Найти тему

Вестготы в Испании. Часть 12. Закат Вестготов. Эгика и Витица. (687-702)

Эгика.
Эгика.

Прийдя ко власти, новый король Эгика, зять усопшего короля Эрвига, сразу же попытался ослабить позиции своей политической семьи, чтобы не дать им выступить в качестве своих соперников, но он также хотел привлечь на свою сторону ту часть дворянства, с которой до своей смерти боролся Эрвиг.

11 мая 688 года король открыл XV Совет Толедо, чтобы освободиться от клятвы, которую он дал Эрвигу: защищать королевскую семью. Эгика предоставил епископам выбор между клятвой, данной им Эрвигу защищать семью умершего короля, и клятвой, что он должен добиваться справедливости для народа. Эгика предположил, что обе клятвы несовместимы, а это означало, что Эрвиг несправедливо осуждал людей и отбирал у них имущество, чтобы передать его своей семье.

Эгика не добился ожидаемого успеха в лишении защиты семьи своей жены, поскольку, хотя епископы посчитали, что общественные интересы выше интересов семьи, было решено, что семью предыдущего короля оставить совсем без защиты невозможно. Одна из версий "Хроник" Альфонсо III указывает на то, что Эгика по просьбе бывшего короля Вамбы, его родственника, должен был отречься от своей жены Киксило, однако для этого ее стоило выставить прелюбодейкой, а это обвинение считалось очень серьезным, поэтому король не решился на это. На 17-м Толедском соборе в 694 году все же были приняты определенные меры.

Эгика дождался смерти митрополита Толедо Юлиана, чтобы на Третьем совете провинций, состоявшемся в Сарагосе в ноябре 691 года, возобновить свое давление на семью бывшего короля. Так вдова Эрвига была отправлена в монастырь, что частично отменяло договоренность о том, что овдовевшей королеве хоть и запрещено вступать в повторный брак, но гарантировалось, что она не будет принуждаться к монашеской жизни. Этим правящий монарх обеспечивал стабильность власти, предотвращая возвеличивание другой фракции в случае, если овдовевшая королева снова выдет замуж.

Принятые против семьи Эрвига меры, возможно, и стали причиной конфронтации короля с влиятельной частью дворянства и духовенства.

Восстание, вероятно, вспыхнуло во второй половине 692 года и продолжалось по крайней мере до марта 693 года, когда король Эгика собрал свои войска и запустил ряд репрессий. Сопротивление, должно быть, было не очень сильным: вскоре король вестготов смог вернуться в столицу Толедо и вернуть ее под свою власть.

В мае 693 года король созвал XVI Толедский собор, чтобы санкционировать меры против митрополита Толедо Сисберта, который должен был признать одного из мятежных вассалов, Сунефреда, королем Толедо. Среди заговорщиков значатся такие имена, как Фрогеллиос, Теодомир, Лиувила, Текла и даже родственники короля Эрвига​, например, его вдова Лювигота, но, похоже, это имя появилось в списке по приказу Эгики, с целью ликвидации семьи Эрвига,​ хотя, с другой стороны, некоторые историки указывают на то, что заговор был также направлен и против самой Лювиготы.

Сохранилась монета с именем короля Суниефреда, свидетельствующая о том, что заговорщики все же какое-то время контролировали Толедо. Из этого был сделан вывод, что епископ Толедо Сисберт все же помазал Сунифреда на правление королевством. Судьба этого мятежного короля историкам неизвестна, но известна судьба митрополита Толедо Сисберта, поскольку он упоминался на XVI Толедском соборе, созванном Эгикой, как только он вернулся в столицу, и который был открыт 25 апреля. 693 г. и завершился 2 мая 693 г. Епископы секуляризовали Сисберта. Онбыл отлучен от церкви, получив строжайший запрет на причащение до последних минут своей жизни, если только он предварительно не получит царского прощения. Естественно, все его имущество также было конфисковано. Низложенный митрополит, присутствовавший на мероприятии, признал себя виновным.

Монета с именем Сунифред.
Монета с именем Сунифред.

Точно так же XVI Собор принял изменения для епископских кафедр, предложенные Эгикой: кафедру Толедо занял Феликс, бывший епископ Севильи и биограф Юлиана; Фаустино, епископ Браги, занял вакантную кафедру в Севильи. Именно из-за нестабильной ситуации королю пришлось разместить лояльных ему людей в епископствах Толедо, Севильи и Браги.

Из-за заговора король сосредоточил усилия на укреплении своей власти путем подавления враждебных фракций. Теперь любой, кто вступит в заговор против короля, при доказательствы вины отстранялся от своих обязанностей. Кроме того, король продиктовал еще один закон для укрепления своей власти, запрещая любую присягу, кроме как королю. К этим мерам добавлялось то, что Эгика полуал защиту для всех своих потомков, что дает нам преставление о том, что королевство действительно было нестабильным. Некоторые законы Эрвига были отменены, а другие законы, отмененные Эрвигом, были вновь введены.

Наконец, антииудейская политика была ужесточена, запрещая евреям торговлю и общение с христианами. Обратившиеся же в христианство евреи освобождались от уплаты налогов, перекладывая эту сумму на тех, кто не отказался от иудейства. На 17-м Толедском соборе в 694 году епископы издали декрет о расформировании еврейских альджам, статуса рабов для всех евреев и запрете исповедовать свою религию, а также об обязанности передавать своих детей в возрасте семи лет для обучения христианам. Эти меры не были применены в Нарбоненсисе из-за его нестабильной демографической ситуации, хотя там, тем не менее, евреям пришлось лишься своей собственности.

Однако эти меры не были эффективными, поскольку альджамы продолжали существовать и тогда, когда мусульмане вторглись на Пиренейский полуостров в 711 году. Принятие подобных мер было вызвано предполагаемым еврейским заговором, поскольку в обмен на спасение церкви от еврейского заговора король получил от епископов объявление анафемы тем, кто после смерти короля оскорблял бы его детей или королеву. Но и это оказалось неэффективным, как это случалось и ранее.

Согласно буквальному описанию, установленному в каноне XVII Собора, на котором потомки Эгики попадали под защиту церкви и государства, можно сделать вывод, что у королевы Киксило в 694 году еще не было детей, поэтому наследник Эгики Витица был не сыном Киксило, а появился на свет от предыдущего брака короля. В официальных документах Эгика появляется в качестве помощника короля в 680-x годах, уже имея детей от брака, предшествовавшего браку с Чиксило. Но эта позиция подвергается сомнению с XVI века.

Витица.
Витица.

На 17-м Толедском соборе (где имя королевы не упоминается) дети короля вместе со своими супругами попадали под защиту нового короля после смерти Эгики, и хотя эти дети по возрасту не могли быть детьми Эгики и Киксило, нет никаких записей о том, что у короля были дети, уже женатые во время проведения XVI Собора, в отношении чего есть историки, которые делают вывод, что соборные каноны, защищавшие семью Эгики, были общими, а не направленные конкретно на детей Эгики.

Несмотря на это, есть ученые, которые пришли к выводу, что отсутствие упоминания имени Киксило на XVI Соборе связано с тем, что у нее еще не было детей от короля, а договоренности между семьями Эрвига и Эгики еще не были приняты, поэтому упомянутые дети Эгики происходили от предыдущего брака, из чего делается вывод, что Эгика добивался защиты в том числе и детей Эрвига. Следуя этой гипотезе, речь шла о королеве Киксило и ее будущем потомстве.

Если Витица не был сыном Киксило, меры, принятые Эгикой вполне логичны: на Третьем Сарагосском соборе (691 г.) король принял закон, по которому овдовевшая королева дожна была уйти в монастырь. Ведь как только Эгика умрет, ее вдова могла воспользоваться своей властью и влиянием, чтобы не допустить на трон детей короля от первого брака.

На XVI Соборе (693 г.) Эгика поставил детей от первого брака под защиту, но на XVII Соборе (694 г.) он защитил в том числе и детей, рожденных в браке с Киксило. В ситуации, в которой она овдовеет и ей придется уйти в монастырь, их дети оставались неприкосновенны для своих сводных братьев.

Хроники от 754 года указывают, что у Эгики так же был сын по имени Оппас, который бежал из Толедо, когда произошло арабское вторжение, из чего можно сделать вывод, что он мог быть конкурентом последнего вестготского короля на Пиренейском полуострове Родриго.

Версия «Хроник Альфонсо III» из Овьедо указывает, что Эгика оставил своего сына Витицу ответственным за управление старым свевским королевством, основав свою королевскую резиденцию в Туе. Витица был помазан 15 ноября 700 г., в тот год, когда он достиг возраста, когда он не подлежит опеке, то есть около четырнадцати лет.​ Но существуют и другие мнения о возрасте предпоследнего короля вестготов.

Нет никаких записей о смерти Эгики, последнее упоминание появляется в законе, обнародованном в конце 702 г.

Его сын Витица остался единственным королем.

Конец 12 части.