"Порочная красота"... Так в романе "Тихий дон" Шолохов описал красоту своей любимой героини, казачки Аксиньи Астаховой. Михаил Александрович не знал, что созданный им образ станет камнем преткновения для двух великих актрис, каждая из которых видела себя порочною красавицей Аксиньей....
Нонна Мордюкова и Элина Быстрицкая... Две совершенно разные женщины, две великие актрисы, две судьбы. Они никогда вместе не снимались на одной съемочной площадке, не работали в одном театре, не конфликтовали из-за мужчин. Но роль Аксиньи навсегда поссорила их, и Нонна Мордюкова до конца жизни хранила в душе обиду на свою заочную соперницу.
Когда в 1956 году стало известно, что на тот момент уже знаменитый советский режиссер Сергей Герасимов собирается снимать "Тихий Дон", в актерской среде эта новость вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Все понимали, что даже небольшая роль в этом фильме может стать судьбоносной. Что уж говорить про роль Аксиньи!
Сыграть возлюбленную Григория Мелихова хотели сотни актрис. Но одна актриса мечтала об этой роли больше остальных, и она считала, что имеет на эту роль больше прав, чем остальные. Нонна Мордюкова - настоящая донская казачка, любимая ученица Сергея Герасимова на курсе ВГИКа. Именно Герасимов сделал Мордюкову узнаваемой, сняв ее в своем фильме "Молодая гвардия".
Нонна считала, что она знает, как нужно играть Аксинью. И Герасимов склонялся именно к варианту с Мордюковой. Однако тут на горизонте возникла актриса Элина Быстрицкая.
Быстрицкая узнала о съемках "Тихого Дона" во Франции. Она сразу же выехала в Москву и, примчавшись к Герасимову, заявила "Я - Аксинья!".
Режиссер колебался, но здесь свое веское слово сказал сам Михаил Шолохов. Писатель, просматривая фотографии актрис, остановился на снимке Быстрицкой.
"Так вот же она, Аксинья!", - сказал он.
Дело было решено.
Фильм получил свою Аксинью. И никто не пожалел об этом выборе. Элина Быстрицкая сыграла на запредельном уровне, буквально прожив эту роль на экране. После нее уже трудно было представить кого-то в роли Аксиньи.
На премьерном показе в кинотеатре "Ударник" Нонна Мордюкова подошла к Быстрицкой и сказала:
"Сыграла-таки, проклятая".
Великая актриса так и не смогла простить коллеге "уведенную" у нее роль.
Какой была бы Аксинья в исполнении Мордюковой мы, к сожалению, не узнаем. Но вот как описана казачка в романе:
"Губительная, огневая ее красота..."
"Яркая, бросающаяся в глаза красота ее привлекала внимание толпившихся у берега пехотинцев."
"Какая порочная красота! Кто это?.. Вызывающе красива, не правда ли? — Ольга восхищенными глазами указала на Аксинью."
"Да, красивая женщина. Это наша горничная."
"..несказанно-ласковое, горячее шепчут порочно-жадные красные губы, и медленно отводит взгляд, отворачивается, на смуглой шее два крупных пушистых завитка…"
Аксинья - это очень, говоря современным языком, сексапильная женщина, красота которой безусловная, вызывающая, губительная. Примерно как у Малены из известного фильма. Аксинья выделяется своей внешностью, на нее обращают внимание. Грубо говоря, мужчины пускают слюни.
И Быстрицкая была именно такой женщиной. И в кино, и в жизни.
Как бы то ни было, обе актрисы заслуживают громадного уважения. Обе сделали отличные карьеры, внесли большой вклад в мировой кинематограф.
Но Аксиньей навсегда осталась Быстрицкая.
-------
Буду признателен за лайки и подписки - это помощь моему каналу!