Верли́бр — стихотворение, написанное в свободной форме, без учёта слогов и ударений.
Верлибр, хотя и имеет схожие черты с белым стихом, является отдельным поджанром поэзии. Белый стих тоже не имеет рифмы, но все ещё подчиняется остальным классическим правилам стихосложения: соблюдение ритма, размера, длина строк, напевность своего рода. Верлибр, он же свободный стих, может от этих правил отходить, пренебрегать ими, кроме разве что деления на строки, что по сути делает его прозой, поделённой на строчки. Верлибры пользовались популярностью у поэтов Серебряного века (А. Ахматова, М. Цветаева или А. Блок), а также у многих западных поэтов и писателей.
Примеры из литературы:
«Парадокс ситуации заключается в том, что впервые верлибром пишутся не оригинальные стихи, а именно пародии». Ю. Б. Орлицкий, Стих и проза в культуре Серебряного века, 2019
«Изящный верлибр аргентинца заканчивался словами о том, что «если женщина не умеет летать, она попросту теряет с ним время». Артур Крупенин, Энигматист (Дело о Божьей Матери), 2011
Пример верлибра:
…Я бы хотела жить с Вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице —
Тонкий звон
Старинных часов — как капельки времени.
И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды —
Флейта,
И сам флейтист в окне.
И большие тюльпаны на окнах.
И может быть, Вы бы даже меня не любили…
Марина Цветаева, Я бы хотела жить с Вами…, 1916
Илья Репин. Загадочная простота неповторимости