Найти тему

ЛЮБИМАЯ ДОЧЬ ЭПОХИ 1989 ГОД

Евгений Мигунов. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Конец Атлантиды". Изображение взято из открытых источников
Евгений Мигунов. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Конец Атлантиды". Изображение взято из открытых источников

Это пожалуй, последний год, когда советская фантастика могла называться таковой, количество произведений, где остались хотя какие-то следы светлого будущего, уверенно стремилось к нулю. Основным лейтмотивом фантастики тех лет стало высмеивание советского прошлого и настоящего. Писатели уже предвкушали плюшки, которые они получат, сочиняя исключительно высокоинтеллектуальные и при этом конкурентноспособные книжки. Надеждам большинства из них не суждено было сбыться.

Евгений Мигунов. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Конец Атлантиды". Изображение взято из открытых источников
Евгений Мигунов. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Конец Атлантиды". Изображение взято из открытых источников

КОНЕЦ АТЛАНТИДЫ

Кир Булычев выпускает одну повесть за другой. В "Мире приключений" опубликована повесть "Конец Атлантиды", двумя годами ранее напечатанная в "Пионерской правде". Алиса и Пашка обнаруживают на берегу моря бутылку с запиской, а в записке - координаты. Грех было не воспользоваться такой возможностью.

Евгений Мигунов. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Подземная лодка". Изображение взято из открытых источников
Евгений Мигунов. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Подземная лодка". Изображение взято из открытых источников

ПОДЗЕМНАЯ ЛОДКА

Еще одна повесть о приключениях Алисы вышла в журнале "Юный техник". Дабы выполнить каникулярное задание, совершить необычное путешествие, Алиса и ее друг Пашка на уникальном корабле-подземоходе попадают в подземное королевство, населенное странными существами.

Михаил Златковский. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Перпендикулярный мир". Изображение взято из открытых источников
Михаил Златковский. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Перпендикулярный мир". Изображение взято из открытых источников

ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЙ МИР

Совершенно в ином ключе написана повесть Кира Булычева "Перпендикулярный мир". Старожил Великого Гусляра, Корнелий Удалов, попадает из родного города в его худшую копию, существующую в «перпендикулярном мире». Впрочем - не он один. Всем гуслярцам предстоит пережить немало потрясений.

Обложка сборника Кира Булычева "Смерть этажом ниже". Изображение взято из открытых источников
Обложка сборника Кира Булычева "Смерть этажом ниже". Изображение взято из открытых источников

СМЕРТЬ ЭТАЖОМ НИЖЕ

Популярной в те годы теме борьбы за чистоту окружающей среды посвящена еще одна повесть Кира Булычева "Смерть этажом ниже". Журналист-международник приезжает в провинциальной город для чтения лекций и оказывается в эпицентре экологической катастрофы, вызванной утечкой на химическом комбинате.

Иллюстрация к роману Анатолия Домбровского "Черная башня". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к роману Анатолия Домбровского "Черная башня". Изображение взято из открытых источников

ЧЕРНАЯ БАШНЯ

Анатолий Иванович Домбровский родился в 1934 году. Окончил философский факультет Ленинградского госуниверситета. Работал в газете "Казахстанская правда". В 1972 году стал членом Союза писателей СССР. Возглавлял правление крымского отделения СП. Был депутатом Симферопольского горсовета, председателем правления Крымского отделения Фонда Мира. После 1991 года стал инициатором содружества русских, украинских и белорусских писателей. Его книги публиковались издательствами "Детская литература" и "Таврия". Скончался писатель и общественный деятель в 2001 году.

А.И. Домбровский. Изображение взято из открытых источников
А.И. Домбровский. Изображение взято из открытых источников

В журнале "Радуга" публикуется роман "Черная башня". По сюжету, в результате некой катастрофы многонациональная группа археологов оказалась изолированной в древней башне в центре пустыни. Сюжет восходит к роману Робера Мерля "Мальвиль". Было ли это осознанным заимствованием, неизвестно.

Евгения Стерлигова. Иллюстрация на обложке сборника Сергея Другаля "Язычники". Изображение взято из открытых источников
Евгения Стерлигова. Иллюстрация на обложке сборника Сергея Другаля "Язычники". Изображение взято из открытых источников

Выходит повесть Сергея Другаля "Язычники". Экологическое возрождение планеты, после долгих лет бесконтрольного загрязнения окружающей среды, не везде происходит гладко. Не всем хочется добровольно ограничивать себя в потреблении. Правда гражданам республики Джанатия, где до сих пор действуют устаревшие производства, а власть срослась с преступностью, и выбирать не приходится. В общем, прозрачная для тех лет аллегория.

Иллюстрация к повести Виталия Забирко "Тени сна". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к повести Виталия Забирко "Тени сна". Изображение взято из открытых источников

ТЕНИ СНА

Виталий Сергеевич Забирко родился в 1951 году. Окончил Донецкий госуниверситет. Работал в НИИРЕАКТИВЭЛЕКТРОН старшим научным сотрудником, затем журналистом и редактором издательства "Отечество". В фантастике дебютировал в 1972 году, когда в журнале "Техника - молодежи" был опубликован рассказ "Сторожевой пес корпорации", получивший гран-при на Международном конкурсе "71-РОБОТ-72". Первая книга "Вариант Пата" была опубликована в 1991 году, хотя была написана на семь лет раньше. С этого момента Забирко становится профессиональным литератором.

В.С. Забирко. Изображение взято из открытых источников
В.С. Забирко. Изображение взято из открытых источников

Выходит повесть "Тени сна". Ее герой, частный детектив Гюнтер Шлей, обычно занимается расследованиями, связанными с семейным неурядицами. А тут он должен разобраться с похищениями младенцев в провинциальном городке Таунде. И влипает в жуткую мистическую историю.

Герман Мазурин. Иллюстрация к повести Сергея Абрамова "Стена". Изображение взято из открытых источников
Герман Мазурин. Иллюстрация к повести Сергея Абрамова "Стена". Изображение взято из открытых источников

СТЕНА

Выходит новая повесть Сергея Абрамова "Стена". Действие происходит в большом кирпичном доме, построенном еще в сороковые годы. Когда-то это был коммунальный очаг, в котором происходило всякое, но к восьмидесятым прежний дух выветрился. Да и прежних жильцов не стало, а новые не знакомы друг с другом, как будто отделены Стеною. И вот в доме появился молодой человек, который стал задавать странные вопросы.

Вячеслав Остапенко. Иллюстрация на обложке сборника Вячеслава Запольских "Планета имени шестого "б". Изображение взято из открытых источников
Вячеслав Остапенко. Иллюстрация на обложке сборника Вячеслава Запольских "Планета имени шестого "б". Изображение взято из открытых источников

ПЛАНЕТА ИМЕНИ ШЕСТОГО "Б"

Вячеслав Николаевич Запольских родился в 1958 году. В 1980 окончил романо-германское отделение филологического факультета Пермского госуниверситета. Первые публикации состоялись в 1987 году, когда в альманахе "Поиск-87" были опубликованы рассказы "Здравствуйте, хозяйка!" и "Зеленый одеколон". Писал НФ для детей. Скончался писатель в 2019 году.

В.Н. Запольских. Изображение взято из открытых источников
В.Н. Запольских. Изображение взято из открытых источников

Выходит сборник НФ-повестей для детей "Планета имени шестого "б", кроме одноименной повести, включающая в себя повесть "Как поймать длиннозавра". Герой первой повести, мальчик Ян, учится в школе будущего и, подобно другим своим одноклассникам, мечтает о полете на "Кольцо-6". Неужели эта мечта не сбудется из-за глупой выходки приятеля?

Сергей Ермаков. Иллюстрация на обложке сборника Виктора Колупаева "Волевое усилие". Изображение взято из открытых источников
Сергей Ермаков. Иллюстрация на обложке сборника Виктора Колупаева "Волевое усилие". Изображение взято из открытых источников

ДЗЯПИКИ

Выходит повесть Виктора Колупаева "Дзяпики". Во время первого, экспериментального перемещения транстайма на четырнадцать тысяч лет назад было найдено стоянка людей каменного века. Вполне себе нормальные первобытные люди, вот только почему, после появления в их становище ученых из будущего, первобытные охотники стали так стремительно развиваться?

Виталий Лукьянец. Иллюстрация к повести Ларисы Захаровой и Владимира Сиренко "Планета звезды Эпсилон". Изображение взято из открытых источников
Виталий Лукьянец. Иллюстрация к повести Ларисы Захаровой и Владимира Сиренко "Планета звезды Эпсилон". Изображение взято из открытых источников

ПЛАНЕТА ЗВЕЗДЫ ЭПСИЛОН

Лариса Владимировна Захарова родилась в 1950 году. Окончила МГУ. Работала журналистом в газетах "Труд" и "Советская милиция". В соавторстве с мужем Владимиром Сиренко писала детективные романы. Первое обращение к фантастике состоялось в 1984 году, когда в журнале "Искатель" была опубликована повесть "Планета звезды Эпсилон". Второе и последнее - состоялось в 1989 году, когда супруги написали повесть "Плиозавр-45".

Иллюстрация на обложке книги Ларисы Захаровой и Владимира Сиренко "Внедрен, действует". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация на обложке книги Ларисы Захаровой и Владимира Сиренко "Внедрен, действует". Изображение взято из открытых источников

Владимир Михайлович Сиренко родился в 1940 году. Окончил Ленинградский госуниверситет. Работал в прокуратуре, журналистом в АПН. Был главным редактором журнала "Человек и закон". Писал в соавторстве с супругой Ларисой Захаровой.

Анатолий Сухоруков. Иллюстрация на обложке сборника Ларисы Захаровой и Владимира Сиренко "Планета звезды Эпсилон". Изображение взято из открытых источников
Анатолий Сухоруков. Иллюстрация на обложке сборника Ларисы Захаровой и Владимира Сиренко "Планета звезды Эпсилон". Изображение взято из открытых источников

В серии "Библиотека советской фантастики" выходит сборник "Планета звезды Эпсилон", кроме заглавной, включающий повесть "Плиозавр-45". По мнению критиков, обе повести представляют собой вполне шаблонную приключенческую фантастику.

Вадим Малякин. Иллюстрация на обложке романа Владимира Корчагина "Именем человечества". Изображение взято из открытых источников
Вадим Малякин. Иллюстрация на обложке романа Владимира Корчагина "Именем человечества". Изображение взято из открытых источников

Выходит роман Владимира Корчагина "Именем человечества". Максим Колесников, герой романа «Астийский эдельвейс», вернувшись на советскую родину, против которой готовится ядерная атака, под прикрытием некой «глобальной космической обороны». Не смотря на противоборство агентов вражеской разведки и доморощенных дельцов от науки в отечественном институте ядерной физики, Колесников создает генератор, способный нейтрализовать любое ядерное оружие.

Сергей Шикин. Иллюстрация к сборнику "Иное небо", где опубликован роман Владимира Покровского "Танцы мужчин". Изображение взято из открытых источников
Сергей Шикин. Иллюстрация к сборнику "Иное небо", где опубликован роман Владимира Покровского "Танцы мужчин". Изображение взято из открытых источников

ПАРИКМАХЕРСКИЕ РЕБЯТА

Владимир Валерьевич Покровский родился в 1948 году. Окончил Московский авиационный институт. Работал физиком-электронщиком в Институте ядерной энергии имени Курчатова. В фантастике дебютировал в 1977 году рассказом "Что такое не везет?". Произведения писателя переведены на многие иностранные языки.

В.В. Покровский. Изображение взято из открытых источников
В.В. Покровский. Изображение взято из открытых источников

Выходит повесть "Парикмахерские ребята". Ее героями стали кауферы - специалисты по подготовке колонизации других миров. На этот раз им досталась планета Галлина. И всего-то нужно было подготовить небольшой остров, но и там работа не заладилась.

Василий Проханов. Иллюстрация к повести Владимира Покровского "Парикмахерские ребята". Изображение взято из открытых источников
Василий Проханов. Иллюстрация к повести Владимира Покровского "Парикмахерские ребята". Изображение взято из открытых источников

ТАНЦЫ МУЖЧИН

Выходит роман "Танцы мужчин". Вирус, призванный превратить человека в сверхчеловека, поразил человечество эпидемией импато. Борятся с нею, вернее - с людьми, ставшими импатами, отряды скафов - абсолютно безжалостных убийц. Однако не становится ли лекарство горше болезни?

Борис Ионайтис. Иллюстрация к повести Любови и Евгения Лукиных Смирнова "Миссионеры". Изображение взято из открытых источников
Борис Ионайтис. Иллюстрация к повести Любови и Евгения Лукиных Смирнова "Миссионеры". Изображение взято из открытых источников

МИССИОНЕРЫ

Выходит повесть Любови и Евгения Лукиных "Миссионеры". Группа наших соотечественников оказываются на островах Полинезии, в эпоху Великих географических открытий. Зная, что ждет островитян, когда прибудут европейцы, самозваные миссионеры начинают готовить их к этому вторжению. И получается это у них так здорово, что вторжение начинается в иную сторону.

Роберт Авотин. Иллюстрация к рассказу Сергея Смирнова "Цветок в дорожной сумке". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к рассказу Сергея Смирнова "Цветок в дорожной сумке". Изображение взято из открытых источников

СНЫ НАД ТАНАИСОМ

Сергей Анатольевич Смирнов родился в 1958 году. В фантастике дебютировал в 1976 году, когда в журнале "Техника - молодежи" был опубликован рассказ юного писателя "Цветок в дорожной сумке". Окончил отделение биохимии 2-го Мединститута. Работал сотрудником Института медико-биологических проблем Минздрава СССР. Во второй половине восьмидесятых выходят два авторских сборника. В девяностых и нулевых работал редактором в издательствах и сценаристом на телевидении.

С.А. Смирнов. Изображение взято из открытых источников
С.А. Смирнов. Изображение взято из открытых источников

Выходит повесть "Сны над Танаисом", рассказывающая о последних днях Танаиса, одного из античных поселений на юге нашей страны. Это случилось в III веке нашей эры, когда орды варваров подступали к границам Римской империи.

Е. Финогенова. Иллюстрация на обложке повести Сергея Смирнова "Сны над Танаисом". Изображение взято из открытых источников
Е. Финогенова. Иллюстрация на обложке повести Сергея Смирнова "Сны над Танаисом". Изображение взято из открытых источников

БЕЗ СИМПТОМОВ

В том же году выходит повесть "Без симптомов". В ИКЛОН СССР происходит утечка культуры опасного вируса, но почему директор института вызвал своего друга, дежурного врача районной больницы Виталия Ремезова?

Борис Лавров. Борис Лавров. Иллюстрация к повести Сергея Снегова "Четыре друга". Изображение взято из открытых источников
Борис Лавров. Борис Лавров. Иллюстрация к повести Сергея Снегова "Четыре друга". Изображение взято из открытых источников

ЧЕТЫРЕ ДРУГА

Выходит сборник Сергея Снегова "Право на поиск", включающий и новые произведения. В повести "Четыре друга" четверо друзей занимаются важными научными исследованиями, в ходе которых происходит несчастный случай. Погибает один из них, Кондрат Сабуров. Остальные должны разобраться в происшедшем.

Борис Лавров. Иллюстрация к повести Сергея Снегова "Драма на Ниобее". Изображение взято из открытых источников
Борис Лавров. Иллюстрация к повести Сергея Снегова "Драма на Ниобее". Изображение взято из открытых источников

ДРАМА НА НИОБЕЕ

Астросоциолог Василий Штилике отправляется на далекую Ниобею. Он должен изучить ситуацию на этой планете, чтобы составить программу ее освоения. И как обычно, что-то происходит не так, как запланировано.

Обложка альманаха "Поиск-84". Изображение взято из открытых источников
Обложка альманаха "Поиск-84". Изображение взято из открытых источников

ИГРА БЕЗ ШАНСОВ НА ПОБЕДУ

Сергей Игоревич Щеглов родился в 1965 году. Окончил Пермский политехнический институт. Занимался программированием, коммерцией. философией и политологией. Был одним из основателей неформальной группы "Процесс", куда входил и ваш покорный слуга. Писательство Сергей Игоревич считал одним из своих хобби. Мне трудно говорить о нем в прошедшем времени. Сергей Игоревич был моим другом и даже - учителем, несмотря на разницу в возрасте в один год. Мы с ним даже писали в соавторстве. Скончался писатель и остроумный философ в 2021 году.

С.И. Щеглов. Изображение взято из открытых источников
С.И. Щеглов. Изображение взято из открытых источников

В альманахе "Поиск-84" (вышел в 1989 году) публикуется повесть "Игра без шансов на победу". Ее герой, ксенолог Хол Клеменс, получает задание от своего шефа, богача Джорджа Гейдлиха, отыскать сверхцивилизацию, владеющую секретом бессмертия. Ничего себе задачка, особенно если учесть, что количество известных Клеменсу сверхцивилизаций равнялось... нулю.

Книги С.И. Щеглова. Изображение взято из открытых источников
Книги С.И. Щеглова. Изображение взято из открытых источников