Бытует мнение, что хорошего отечественного пива в России нет. И дело не только в качестве продукта, но и в цене. Зарубежных брендов на магазинных полках стало меньше, чем два года назад, но достойные образчики всё ещё можно найти. Если вы устали от некачественного пива, срок годности которого не превышает 8 дней, мы подготовили для вас топ новинок, которые завезли в магазине в сентябре.
Дорогие читатели, если вам нравится то, что делает наша Редакция, подписывайтесь на наш канал. Это важно для алгоритмов Дзена. Спасибо!
Помимо того, что сейчас активно развивается тренд на крафтовое пиво и сидры, сейчас экспертами отмечаются и другие тенденции. Коротко затронем их и перейдём к подборке.
Тенденции на рынке пива России
Прошлый год для пивоваренных компаний был непростым — не успели разобраться с ковидными ограничениями, как наступили новые. Кризис затронул хорошо отлаженные логистические цепочки, с чем боролись и российские, и зарубежные представительства.
Аналитики IWSR (International Wine&Spirit Research) исследовали международный рынок и дали оптимистичные прогнозы. В мире заметна тенденция к сохранению стабильности.
По мнению экспертов, развитию пивного рынка поможет механизм онлайн-продаж. На эту тему ведутся дискуссии уже и в России. Эту тему мы затрагивали в новом выпуске Дайджеста.
Как отмечают эксперты Росалкогольтабаккконтроля, сегодня в России работают более 2 тысяч производителей пива и пивных напитков, сидров, пуаре и медовухи, которые в прошлом году выпустили более 811 мл дал продукции, из них более 700 млн дал — пива. Импорт сократился на 22%, а экспорт вырос на 7%.
Без внимания не осталось и крафтовое пиво — ожидается, что в 2023 году рынок расширится на 10-15%. Перед российскими производителями открываются новые возможности в связи с уходом крупных известных брендов. Также торговые сети смогут постепенно выводить ассортимент из азиатских стран.
Теперь крафт будет активнее распространяться не только в специализированных магазинах, но и в гипермаркетах, супермаркетах, и даже в дискаунтерах. Поэтому российские эксперты разных сетей ожидают, что авторское пивоварение закроет потребности покупателей после ухода международных игроков.
Какое пиво может быть интересным россиянам?
В Европе не первый месяц отмечают повышенный интерес к слабоалкогольным и безалкогольным напиткам — на многих рынках этот сегмент вырывается вперёд. Продвигают эту продукцию поклонники ЗОЖ. Другой фактор роста — стремление покупателей к новым вкусам. Производители стараются удовлетворить эту потребность — создают инновационные продукты и расширяют ассортимент. Экономическое обоснование этому тренду тоже есть — слабоалкогольное пиво за рубежом стоит дешевле крепких аналогов.
Россия от Европы не отстаёт — в первом квартале 2023 года спрос на слабоалкогольную продукцию вырос на 14,9% до 3,4 млн дал.
Российский рынок крафта пополняют 250 пивоварен, среди которых много экспериментаторов и любителей вывести на рынок оригинальные новинки. В нынешнем сезоне на особый спрос может претендовать светлый эль с нотами личи, ежевики, юдзу и кокоса, а также стаут с акцентами ванили, а также напитки с выраженными хвойно-цитрусовыми нотами и другие вкусовые эксперименты.
Выбор эксклюзивных образцов довольно широк, другой вопрос — их распространённость и доступность. Сейчас авторским пивоварням открыта дорога к крупным торговым сетям, и обстоятельства требуют развития коммуникации между двумя сторонами.
Кто ушёл с рынка пива России?
Постепенно с российского рынка уходят зарубежные торговые марки или сокращают своё присутствие. Например, крупные производители AB InBev Efes и «Балтика» (Carlsberg Group) уменьшили объёмы производства ещё в прошлом году.
- AB InBev Efes — до 223,29 млн дал, что на 2% меньше, чем в 2021 году.
- «Балтика» — до 197,42 млн дал (-4,7% год к году).
При этом общий объём производства хмельного напитка в 2022 году составил 802,54 млн дал. Показатель вырос по сравнению с 2021 на 0,33%.
В Россию прекратили поставки чепшские производители — Pilsner Urqell, Velkopopovicky Kozel и Gambrinus (Plzensky Prazdroj), Budweiser (Budejovicky Bidvar), Staropramen, Bernard.
Из немцев — ушёл Hofbräuhaus.
Кто остался на рынке пива в России?
В конце марта 2022 года о своём уходе объявили бренды Carlsberg Group и Heineken, которые были лидерам рынка пива в РФ. На данный момент компании ищут покупателей своего российского представительства в соответствии с действующими правилами продажи активов. Известно, что «Хайненкен» ждёт закрытия сделки, чтобы получить одобрения заявки.
Компания Carlsberg Group владеет широким списком брендов, популярных в России: «Балтика», Kronenbourg, Tuborg, Holsten, Somersby, Zatecky Gus.
Ранее на обе эти компании приходилось 40% российского рынка пива. На территории страны находится 8 заводов, принадлежащих Carlsberg Group, и 7 предприятий «Хайненкен».
Иная ситуация складывается с AB InBev Efes, которому принадлежат торговые марки «Клинское», «Сибирская корона», «Старый мельник», Hoegaarden, Bud. Компания в любой момент может приостановить действие лицензии. Это может случиться, когда бельгийское предприятие реализует свои планы по продаже доли турецкой компании Anadolu Efes.
Новинки пивоварен России
В конце сентября «Белый Кремль» анонсировал безалкогольную версию классического светлого лагера «Хмельные раки». Это пиво хорошо сочетается с различными морепродуктами благодаря своему вкусу — оно не оттеняет нежную текстуру мяса, а наоборот, дополняет его. Кроме того, это российское пиво станет хорошим вариантом для широкого списка блюд, будь то сочный шашлык или приготовленная по-домашнему речная рыба.
А тем временем Московский пивоваренный завод выпустил новинку Vandal, который можно купить в торговых сетях «Дикси» и «Лента».
Пивоварня Салденс выпустила новое пиво — Wild Rye Ale, представляющее собой результат симбиоза ароматного ржаного эля и «дикого» способа брожения. Это по-настоящему осеннее пиво, в букете которого ощутимы свежие оттенки с лёгкой кислинкой, которая сопровождается акцентами мокрого дерева и хлебными штрихами, с изысканными переливами фруктовых нот.
В мире крафта вообще всё складывается интересным образом. Только за сентябрь отечественные пивоварни выпустили свыше 10 разновидностей пива с разнообразной палитрой вкуса. На осень у нас и ягоды, и фрукты, и интересные их сочетания. Только вот найти их можно лишь в специализированных магазинах. Пока крафт только добирается до популярных торговых сетей. Порадовать может разве что Волковская пивоварня, выпустившая «SESSION IPA», о чём расскажем в подборке ниже.
Дорогие читатели, как вы относитесь к российскому крафту? Считаете ли это направление перспективным или предпочитаете классические пенные напитки с отчётливыми хмельными ароматами и вкусами?
Интересное пиво, которое можно найти на полках магазинов России. Топ-6
Пиво LIEBENWEISS Hefe Weissbier. Пшеничное светлое нефильтрованное, 5.1%, 0,5 л.
Цена в перекрёстке — 129,99 ₽ 149,99₽
Либенвайс Хефе-Вайсбир — многообещающее немецкое пшеничное пиво, которое можно встретить в России на магазинных полках. Варится на пивоварне Kaiser-Braeu специально для экспорта, в некоторых источниках указано, что экспортёр находится на Кипре, но на самой банке об этом упоминания нет.
Это пшеничное пиво, представленное в России, в южно-немецком стиле. Пропорции ячменя и пшеницы — 50/50. Пиво нефильтрованное, а потому в бокале заметна характерная мутность.
- В составе: вода, пшеничный солод, ячменный солод, хмель, дрожжи.
- Плотность: 11,6%
- Крепость: 5,1% об;
- No IBU.
Наливаем в бокал и смотрим. Пена плотная и стойкая, по высоте — примерно на два пальца. Цвет медово-оранжевый, слегка мутный. В аромате ощущаются ноты банана, которые сопровождаются нюансами гвоздики и апельсиновой корочки. Во вкусе раскрываются пряные оттенки с лёгкими банановыми намёками, дополняемыми кислинкой и специями. Возможно, это пиво недостаточно плотное, но послевкусие радует своей щедростью.
Amsel Bier «Премиум», Пилсенер пастеризованное, 1.25 л.
Цена в Ленте — 113 99 ₽ 156,89 ₽
Бренд Amstel восходит своей историей к 1870 году. В Амстердаме выпуск фирменного хмельного начался с союза двух предпринимателей — Чарльза и Йоханеса, которые хотели варить лучшее пиво. Всего за 4 недели друзья смогли организовать строительство пивоварни и произвести фурор в сфере пивоварения. В то время варили преимущественно мутный эль невысокого качества, а процесс занимал всего один день. Чарльз и Йоханес увеличили продолжительность варки до 20 дней и охлаждали своё пиво во время перевозки льдом из реки Амстель.
В 1968 году концерн «Хейнекен» выкупил компанию «Амстел». В России эта торговая марка впервые появилась в 2011 году, и сегодня у них популярностью пользуются 4 образца — «Премиум Пилсенер», «ИПА», и две «зеровки».
На полках «Ленты» в России пиво «Амстел Премиум Пилснер» всё ещё можно обнаружить.
- В составе: вода питьевая очищенная, солод пивоваренный ячменный светлый, хмелепродукты.
- Плотность: 11%
- Крепость: 4,8% об.;
- No IBU.
Цвет пива янтарно-золотистый, прозрачный. Большая шапка пены, держится недолго. В аромате лёгкое пиво, на первый план проступают фруктовые нюансы с акцентами европейского хмеля. Во вкусе мягкое, ощутимы ноты ячменного солода, которые поддерживаются нюансами фруктов с лёгкой хмельной горчинкой. Послевкусие солодовое, с терпкой травянистой горечью. Несмотря на низкую плотность, пилснер полнотелый и питкий.
Harvester, пшеничное светлое нефильтрованное, 500 мл
Цена в Перекрёстке — 134,99 ₽
- Плотность: 12%
- Крепость: 4,8% об.;
- IBU: 9.
Настоящее пиво российское из Томска. Этот «пенной товарищ» сложен в процессе производства — приготовление занимает намного больше времени, чем у классических представителей. Используется особая раса дрожжей, способная сбраживать пшеничное сусло.
Технология производства пшеничного российского пива оттачивалась томскими пивоварами не один год, и теперь знатоки могут оценить вкус пива «Харвестер». Посмотрим, насколько оно соответствует ожиданиям.
Пенная шапка пышная, держится достаточно долго, липкая. Цвет типичный для данной разновидности пива — жёлто-оранжевые, мутный и непрозрачный. В аромате ощутимы тона банана и белого хлеба, которые дополняются утончёнными акцентами гвоздики. Со временем банановые оттенки раскрываются интенсивнее. Во вкусе повторяются эти сладкие нюансы тропических фруктов, сдобренные нюансами белого хлеба и поддерживаемые слабой кислинкой. Слабая терпкость, пьётся легко, но плотности маловато. Отсутствует спиртуозность.
Это неплохое пиво, но как отмечают в отзывах любители пенного, цена на него несколько завышена.
Ebertsburg Hefeweizen, светлое пшеничное нефильтрованное, 500 мл
Цена в Перекрёстке — 139,99 ₽
- Плотность: 11,8%;
- Крепость: 5,2% об.;
- No IBU.
Изначально немецкое пиво, поставляемое в Россию. В составе — вода питьевая, солод пивоваренный пшеничный светлый, солод пивоваренный ячменный светлый, хмелепродукты, дрожжи пивные. Этот образец можно отнести к традиционному пшеничному, сваренному методом верхового брожения.
Пенная шапка довольно высокая, но быстро исчезающая. Цвет мутно-жёлтый, с персиковым оттенком. В аромате ощутимы знакомые банановые оттенки с нюансами гвоздики, которые дополняются отчётливым хлебным шлейфом. Интенсивность средняя. Со временем банан становится отчётливее и слаще. Во вкусе также ощутимы ноты незрелого банана с лёгкой пшеничной кислинкой, проявляются дрожжевые акценты. Терпкость минимальная, к середине сладость становится сильнее. Питкое пиво, тело среднее, спиртуозности не чувствуется. Послевкусие слегка терпкое, в нём раскрывается та самая пшеничная кислинка, которая сопровождается едва уловимой банановой сладостью.
Волковская пивоварня Session IPA, 0,45
Цена на сайте производителя — 85 ₽
Пиво России, произведённое на Волковской пивоварне. Лимитированная серия, которая, возможно, скоро будет поступит в популярные сетевые магазины. Представляет собой облегчённую «ипашку» с меньшей, чем в традиционных разновидностях, крепостью.
В составе — вода питьевая, солод пивоваренный ячменный, хмелепродукты, пивные дрожжи.
- Плотность: 12%;
- Крепость: 4%;
- IBU: 39
Пенная шапка средняя, оседает спокойно, держится стойко. Цвет медный, слегка мутный. В аромате раскрываются цитрусовые тона с лёгкими нюансами цветов, которые сопровождаются мягкими медовыми намёками. На втором плане распознаются травянистые акценты. По вкусу — довольно лёгкое, хмель соответствует заявленному уровню. Вкусовые оттенки повторяют аромат, звучит цитрус, цветы и нежность травянистых нот. Сбалансированное пиво России, достойный вариант за свою цену.
Vandal Premium Lager, 0,45 л, светлое нефильтрованное, пастеризованное
Цена на Сбермаркете — 59,99 ₽
В Дикси — 70 ₽
Новое российское пиво от Московской Пивоваренной Компании, которое скоро будет представлено в популярных магазинах.
- Плотность: 12,5%
- Крепость: 5,5%
- IBU: 9
Светлое российское пиво «Вандал» названо в честь древнегерманского племени вандалов, захвативших значительную часть Европы. Стиль этикетки отсылает к готической эпохе.
В составе — вода питьевая, солод пивоваренный ячменный, хмелепродукты.
Пена небольшая, за одну минуту уходит. Цвет бледный и прозрачный. В аромате ощутимы ячменные ноты, с лёгкой солодовой кислинкой. Во вкусе проступают оттенки зерна, которые сопровождаются сладковатыми и лаймовыми нюансами. Послевкусие слегка травянистое, сладковатое, с освежающей кислинкой в конце. Плотное тело, но при этом пьётся довольно легко. Хмеля практически не ощущается, но пиво хорошо освежает. Довольно ровно, сбалансированное пиво без сюрпризов.
На этом закончим нашу подборку. Дорогие читатели, какое российское пиво вам больше всего нравится? Что думаете о новинках и крафте? Отмечаете ли вы октоберфест?
Если вам нравится то, что делает наша Редакция, подписывайтесь на наш канал. Это важно для алгоритмов Дзена. Спасибо!
А также вы можете поддержать нас подпиской на Телеграм и YouTube, где вас ждут конкурсы и розыгрыши, новости, инсайты, и многое другое.
Напоминаем: чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью. Будьте осознанными!