Найти тему

ГУСЬ СВИНЬЕ НЕ ТОВАРИЩ

Золотухин Николай Иванович (его гуси)
Золотухин Николай Иванович (его гуси)

- Я всегда был равнодушен к любой живности, кроме птицы, - уверяет Николай Иванович.

Однако, несмотря на это “равнодушие”, сейчас в его хозяйстве, помимо бесчисленных птиц, 15 овец романовской породы, десятка два кроликов, четыре огромные собаки (азиатские овчарки алабаи). Свиней нет, но вот о приобретении коз заслуженный птичник подумывает. От идеи разведения лебедей Золотухин отказался после того, как двух лебедок застрелил пьяный прапорщик, а еще две белые птицы улетели.

Свое птицеводческое хозяйство Николай Иванович создавал 30 лет: постепенно обзаводился новыми породами пернатых, строил загоны и сарайчики. Все это три года назад чуть не погибло в огне.

- Проводка плохая была, - вспоминает Золотухин. - Вот и полыхнуло однажды. Хорошо хоть, что пламя на птичник не перекинулось. А то б не смог я все это восстановить - больно кропотливая работа. Вот пишут некоторые: “Я иду на пенсию, хочу заниматься гусями”. Я таким отвечаю: “Опоздал, брат! Этим надо заниматься всю жизнь!”

Пожар был очень силен - три расчета местного УГПС не могли с ним справиться в течение нескольких часов. А вот собрать деньги на новый дом и построить его удалось быстро.

- На другой день после пожара иду к птицам с сумками, - вспоминает Николай. - Вдруг вижу: ко мне приехал наш гусятник Виктор Иваныч, по прозвищу “Белый Орел”. Подходит ко мне и эдак, с подковыром, говорит: “Я слышал, ты прогорел совсем...” - “Пошел ты! - отвечаю. - Идем лучше гусей смотреть”. А он тут достает из кармана тыщу баксов: “На, стройся...” Семь тыщ так собрали, не дали пропасть ребята!”

В огромном (170 кв. м) трехэтажном бревенчатом доме Золотухиных есть все городские удобства. Все это неожиданно сочетается с запахом свежего смолистого дерева, запахом заготовок и вкуснейших блюд из непременной жареной или вареной птицы, которыми с неизменным деревенским радушием и гостеприимством угощает гостей хозяйка. А гостей здесь всегда много. Жизнь в усадьбе замирает с последним петушиным криком, ровно в 12 часов ночи. Встают хозяева не позже семи.

В “красном углу”, прямо на стене, на гвоздях, клее и кнопках, висят награды Николая Золотухина. Это 22 золотых, серебряных и бронзовых медали и бесчисленное количество почетных грамот: за птицу породы гуси-холмогоры белые, за маленьких серебристых курочек-виандотов и, конечно, за участие в гусиных боях, разведение бойцовых гусей.

Золотухин уверяет, что ничего не зарабатывает за турнир: “Минус две тысячи за два дня. Приходится платить за гостиницу, дорогу, угощение...” Об заклад бьются на небольшие суммы - не более тысячи рублей. Гусей по окончании турнира, не продают, как это бывает на петушиных боях, а могут лишь подарить или обменять. Супруга рассказывает, что Николай часто дарит птиц людям, которые просто ему нравятся.

- Широкая натура, последнее отдаст, - говорит жена Золотухина Наталья Ивановна. - Любую птицу может подарить. Даже голубя или гуся. Всем соседям на Новый год дарит по утке, всем деревенским все продает по себестоимости, а может и задаром отдать. Я-то немного поворчу, конечно, но сердиться на него за это просто не могу...