Автор: Роман Коротенко
Говорят, что лучше всего спрятано то, что находится на виду.
Наш мозг в подобной ситуации, перебирая и оценивая варианты возможного нахождения разыскиваемого, в целях экономии собственных ресурсов отсекает совсем уж очевидные (а потому бессмысленные) локации, и тем самым загоняет самого себя в ловушку: игнорируя наиболее простые места для обнаружения чего-либо спрятанного, он делает такие места наиболее надёжными для тайника.
Аналогию этого парадоксального алгоритма также можно использовать для распространения какой-либо недостоверной информации: достаточно просто указывать в качестве её источника такой, который легче всего проверяется.
Критическое отношение к подобной информации будет минимальным: если сказанное легко можно проверить, то скорее всего, сказанное не будет ложью.
Библия является наверное самой известной и наиболее доступной книгой в истории человечества. Возможно, именно благодаря этому общеизвестные библейские сюжеты часто оказываются, если можно так сказать, контейнерами для сопутствующей лжи (как, например, в случае с Каиновой печатью).
А первое место по известности среди всех библейских сюжетов по праву занимает пустынное скитание евреев после бегства из Египта: ведь конкретно именно этому 42-летнему периоду истории взаимоотношений между Богом и богоизбранными посвящены практически полностью три из пяти основных книг Ветхого завета (Исход, Числа, Второзаконие).
Если коротко, то суть данного сюжета такова: когда-то больше всего евреев жило в Египте, но жилось им там не очень хорошо, так как местные египетские власти определили еврейскому народу рабскую участь, то есть — все без исключения евреи находились в рабстве у египтян.
В те давние времена статус раба приобретался в основном тремя способами: 1) рождением в семье рабов, 2) пленением в ходе войны, 3) за долги.
Библия не уточняет, по какой именно причине добровольно переселившиеся в Египет свободные евреи в конце концов оказались рабами египетского царя, однако уж точно она не упоминает какую-либо египто-еврейскую войну.
Так вот, однажды еврею по имени Моисей удалось сделать сразу две невыполнимые вещи: во-первых, убедить египетского царя на три дня отпустить всех евреев в пустыню помолиться, а во-вторых — убедить всех евреев в самом деле идти молиться в пустыню (напомним, что на тот момент евреям ещё не посчастливилось столкнуться с божественными чудесами; и, например, Десять заповедей им тогда тоже ещё не были известны).
При этом Моисей почему-то повёл евреев не в пустыню, а на морской пляж — и тем самым, по всей видимости, нарушил какое-то оговоренное с египетским царём условие (не упомянутое в Библии), так как египетский царь после того, как отпустил собственных рабов, сразу же направил за ними погоню.
Что произошло далее, известно: море перед евреями расступилось, а египтян утопило.
Египтяне, кстати сказать, случившимся оказались вполне удовлетворены, так как больше никаких погонь (например, в обход моря) за своими беглыми рабами не отправляли.
Таким образом 603 550 евреев, не считая женщин и детей, в одночасье оказались на Синайском полуострове.
Кстати говоря, в настоящее время на том же самом Синайском полуострове, который имеет площадь 60 000 км², также проживает порядка 600 000 человек, что составляет плотность населения 10 человек на 1 квадратный километр — то есть, не такая уж и пустыня этот Синай (для сравнения, плотность населения России немножко меньше: 8,56 человек/км²).
В библейские времена полуостров также не пустовал: там проживали так называемые мадианитяне.
Между прочим, Моисей был женат на мадианитянке по имени Сепфора. Сепфора была дочерью мадианитянского царя, и познакомилась с Моисеем, когда одно время тот скрывался опять-таки на Синае после убийства египетского надсмотрщика (был и такой эпизод в биографии Божьего человека).
Короче говоря, Моисей с мадианитянами был на короткой ноге. Что, однако же, не помешало ему приказать своим евреям напасть на гостеприимных синайских аборигенов, и полностью их вырезать.
Результатом этого геноцида оказались, кроме уничтоженного народа, следующие трофеи:
И было добычи, оставшейся от захваченного, что захватили бывшие на войне: мелкого скота шестьсот семьдесят пять тысяч, крупного скота семьдесят две тысячи, ослов шестьдесят одна тысяча, людей, женщин, которые не знали мужеского ложа, всех душ тридцать две тысячи.
— Числа, глава 31, стих 32.
Это, кстати, к слову о том, что будто бы питались евреи на Синае исключительно манной небесной, и только по большим праздникам — жаренными перепелами.
Так вот, по прошествии одного года после ухода из Египта Моисей решил со своим народом покинуть пустыню, и переселиться на более плодородные земли, которые в Библии называются Ханаанскими.
Однако, отправленные вперёд разведчики принесли неутешительные вести: дескать, земля Ханаанская действительно плодородная, но народец тамошний далеко не хлипковат, так что шансов для евреев практически не имеется — и вместо ханаанского геноцида получат они скорее всего холокост на собственную голову.
А надо отметить, что Моисей к мысли о походе евреев на Ханаан пришёл не самостоятельно, а — по велению самого́ Господа. Поэтому, когда евреи пошли в отказ
И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей?... Поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его.
— Числа, глава 14, стихи 11, 12.
Однако, перспектива заново нарожать несколько сот тысяч людей почему-то не особенно вдохновила Моисея, и он решил поймать Господа на слове:
Но Моисей сказал Господу: если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут: Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне... Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе.
— Числа, глава 14, стихи 13-19.
Как бы там ни было, данный трюк Моисею удался, и Божий приговор евреям из смертного всё-таки был пересмотрен в пожизненный:
Скажи им: все вы, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я клялся поселить вас... Детей ваших Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели, а ваши трупы падут в пустыне сей; а сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне; дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною.
Я, Господь, говорю, и так и сделаю со всем сим злым обществом, восставшим против Меня: в пустыне сей все они погибнут и перемрут.
— Числа, глава 14, стихи 28-35.
И здесь начинается самое интересное: интерпретации.
Израильское Общество по исследованию еврейских общин при поддержке Еврейского университета в Иерусалиме в период с 1976 по 2005 годы опубликовало одиннадцатитомную «Краткую еврейскую энциклопедию» — единственное современное русскоязычное энциклопедическое издание по иудаике.
И вот что сказано в статье «Исход» из этой энциклопедии:
В наказание Бог обрек [еврейский] народ на 40-летнее скитание по пустыне, пока на смену поколению рабов не придет поколение свободных людей, воспитанных в духе завета и достойных вступить в Обетованную землю.
Что характерно, это утверждение в настоящее время имеет широкое распространение, и регулярно используется различными ораторами.
Даже в романе Чака Паланика «Бойцовский клуб 2» упоминается это парадигма:
Моисей понимал, что невозможно создать новое общество свободных людей из поколения, которое родилось рабами. Моисей водил свой народ по пустыне, пока это поколение не вымерло.
Трудно сейчас сказать, кто является автором тезиса о «выдавливании из себя раба по капле по пустыне», однако этот человек безусловно был талантливым манипулятором.
Ведь на самом деле в Библии нет ни единого слова о том, что земля обетованная якобы не была предназначена для бывших египетских рабов. Очевидно, что как раз именно бывших египетских рабов и вёл изначально в эту землю Моисей.
Кстати, в Библии всё-таки указывается одна деталь, кроме рабства, которая действительно отличала последующих «синайских» евреев от первоначальных «египетских».
Спустя 40 лет, уже после смерти Моисея, новое еврейское поколение теперь уже под руководством Иисуса Навина всё-таки переходит через Иордан (при этом воды реки, как обычно, расступились перед ними) и вступает в земли Ханаана.
И вот тогда, в преддверии грядущих сражений, Иисус Навин сделал всем евреям массовую циркумцизию, то есть обрезание.
Как оказалось, после ухода из Египта в пустыню эта знаменитая традиция по какой-то причине среди евреев перестала практиковаться.
А уже после проведённой процедуры
И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское.
— Иисуса Навина, глава 5, стих 9.
Получается, что единственным отличием поколения свободных людей от поколения испытавших рабство являлось наличие крайней плоти.
И в таком случае не совсем понятно, почему избавление от этого фактически символа свободы стало избавлением от «посрамления Египетского» — ведь у тех, кто 40 лет назад вышел из Египта, на самом-то деле этого посрамления также не было.
Относительно этой загадки попалось на глаза такое вот пояснение:
Под «посрамлением Египетским», очевидно, понимались издевательские насмешки египтян над евреями за то, что, выйдя из Египта, те долгие годы скитались по пустыне, так и не найдя для себя лучшей доли (сравните Чис 14:13−16).
Любопытно, а какую версию запоздалому обрезанию придумал бы автор замечательной идеи о пустынной смене поколений?
___________________________________________________________________________________
Материал предоставлен каналом «Миростолкновение» — подписывайтесь, чтобы вовремя узнавать интересное.