...
Место в системе экономических дисциплин
Категории и понятия
Менеджмент (от англ. management - «управление, заведование, организация») - это управление производством или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Менеджмент – это технология выживания
1. Цели и задачи менеджмента
Обычно в менеджменте выделяется:
а) Менеджмент как область профессиональной деятельности;
б) Менеджмент как область научного исследования;
в) Менеджмент как учебная дисциплина.
Менеджмент как область профессиональной деятельности,
или основные виды менеджмента
Организационный менеджмент, объектом которого являются процессы:
- создания организации;
- формирования структуры и системы управления;
- механизм реализации управленческих функций;
- выработки регламентов и инструкций.
Названные процессы являются объектом перспективного или текущего менеджмента.
В рамках перспективного менеджмента ставятся долгосрочные цели организации, определяются основные пути их достижения и таким образом обеспечивается ее будущая жизнеспособность.
Текущий менеджмент связан с постановкой конкретных задач, координацией процесса их решения, обеспечением его необходимыми материальными, людскими, информационными и финансовыми ресурсами, контролем и оценкой достигнутых результатов, осуществлением необходимых корректив, поощрением или наказанием исполнителей.
При этом текущий и перспективный менеджмент имеет несколько объектов, среди которых: производство, материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции, инновации, маркетинг, кадры, финансы, учет и анализ хозяйственных процессов в организации (эккаунтинг).
Производственный менеджмент направлен на выбор основных параметров технологического процесса, определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг, загрузки оборудования, а также расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации к местам их использования, своевременный ремонт оборудования и техники, оперативное устранение сбоев и неполадок в технологическом процессе, контроль качества.
Менеджмент в области материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции предполагает организацию заключения договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправки их покупателям.
Инновационный менеджмент имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.
Менеджмент в области маркетинговой деятельностизанимается вопросами изучения рынков, существующей и перспективной конъюнктуры, формирования каналов сбыта, выработки ценовой политики, рек ламы.
Кадровый менеджмент решает задачи подбора и расстановки, обучения и повышения квалификации кадров. Вознаграждения и стимулирования труда, создания благоприятного морально-психологического климата, улучшения условий труда и быта работников, поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.
В основе финансового менеджмента лежит составление бюджета и финансового плана организации, формирование и распределение ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций, оценка текущего и перспективного финансового состояния и принятие необходимых мер по их укреплению.
Эккаунтинговый менеджмент связан с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнение с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов для обеспечения более полного использования имеющегося потенциала.