Второго октября 1768 года, ровно 255 лет назад, императрица Екатерина II утвердила приговор самой известной «мучительнице и душегубице» своего времени, Дарье Салтыковой, прозванной в народе Салтычихой. О судьбе и преступлениях безжалостной садистки читайте в материале РИАМО.
Безупречная биография Дарьи Салтыковой
Весной 1730 года в семье столбовых дворян Ивановых родилась третья дочь, Дарья Николаевна. По родительской линии она приходилась родственницей Мусиными-Пушкиным, Строгановым и Толстым. Воспитывалась дома вместе с сестрами, посещала церковь. В 19 лет вышла замуж за офицера, ротмистра лейб-гвардии конного полка Глеба Салтыкова, бывшего в родстве с Нарышкиными, Голицыными и Ягужинскими.
В течение двух лет после свадьбы Дарья Николаевна родила одного за другим мальчиков-погодок: Федора и Николая. Воспитывала малышей, не забывала о благотворительности и регулярно жертвовала немалые суммы на нужды церкви. Словом, вела жизнь эталонной дворянки, воспитанной в хорошей семье и преданной своему мужу и детям.
Все изменилось, когда в 1755 году, через пять лет после свадьбы, супруг Дарьи Николаевны внезапно скончался. Насчет причин его смерти нет точных сведений, но в некоторых источниках указывается, что он «сгорел» от быстротечной лихорадки всего за несколько недель. И жизнь его супруги (точнее – вдовы) резко поменялась.
Читайте также: Константин Циолковский: фантазер и ученый, опередивший время>>
Превращение в «монстра»: причины и версии
Доподлинно неизвестно, по какой причине произошло превращение набожной молодой женщины, матери двоих маленьких детей, в кровавого монстра. Современники, знавшие Дарью Николаевну в юности, отмечали, что она была миловидной скромной девушкой, не проявлявшей никаких дурных наклонностей. Не было у нее и «плохой наследственности», которая могла бы оправдать произошедшую в ней перемену. И отец, и мать, и сестры были вполне здоровы психически и прожили вполне заурядные жизни, не отметившись ни скандалами, ни, тем более, зверствами и убийствами.
По поводу перемен, произошедших в характере Дарьи Салтыковой после смерти мужа, выдвигались разные версии. По одной, она была настолько потрясена утратой супруга, что повредилась рассудком.
По другой версии, Салтыкова стала «бешеной» оттого, что отчаялась найти нового мужа. Она была одной из самых богатых женщин Российской империи, обладала приятной внешностью, в ее владениях были села, многочисленные деревни, усадьбы и поместья, а кроме того – более 600 (по другим сведениям – более 1200) душ крестьян, не считая детей. И все же личная жизнь молодой вдовы (на момент смерти мужа Дарье было всего 25 лет) не складывалась, что, возможно, повлияло на ее душевное здоровье.
Так или иначе, через полгода после похорон супруга Дарья Николаевна стала проявлять черты характера, которых никто от нее не мог ожидать.
Читайте также: Вольф Мессинг – телепат, экстрасенс или просто артист?>>
«Рождение» Салтычихи
В пользу версии, что именно неудачи в личной жизни сделали Салтыкову Салтычихой, говорит то, что в основном ее жертвами становились девушки и женщины (а порой и девочки-подростки).
Начинала Салтычиха с, казалось бы, невинных наказаний: если дворовая девка плохо вымыла пол или недостаточно старательно стирала белье, дворянка лупила ее подвернувшимся под руку поленом. Во времена крепостного права это было вполне распространенным явлением: хозяин вправе поколотить нерадивую «собственность», иначе как заставить крепостных усердно работать? В общем, какое-то время на эти избиения почти не обращали внимания даже сами крестьяне. Это было почти что в порядке вещей.
Но со временем, почувствовав безнаказанность и отсутствие всякой ответственности за жизни людей, Дарья Салтыкова стала превращаться в монстра – ту самую Салтычиху, о которой впоследствии рассказывали только ужасные истории, ибо нормальной ее жизнь назвать было уже сложно.
Читайте также: Принцесса Диана: жизнь и смерть королевы сердец>>
Женская зависть и дьявольская изобретательность Салтычихи
Практически всю свою злобу Дарья Салтыкова направляла на крепостных женского пола. Салтычиха использовала свои природные физические данные, чтобы как можно эффективнее издеваться над женщинами и девушками. Полена в качестве наказания стало недостаточно, и дворянка взяла за правило таскать крепостных за волосы по всему дому, ударяя при этом головой о стены. Впоследствии, когда «развлечения» Салтычихи стали предметом расследования, крестьяне рассказывали, что практически у всех дворовых девиц были выдраны волосы – Дарья Николаевна обладала недюжинной силой и с удовольствием ее использовала.
В ход шли и другие «методы» – например, кипяток, которым садистка обливала своих жертв. Некоторых она выставляла голыми и босыми на мороз, привязывая к столбу на целую ночь, других – загоняла зимой в пруд, пока они не замерзали насмерть, а одну из последних жертв после избиения велела закопать заживо.
Особенное удовольствие Салтычиха испытывала, истязая девушек, которые планировали вскоре выйти замуж – возможно, именно так в извращенном мозгу вдовы выглядела «месть» за потенциально счастливую семейную жизнь. Будущим невестам доставалось все: и побои, и кипяток, и прижигание щипцами для завивки волос.
Если же мучительница уставала, а жертва еще была жива, Салтыкова призывала на помощь верных «гайдуков», которым приказывала запороть жертву до смерти – при этом, как рассказывали, сама контролировала процесс.
Мужчин, впрочем, яростное безумие Салтычихи тоже не щадило, но умирали от побоев и пыток они гораздо реже. Однако избиения и порки до полусмерти были практически ежедневным «развлечением» барыни. При этом Салтыкова не забывала вести «бухгалтерию» – часть убитых ею крепостных она велела записывать сбежавшими, часть – умершими от болезней или «отбывшими к супругу».
Читайте также: Блистательная блондинка: 10 малоизвестных фактов о Мэрилин Монро>>
Неудавшаяся месть Салтыковой за несбывшуюся свадьбу
Известно, что у Дарьи Салтыковой был шанс на второе замужество. В ее биографии присутствует довольно длительный роман с землемером Николаем Андреевичем Тютчевым (будущим дедом поэта Ф. И. Тютчева). Однако со временем, открыв для себя ее злобный нрав и нестабильную психику, Николай Тютчев решил прервать отношения. Более того – он предложил руку и сердце молодой Пелагее Панютиной, получил согласие и благополучно женился.
Оскорбленная Салтыкова трижды пыталась расправиться с бывшим возлюбленным. Два раза она посылала крестьян поджечь его дом, чтобы он заживо сгорел вместе с супругой – но в обоих случаях крестьяне не решались убить дворянина, за что были сурово наказаны. На третий раз, узнав, что Тютчев с молодой женой запланировали поездку в Брянский уезд, Салтычиха послала крепостных убить их в дороге. Однако Николай Андреевич изменил маршрут – неизвестно, по велению собственной интуиции или потому, что ему рассказали о готовящейся расправе – и запланированное убийство не состоялось.
Читайте также: Феномен Джуны: первый советский экстрасенс, изобретатель‑самоучка и писатель>>
Жалоба крестьян Екатерине II
Городской дом кровавой барыни находился на пересечении улиц Большая Лубянка и Кузнецкий мост, но свои зверства Салтычиха творила, главным образом, в усадьбе, которая располагалась в селе Троицкое (в районе нынешнего поселка Мосрентген). Несмотря на такую близость к Москве и императорскому двору, кошмарные события в усадьбе Салтычихи долгое время оставались незамеченными ни властями, ни светской публикой. Жалобы крестьян о творящихся во владениях Салтычихи зверствах порой доходили до монархов (всего жалоб было написано более 20), однако и Елизавета Петровна, и сменивший ее на троне Павел III их игнорировали. К тому же помещица имела немало знатных родственников, часть из которых была приближена ко двору. Сама Салтычиха, узнав о подаваемых крестьянами жалобах, добивалась того, чтобы жалобщики отправлялись на каторгу – либо были возвращены в поместье, где она их жестоко наказывала.
Чудо случилось только на седьмой год изуверств Салтычихи. Летом 1762 года до юстиц-коллегии добрались двое крепостных, которые сбежали из поместья. Это были Савелий Мартынов, которого барыня приказала запороть до смерти, и Ермолай Ильин – трижды вдовец, трех молодых жен которого практически сразу после свадьбы насмерть замучила Салтычиха.
Жалоба крестьян каким-то чудом попала на стол Екатерины II, которая была коронована совсем недавно. Так 1762 год стал переломным не только в судьбе страны, но и в судьбе крепостных Салтычихи. Екатерина II, как считают историки, решила дать ход делу, чтобы показать, что под ее властью в стране воцарятся закон, порядок и справедливость.
Читайте также: В окружении сластолюбцев и сумасшедших: 8 семейных тайн и скандалов Елизаветы II>>
Расследование и наказание кровавой барыни
Допросы самой Салтыковой, а также ее крепостных велись целый год – с осени 1762 до осени 1763 года. Сама кровавая барыня все отрицала: крестьяне, мол, постоянно сбегают или мрут, а если она кого и лупила – так это в сердцах и не сильно. Сами же крепостные говорили, что каждую неделю на кладбище привозили новых замученных Салтычихой – женщин с вырванными волосами, переломанными руками и слезающей от ожогов кожей.
Всего в расследовании фигурировали 138 убитых. Рассмотрение дела длилось шесть лет. По собранным по крупицам сведениям точно доказать причастность барыни к убийствам удалось в 38 случаях, спорными посчитали 26 смертей.
Екатерина II, впрочем, удовлетворилась и этими цифрами, назвав Салтыкову «уродом рода человеческого». Известно, что императрица рассматривала несколько вариантов приговора. В итоге было решено лишить Салтыкову дворянского звания и запретить именовать ее «названием рода ни отца своего, ни мужа». Кроме того, в документе о наказании Екатерина II запретила считать Салтычиху женщиной и называла ее местоимением «он».
Также в качестве наказания Салтыкову приговорили к «поносительному зрелищу»: приковали на час к столбу на Красной площади, повесив на шею бумагу с надписью «Мучительница и душегубица». В течение этого часа любой человек мог подойти и высказать словом и делом свое отношение к помещице.
Читайте также: Версии, загадки и тайны смерти Владимира Высоцкого>>
Подземелье и окончательное безумие: что стало с Салтычихой
Екатерина повелела посадить убийцу «в нарочно сделанную подземельную тюрьму, в которой по смерть ее содержать таким образом, чтобы она ни откуда в ней света не имела». Это наказание было исполнено не полностью. Для Салтычихи действительно вырыли подземную «покаянную камеру», с высотой потолка около двух метров. В эту камеру не проникал свет, и только во время приема пищи пленнице давали огарок свечи. В кромешной темноте подземелья Салтычиха провела 11 лет, после чего ей «смягчили режим» и перевели в каменную камеру при храме, с окном.
Людям позволялось приходить к окну и смотреть на узницу, но к тому времени Дарья Салтыкова, вероятно, была глубоко нездорова психически, так что на попытки с ней заговорить реагировала только руганью и плевками. Всего в заточении она провела 33 года и умерла осенью 1801-го. Свидетельств о том, что она раскаялась в своих зверствах, не зафиксировано.
Читайте также: Двадцать лет без брата: 5 загадок гибели Сергея Бодрова>>