования к планированию лесохозяйственной деятельности (п. 21 Положения). Несмотря на то, что для абсолютного большинства крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий лесоводство является лишь дополнительным видом деятельности (а основным - сельскохозяйственное производство), для них установлены такие же требования к ее проектированию (составлению проектов освоения лесов), как для лесопользователей, для которых эта деятельность является основной. Более того: требования к государственной экспертизе проектов освоения лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, установлены даже более жесткие и обременительные, чем для лесопользователей на землях лесного фонда. В частности, для лесов, расположенных на сельхозземлях, требуется обязательное "обследование с выездом на местность земельного участка, на котором расположены леса, в целях проверки содержания проектируемых мероприятий, предусмотренных проектом освоения лесов" (при экспертизе проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, такого требования нет). Трудновыполнимые и (или) обременительные завышенные требования к гражданам и организациям являются коррупциогенным фактором (постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96).

9) Трудновыполнимые для фермерских хозяйств и сельхозпредприятий требования к лесной отчетности (п. 21.2 Положения). Аналогично предыдущему пункту: требования к отчетности (составлению и подаче отчетов об использовании лесов, об охране лесов от пожаров, о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении для крестьянских (фермерских) хозяйство и сельскохозяйственных предприятий установлены такие же, как для обычных лесопользователей. Как минимум для малых и средних фермеров и сельхозпредприятий эти требования являются крайне обременительными или даже невыполнимыми. Трудновыполнимые и (или) обременительные завышенные требования к гражданам и организациям являются коррупциогенным фактором (постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96).

10) Трудновыполнимые для фермерских хозяйств и сельхозпредприятий требования к учету, маркировке, транспортировке и декларированию сделок с древесиной (п. 15 Положения). Несмотря на то, что леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, чаще всего имеют местное хозяйственное значение, а получаемая в них древесина чаще всего используется для местных нужд, для них установлены такие же требования к учету, маркировке, транспортировке и декларированию древесины и сделок с ней, без каких-либо исключений даже для малых партий продукции. Как минимум для малых и средних фермеров и сельхозпредприятий эти требования являются крайне обременительными или даже невыполнимыми, а их неисполнение или случайные нарушения связаны с крупными рисками и потерями (например, штрафом до семисот тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств - ч.5 ст. 8.28.1 КоАП РФ). Трудновыполнимые и (или) обременительные завышенные требования к гражданам и организациям являются коррупциогенным фактором (постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96).

11) Возможность принудительного прекращения лесоводства в связи с любыми мелкими нарушениями проекта освоения лесов (п. 27 Положения). Положением не устанавливается никаких критериев значимости или масштаба допущенных нарушений - основанием для прекращения действия положительного решения (о допустимости лесоводства) может стать любое неисполнение проекта. При значительной площади участка и большом количестве проводимых лесохозяйственных мероприятий какие-либо нарушения в течение срока действия проекта происходят практически неизбежно. Фактически это означает, что правообладатель земельного участка в любой момент времени может утратить право заниматься лесоводством, а также пользоваться всеми достигнутыми результатами своего труда. При этом возможность как-либо исправить допущенные нарушения или вновь вернуть право использовать участок для лесоводства после 1 октября 2023 года документом в принципе не предусматривается (если не рассматривать варианты, связанные с фиктивной сменой правообладателей этих участков).

12) Коррупциогенная формулировка запрета на повреждение дорог, просек, лесных насаждений, растительного покрова и почв (п. 13 Положения). Документом устанавливается запрет на любые повреждения дорог, просек, лесных насаждений, растительного покрова и почв, без установления допустимых масштабов и (или) интенсивности этих повреждений. Поскольку практически любая хозяйственная деятельность в лесах приводит к тем или иным повреждениям (например, образованию следов, колей, придавливанию травы, подроста, всходов деревьев), а заготовка древесины и иных лесных ресурсов вообще невозможна без их повреждения (спиливания, срубания, срезания и т.д.) - такая формулировка позволяет считать нарушителем любого хозяйственника, делающего что бы то ни было в лесу на своем земельном участке.

13) Запрет оставления в местах рубок любых срубленных деревьев (п. 13 Положения). Этот запрет фактически не позволяет проводить важнейшие лесохозяйственные мероприятия - рубки ухода в молодняках, поскольку традиционная практика их проведения подразумевает, что образующийся хворост и неликвидная древесина (мелкие деревья целиком) после рубки оставляются на месте для перегнивания и возвращения питательных веществ в почву. Уборка этих деревьев сделала бы проведение рубок ухода в молодняках в абсолютном большинстве случаев экономически невозможным - поскольку для сбора и выноса или вывоза из леса этого хвороста и неликвидной древесины требуется многократно больше сил и средств, чем для проведения самого ухода. Фактически, если понимать этот запрет буквально, он делает формирование и выращивание ценных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения невозможным.

Источник: https://www.агро-лесоводство.рф