Ребёнку два с половиной года, ехали долго, ждали приём. Явно устал, капризничает. Насильно сажают за стол. Строгим тоном громко что- то говорят на чужом для меня языке. На русском с ребенком не разговаривают. Впрочем, и на нерусском практически не разговаривает. С этим и пришли.
Родители русский язык понимают (как иностранцы, без особых тонкостей), но разговаривают практически свободно. .Документы о посещении невролога, карта наблюдений, заключения, направления - "простите, забыли" (тоже типично, строгий вид делаю, но не отправлять ведь обратно за сотню километров).
Учитывая обстоятельства, начинаю с ребёнка. Родители всё время вмешиваются, одёргивают сына, машут карточками и игрушками. Вероятно, пытаются его разозлить или огорчить, чтобы со спокойной душой ("не получилось") уехать обратно с убеждением "нет таких специалистов, которые бы разгадали". Переключаюсь на них. Отправить за дверь не могу - мне нужен переводчик, информатор, поясняющий ряд нюансов, хочу увидеть взаимодействия между членами семьи - первый и наглядный помощник в поиске причин и следствий сложившихся трудностей. Успокаиваю, объясняю, спрашиваю и одновременно наблюдаю за ребенком, подсовываю игрушки. Явные признаки РАС. Нить взаимодействия с малышом укрепляется. Но ему тяжело, он бы с радостью сбежал. Тут папин окрик. Малыш замер на стуле и смотрит на меня в упор своими огромными , почти чёрными глазками , не моргая. В глазах застывшая слеза, страх, чудовищное напряжение. Тишина. - Что только что произошло? - отрывая взгляд от детских глаз, нарушаю затянувшуюся паузу. - Я сказал ему, чтобы смотрел Вам в глаза! У него же не аутизм, что скажите?
#непридуманныеисториипедагога#НатальяАзарова