Сочинение по картине? Скуууучно... Это же что-то про "на переднем плане, на дальнем плане..." И что-то еще про художника. Самое сложное - про "моё отношение". Какое там отношение? Ну, нарисовано что-то...
Примерно такое мысленное сопровождение рождается в головах многих людей совершенно разного возраста как прямая ассоциация к "сочинению по картине".
А между тем, этот вид работы по развитию речи теперь вернулся абсолютно во все школы в связи с введением с сентября 2023 года новых ФОП (федеральных образовательных программ). Подробнее об этом можно прочитать здесь:
Первым по счету уроком развития речи в новой ФОП по русскому языку для 3 класса указан такой:
"Коллективное составление рассказа по картине К. Маковского "Дети, бегущие от грозы".
Это примерно на 2й неделе после летних каникул-то! Трудно всем - и детям, и учителям. Особенно если до этого момента дети никогда на подобных уроках не бывали, а учителя развитие речи с сочинением по картине (пусть и в виде коллективного и устного) не проводили. И как тут быть?
Кстати, сама репродукция - вот:
Цель оправдывает средства
Эта цитата знаменитого Маккиавелли вполне годится в качестве методической подсказки: средства, которые учитель выбирает для урока развития речи, зависят от цели, которую для этого самого урока намечают.
Благодаря тому, что ФОП позволяет менять уроки местами, урок развития речи с составлением текста по картине "Дети, бегущие от грозы", может быть проведен для:
- закрепления знаний о видах предложений по цели высказывания;
- закрепления знаний о тексте-повествовании или тексте-описании;
- повторения изученных орфограмм (безударные гласные, парные согласные, имена собственные и т.д.);
- совершенствования (или формирования) умения составлять текст по заданному плану/с заданным началом;
- и еще множество других вариантов.
Так что традиционная структура описания "на переднем плане", "на заднем плане"... совершенно необязательна. В зависимости от темы, во время изучения которой будет проведен урок, формулируется тема. Исходя из темы намечается цель. В соответствии с целью выбирается форма проведения урока и планируется работа над составлением текста.
Рассмотрим три возможных варианта (их на самом деле намного больше!) для организации работы на этом уроке.
Вариант 1. Озвучь (оживи) картину.
Этот вариант подходит, если планируется повторить типы предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное) и по интонации (восклицательное, невосклицательное). Если в УМК был включен материал о диалогической и монологической речи - можно повторить и его.
Разделите детей на группы по 3-4 человека и предложите распределить между собой роли: автор (1 или 2 человека), девочка, мальчик. Через 7-10 минут каждая группа представит небольшой аудиоспектакль, "озвучивая" картину.
Кстати, в одном из классов дети сами додумали эту идею: один из участников группы отвечал за звуковые эффекты - изображал гром, завывание ветра, шум травы.
Письменная работа здесь заключается в записи 2-4 предложений разных по цели высказывания или небольшого диалога (если дети в целом знакомы с этим понятием - можно рассказать им о правилах записи реплик без слов автора).
Плюсы варианта:
- устно высказывается абсолютно каждый ребенок,
- в тетрадь записываются наиболее удачные реплики,
- можно повторить большой объем теоретического материала.
Минусы варианта:
- могут возникнуть сложности с дисциплиной,
- после выступления 3-4 групп дети начинают повторять реплики друг друга, теряется оригинальность,
- нужно тщательно контролировать время, если планируется организовать письменную работу, а не только устную.
Вариант 2. То, что художник НЕ нарисовал.
Это вариант с легким детективным оттенком. Детям предлагается рассмотреть картину во всех деталях и предположить, что происходило с детьми до того момента, который запечатлел художник.
В таком случае мы получим текст-рассуждение, в котором дети будут устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят на картине и своими предположениями.
Кстати, возможно, они угадают подлинную историю создания "Детей, бегущих от грозы":
Однажды Маковский выехал на этюды в деревню. Его работа очень заинтересовала деревенских ребятишек. Одна девочка - самая бойкая - не побоялась спросить, чем он занят. Маковский объяснил, что он художник и делает зарисовки. Во время беседы он подметил, что у девочки очень яркая,выразительная внешность и пригласил ее прийти на следующий день, чтобы сделать набросок ее портрета.
На следующий день к художнику снова прибежали дети, но той девочки среди них не было. Младший братишка рассказал, что накануне они с сестрой пошли по грибы, да увидели, что гроза приближается. Девочка взяла малыша за спину и побежала через скользкий мостик, да не удержалась и упала в ручей. Она сильно вымокла и простудилась, поэтому прийти к художнику не смогла. А он вскоре уехал, так что портрета той отважной сестрички с натуры так и не нарисовал.
Но рассказ мальчика о происшествии так запомнился Маковскому, что он по памяти нарисовал детей, представил как они бежали от грозы. Картина не оставила равнодушным первых зрителей, быстро стала известной. С её репродукцией даже выпускали почтовые открытки.
Письменная работа в таком случае может заключаться в записи 2-3 предложений о том, что произошло с детьми до момента, изображенного на картине, и 1-2 предложений непосредственно о том, что они видят на репродукции.
Плюсы варианта:
- речевые упражнения не ограничены тем, что дети видят. Они могут фантазировать, самостоятельно подбирая подходящие слова и выражения;
- это упражнение готовит к более сложному виду сочинений - с заданным концом.
Минусы варианта:
- вряд ли удастся выслушать версии всех детей, некоторые из них могут остаться пассивными на протяжении всего урока;
- перед началом основной работы необходимо провести разбор и короткий анализ сюжета, иначе дети могут неправильно его понять. Это обстоятельство требует тщательного планирования времени, выделяемые на разные этапы урока.
Вариант 3. Картина в картине.
В этом случае результатом работы становится небольшой текст-описание, которые по выбору детей может быть посвящен портрету или пейзажу. Маковский соединил то и другое на одной картине, что позволяет нам соотнести эмоции детей и состояние природы.
В таком случае уместно рассмотреть еще 2-3 других репродукции, на которых изображены грозовые пейзажи. Это могут быть, например, работы Ивана Шишкина.
Дети с удовольствием делятся своими воспоминаниями о наблюдении грозы, эмоциями и впечатлениями. Здесь главное вовремя остановить обмен опытом и вернуться к рассматриванию репродукции :)
Да, именно при таком направлении работы уместно ввести понятия "передний/ближний план" (дети) и "задний/дальний план" (грозовой пейзаж).
Плюсы и минусы тут опциональны, они зависят от особенностей класса и опыта учителя. В моей практике рассматривание пейзажей и их сопоставление с основной репродукцией вынесено на занятия внеурочной деятельностью - "Мир музея".
Упражнение в учебнике, которое авторы предлагают для организации работы на уроке по этой теме, ближе всего к третьему из наших вариантов:
Классическая структура урока с краткой биографической справкой о художнике здесь вряд ли будет уместна. Рассказать о творчестве Константина Маковского можно, например, на классном часе или на занятиях внеурочной деятельностью. Его "Боярышни" - отличные иллюстрации к урокам литературного чтения, посвященные русским народным сказкам. В общем, более удачных моментов для рассказа о художнике и обмена мнением о его работах можно найти много.
Еще немного методики
Методика работы над развитием речи не стоит на месте, доступной литературы полно! Проверенные временем конспекты уроков с темой "Сочинение по картине..." десятками красуются на многочисленных сайтах. Несмотря на это, казалось бы, мощное методическое сопровождение, провести действительно эффективный урок развития речи оказывается непросто даже опытным учителям.
Основные трудности связаны с тем, что:
- во многих УМК вообще не предусматривались сочинения по картинам в 1-2 классах, у детей нет опыта выполнения таких заданий;
- количество детей с речевыми, эмоциональными, ментальными проблемами растет, большинство из них обучаются в обычных общеобразовательных классах;
- качество методической подготовки педагогов может быть недостаточным из-за сокращения сроков обучения и недостаточной практики.
Опираться будем на то, что:
- новые ФОПовские учебники (УМК "Школа России") снабжены полноцветными иллюстрациями-репродукциями;
- многие кабинеты оснащены проекторами или интерактивными досками;
- 3-й класс - еще достаточно пластичный возраст, чтобы увлечь детей даже сочинениями по картинам;
- темы уроков можно менять местами так, чтобы они более удачно соотносились с уроками литературного чтения и окружающего мира, на которых можно проводить часть работы по подготовке к сочинениям.
Главное: освоить алгоритм написания сочинения по заданному плану и с требуемой структурой - требование, которое невозможно выполнить, если не умеешь в буквальном смысле связать двух слов.