Найти тему
Сценарист.ру

Почему киностудии предпочитают работать только с профессионалами?

Автор Вячеслав Киреев

Вопрос сложный, но интересный.

Короткометражное кино. Это самый короткий путь в кинематограф для начинающего киносценариста. Короткометражки снимаются разными людьми с разной целью. Подавляющее большинство — это студенты киновузов или начинающие режиссёры, имеющие тот или иной доступ к киносъёмочному оборудованию. В роли продюсеров также могут выступать кинооператоры или актёры.

Чтобы ваш короткометражный сценарий был востребован, нужно соблюсти несколько условий. Место действия: одна локация в идеальном случае, в неидеальном — максимум 3, которые легко доступны, которые нетрудно найти. Хронометраж не более 10 минут. В идеале 8-12 страниц сценария. Актёры: в идеале не более трёх актёров. Здесь возможны варианты. Актёров может быть два, или даже один. На нашем конкурсе одно время бешеной популярностью пользовался сценарий короткометражки «Автоответчик», в котором только одна локация и вообще нет актёров. Этот сценарий был остро востребован операторами — дипломниками киновузов. Сюжетные повороты: как минимум два, лучше 3. Повороты должны быть крутыми, резко меняющими ход повествования. Финал должен быть неожиданный или очень красивый. Стабильно востребован финал-перевертыш, когда в финале появляется информация, заставляющая иначе оценить весь сюжет.

Короткометражки помогут в профессиональной карьере режиссёру, оператору, актёрам. Сценарист получит лишь чувство удовлетворения, нужности, укрепится в осознании необходимости своего творчества. Денег здесь не заработаешь, но строчку в профессиональном резюме получите гарантированно.

Полнометражное кино. Такое кино снимается очень по-разному. Топовые кинокомпании или режиссёры нанимают для написания сценариев ПМ только своих, проверенных киносценаристов. Причины совершенно разные, при этом не все сценаристы в итоге попадают в титры. Профессиональных киносценаристов можно мучать сколько угодно, заставляя их переписывать тексты сколько угодно раз, будучи уверенным в том, что они сделают это достаточно грамотно. Начинающий сценарист может полезть в бутылку, доказывая с пеной у рта что его вариант единственно идеальный. Профи никогда не будет спорить, просто сделает как просят и сделает это гарантированно хорошо. Начинающий сценарист после получения первого транша гонорара может уйти в запой, а профи — на то и профи, что испытание зелёным змием уже прошёл и доказал, что таких приколов у него не будет. Начинающий сценарист може уйти в творческую депрессию, а профи просто напишет что требуется к нужному сроку.

Относительно независимые, авторские или дебютные фильмы вполне могут быть написаны непрофессиональным сценаристом. Путь к такому дебюту лежит увы не через постель (пробовал), а через знакомства в киношной среде или через конкурсы. Конкурсы и знакомства связаны напрямую — пригласили вас на питчинг или на финал конкурса — идите и езжайте туда, тусите, общайтесь, знакомьтесь, поддерживайте контакты. Это работает. Призрачная надежда есть у драматургов, пишущих для театра. Некоторые пьесы могут быть экранизированы или ваши знакомства в среде театралов помогут вам заполучить заказ на ПМ. Это редко, но случается. Путь этот длинный и трудный.

Требования к дебютным и независимым фильмам. Фильм должен быть микробюджетным. Хронометраж 90 минут / страниц. Минимальное колчество связанных локаций, например загородный дом, двор, лес рядом, то, что легко и доступно. 2-5 актёров. Напряжённый сюжет, грамотная структура, сюжетные повороты каждые 15 минут, красивый финал, актуальная, интересная тема, которая отражена в названии. Сценарий должен быть написан. Жанр не важен. Это может быть даже фантастика, но без спецэффектов и графики.

Сериалы — ТВ фильмы. Здесь царствует дедлайн. Телеканал утвердил проект и выделил деньги. Сроки жёсткие, на кону миллионы рублей, которые надо осваивать в нужном качестве в согласованные сроки. Одна серия как правило снимается 5 дней, примерно столько же отводится и на написание сценария. Ситуации бывают разные, условия и сроки — тоже. Если сценарист не выполнил свою работу или выполнил её некачественно — это потеря времени и денег — это риск для кинокомпании потерять миллионы денег сейчас и в будущем. Именно поэтому кинокомпания доверяет работу над сериалом сценаристу с опытом.

Алгоритм работы киносценариста в условиях цейтнота примерно следующий: 3 дня на мозговой штурм — минимум десяток аннотаций с возможными сюжетами фильма. День-два на написание синопсиса. 3 дня на написание поэпизодника. 3 дня на написание сценария. 3 дня на правки и утверждение. Цифры могут немного отличаться, какие-то этапы пропускаться, всё зависит от конкретных условий. Например, этап синопсиса может быть пропущен или поэпизодник может быть написан сценаристом только для себя при утверждённом синопсисе. Сценарий может быть написан за сутки. Начинающий сценарист на это просто не способен.

Однако и здесь есть лазейки для начинающих сценаристов. Не пишите сериалы (8 серий и больше) целиком. Пишите только заявку и пилотную серию. У вас могут купить только заявку, тогда вы будете числиться автором идеи, могут купить и пилот, а на всё остальное наймут профи. Телефильмы (2 серии) и минисериалы (4 серии) пишите целиком + заявка + синопсис. Это могут купить сразу, если попадаете в формат телеканала. Это особенно актуально для девочек, которые пишут про девчачьи сопли бахромой, которые стабильно востребованы. Ещё раз: необходимо попадание в формат телеканала. Для этого читайте брифы телеканалов, смотрите все новинки на этих телеканалах. Стабильно востребованы сериалы для девочек и детективы.

Есть долгоиграющие детективные сериалы (например «След»), на которых всегда нужны свежая кровь. Попасть туда легко, а вот вписаться туда невероятно сложно. Там всю эту вашу свежую кровь выпьют до дна, но если вы переломите себя и сделаете всё, чтобы дойти до конца, то приз в виде строчки в фильмографии и скромный гонорар (100-150 тыщ) будут гарантированы. Как найти волшебные адреса? Найдите долгоиграющий сериал в тв сетке, посмотрите производителя, зайдите на сайт и напишите им. Скажите что вы начинающий сценарист и хотели бы попробовать себя в написании сценариев к долгоиграющим (конкретным) сериалам. Вас отправят к нужному редактору. Вот, например, производитель сериала «След» — кинокомпания «Телеформат».

Пробуйте и однажды у вас всё получится!