Начнем с цитаты:
Из «Истории Ладожской военной флотилии»:
«Одиннадцать канонерских лодок типа «Амгунь» (Амгунь, Бира, Бурея, Волга, Зея, Кама, Москва, Нора, Ока, Олекма, Селемджа) отличались от других мобилизованных судов наличием броневой защиты. Они были переоборудованы на ленинградских и кронштадтском заводах из грунтоотвозных шаланд германской постройки в июле - сентябре 1941 года. Шесть канлодок этого типа включили в состав соединений Морской обороны Ленинграда, а остальные, в том числе «Олекма», «Нора» и «Бурея», переоборудованные на Балтийском заводе, вошли в состав Ладожской военной флотилии».
Напомню, что речь идет о грунтовозных шаландах, построенных в Германии за год до войны, для Балттехфлота Спецгидростроя НКВД. Суда, предназначенные для перевозки 470 кубометров грунта, были переоборудованы в июле 1941 года, и стали канонерскими лодками. Фактически, экипаж на них остался прежним, добавился только военный командир, артиллеристы и связисты, которых не было на судах, ранее выполнявщих сугубо мирные задачи.
О «Волге» мы немного рассказали (раскрыв всего полгода ее боевой биографии). Наверное, стоит немного рассказать и о ее «сестрах», получивших такое же вооружение. Четыре канонерских лодки из 11 получили в качестве главного калибра два 130-мм орудия. Это Волга, Зея, Кама, Ока. Помимо 130-мм орудий Б-13-Iс, канонерки получили по 3-4 «универсальных» пушки 21К. Фактически, это было старое вооружение, двух эсминцев снятое при модернизации. Несмотря на то, что канонерские лодки достаточно часто использовали для ведения стрельб по береговым целям, для поддержки войск, приборы центрального управления стрельбой отсутствовали. Наведение велось через оптику прицелов.
Остальные канонерские лодки имели несколько иное вооружение. Канонерские лодки “Амгунь”, “Москва”, “Селемджа”, “Олёкма” получили по два 100-мм орудия Б-24Б-м. Откуда взялись орудия? Ленинграде для Балтийского флота строились тральщики 59-го проекта, почти такие же, как на Черном море (там их строил завод № 201 или по-простому СМЗ).
Для Балтики тральщики строили два предприятия: завод №370 (Охтинская верфь) и завод №363 (Средненевский завод). Каждый тральщик нес, по проекту, по два 100-мм орудия Б-24Б-м. После начала войны два корабля смогли достроить, четыре корпуса успели перевести на Волгу, остальные были законсервированы. Артиллерия, предназначенная для оснащения эвакуированных на Волгу тральщиков, и пошла на вооружение мобилизованных судов (остальные планировали достроить, но это отдельная история).
Канонерская лодка «Бира» получила три 100-мм орудия Б-34 и три 45-мм орудия 21К. Канонерки «Бурея» и «Нора» получили по 4 шт. 76-мм орудия 34К и четыре 21К.
Шесть канлодок этого типа, изначально, включили в состав соединений Морской обороны Ленинграда (четыре канонерских лодки со 130-мм орудиями, а, так же «Амгунь» и «Москва»), а остальные, пять, переоборудованные на Балтийском заводе, вошли в состав Ладожской военной флотилии.
По состоянию на май 1942 года канонерки были распределены следующим образом:
-Шхерный отряд: 1-й дивизион «Амгунь» и «Москва», 2-й дивизион «Кама» и «Волга».
-Отряд кораблей реки Нева - «Зея» и «Ока»
В Ладожской флотилии числятся:
1-й дивизион канонерских лодок: «Бира», «Нора», Селемджа».
Не хватает двух единиц. Нет «Олекмы» и «Буреи». (о них чуть позже).
Первыми закончились работы по переоборудованию на канонерках "Волга" и "Кама" (с 13 по 28 июля), затем на "Зее" (с 22 августа по 3 сентября). «Волга» и «Кама» в 1941 году действовали парой, и мы немного о них рассказали. «Кама» начала свою работу чуть позже «Волги» - 26 августа 1941 года, но работала не менее активно.
Воспоминание А.М. Бреева, военного представителя на Адмиралтейском заводе:
«Краснофлотцы "Оки" самоотверженно трудились в составе рабочих бригад. Поэтому работы на канонерской лодке проходили успешно. И вскоре корабль покинул завод.
8 сентября 1941 г. фашистские войска ценой огромных потерь захватили Шлиссельбург, перерезав выход в Ладожское озеро из Невы. Город оказался в блокаде. "Ока", не успев перейти в Ладожское озеро, воевала на другом участке фронта. Она в составе других кораблей в первый период блокады Ленинграда находилась на огневой позиции на Неве и своим огнем уничтожала живую силу и технику врага. Капитан второго ранга В. Н. Герасимов впоследствии командовал отрядом шхерных мониторов и в начале июля 1944 г. погиб во время десантной операции при освобождении островов Выборгского залива». Из того же источника:
«Канонерские лодки "Селемджа", "Олекма", "Нора", "Бурея", "Вира", "Лахта" и "Шексна> (ранее ледокольное судно) вошли в состав Ладожской военной флотилии. Что касается "Москвы", "Амгуни", "Волги", "Камы", "Зеи" и "Оки", то они вместе с канонерскими лодками "Красное знамя", "Селенга" и "Сестрорецк" составили шхерный отряд, оказывавший мощную артиллерийскую поддержку нашим наступавшим войскам».
«Амгунь» и «Москва» участвовали в Таллиннском переходе, потом все шесть канонерок ведут огонь поддерживая армейские части.
Если очень коротко, «в телеграфном режиме», то для понимания интенсивности «боевой работы» канонерок:
23 сентября 1941 года «Амгунь» и «Кама» ведут огонь в составе отряда кораблей по району Сашино-Низино. Это та самая стрельба, после которой получил попадания 100-кг бомб крейсер «Киров».
24 сентября 1941 года по району Сашино стреляют «Кама», «Волга», «Амгунь», «Москва».
25 сентября вновь стреляют «Москва» и «Кама».
В конце октября на стрельбы выходят «Зея», «Кама», «Москва». 3 ноября стреляет «Кама», 4-го «Зея» и «Ока». 5-го ноября стреляют все канонерки. 6-го ноября опять стрельба по Сашино. В ноября стрельбы следуют одна за другой. В среднем, канонерки уже выпустили по 300-400 снарядов на ствол, расстреляв свою артиллерию.
К зиме канонерки встали в ремонт. Их артиллерия нуждалась в замене лейнеров.
У «ладожских» канонерок история была не столь однообразна. Ладожская военная флотилия была сформирована в конце 1939 года во время Зимней войны с Финляндией. Главной базой флотилии был Шлиссельбург, но после начала боевых действий корабли стали базироваться в Саунасаари. На момент первого формирования состав флотилии был следующим: канонерская лодка, два сторожевых корабля, 7 тральщиков, 12 сторожевых катеров, отдельная авиационная эскадрилья из 13 самолетов МБР-2. По окончании боевых действий в ноябре 1940 года флотилия была переформирована в «Военно-морскую учебную базу на Ладожском озере».
С 15 июля 1941 года вновь появляется Ладожская военная флотилия. Первыми в состав флотилии были зачислены три канонерские лодки: «Бира», «Олекма» и «Селемджа». Первой, 20-го июля 1941 года в час ночи прибыла «Олекма» (она и стала флагманом). Утром в тот же день прибыли еще две канонерки. Эти корабли участвуют в высадке 4-й морской бригады на острова Пытаясь остановить продвижение противника по восточному берегу Ладожского озера, советское командование решило нанести десантный фланговый удар, высадив десант на острова Лункулансаари и Мантсинсаари. Десант был высажен с кораблей Ладожской флотилии 24 июля на Лункулансари и 26 июля на Мантсинсаари, но задачу по захвату и удержанию островов выполнить не смог. 27 июля остатки десанта, понёсшего большие потери, были эвакуированы. Тем не менее, даже кратковременное отвлечение войск противника было важным подспорьем для частей 7-й армии. (информацию об этом десанте мы уже давали).
Чуть позже, к ним присоединились еще три канонерки: «Лахта», «Нора» и «Бурея». Кроме «Лахты» это были «наши» шаланды немецкой постройки.
1-го августа 1941 года канонерские лодки «Олекма», «Селемджа» и «Лахта» (тоже грунтовозная шаланда, но голландской постройки 1899 года, получившая две Б-24Б-м и две 21К) поддерживали фланг группы генерала Цветаева. «Нора» прикрывала о. Валаам от налетов авиации. Туда же прибыли 4 августа «Бурея» и «Бира».
6 августа возникла необходимость эвакуации наших частей на о. Валаам. 9 августа началось сосредоточение плавсредств для эвакуации частей 168-й стрелковой дивизии. Пока канонерки своим огнем поддерживали обороняющиеся советские части.
12 августа началась эвакуация раненых. Канонерские лодки обеспечивали подвоз боезапаса и вывоз раненых. 17-го августа начали вывозить войска.
Перевозка личного состава и материальной части дивизии по Ладожскому озеру была осуществлена всего на 12 баржах и 5 пароходах. Огневое обеспечение эвакуации осуществляли один сторожевой корабль, пять канонерских лодок и несколько катеров «МО». Несмотря на то, что эвакуация проходила на узком участке и под непрерывным воздействием артиллерийского и минометного огня противника, потери среди личного состава и материальной части артиллерии и кораблей были незначительными. За весь период эвакуации одна канонерская лодка и несколько катеров получили повреждения и несколько барж были потоплены.
Всего на о. Валаам на судах Ладожской военной флотилии было перевезено: личного состава — 10157 человек, лошадей — 1916, автомобилей — 127, тракторов — 27, 152-мм гаубиц — 10, 122-мм гаубиц — 39, 76-мм пушек — 22, 45-мм пушек — 2, минометов — 42, пулеметов — 124. Кроме того, за этот период суда флотилии перевезли около 3000 раненых и больных. Успешная эвакуация 168-й стрелковой дивизии была решена благодаря тесному взаимодействию сухопутных войск с Ладожской военной флотилией.
К сожалению, удавка вокруг Ленинграда затягивалась, советские части отходили. Вскоре был оставлен о.Валаам. Противник подошел к Шлиссельбургу. Канонерки 12 раз выходили на стрельбы, поддерживая армейские части. 8-го сентября кольцо блокады замкнулось, база Ладожской флотилии ушла в Новую Ладогу. Канонерки базировались на Осиновец. С момента начала блокады Ленинграда основной задачей Ладожской флотилии стало снабжение города и эвакуация гражданского населения. К 29 октября 1941 года корабли флотилии проложили по дну Ладожского озера 43 км бронированного многоканального «кабеля жизни», на долгое время ставшего единственным каналом проводной связи блокированного Ленинграда с внешним миром.
В конце октября с западного на восточный берег Ладоги были переброшены две дивизии и бригада морской пехоты. За счёт этих войск удалось задержать наступление противника на Волхов и помешать замкнуть второе кольцо вокруг Ленинграда. Это был критический момент для флотилии: из-за опасности полного окружения был отдан приказ подготовить к уничтожению сооружения базы Новой Ладоги и корабли. В это же время с кораблей флотилии было передано в войска большое количество стрелкового оружия (главным образом, пулемётов) и боеприпасов.
1 октября «Бира» сопровождает конвой транспортов в Новую Ладогу. 5-го октября 1941 года под удар немецкой авиации попадает «Олекма» повреждена кочегарка и машины. Канонерскую лодку ведут в Новую Ладогу на буксире. «Бира», сопровождавшая караван сумела отбить налет 6 октября при повторном налете «Олекма» была потоплена у мыса Морвенского, личный состав спасен. При повторном налете повреждена «Бира», затоплен один отсек. 14 октября очередной караван транспортов привела «Бурея». Перевозки продолжались до 19 ноября, пока две канонерки не были терты льдами. Обколоть и вывести их удалось только в декабре. Из-за тяжелой ледовой обстановки корабли были вынуждены встать на прикол.
За осень 1941 года водным путём в Ленинград было доставлено 60 000 т груза, в том числе 45 000 т продовольствия, 4500 винтовок, 1000 пулемётов, порядка 10 000 снарядов, более 3 000 000 патронов, более 108 000 мин, около 114 000 ручных гранат. Было эвакуировано около 33 500 жителей. После того, как лёд установился окончательно, военнослужащие Ладожской флотилии участвовали в разведке маршрута, оборудовании и обслуживании автомобильной дороги через Ладогу, которая впоследствии получила название «Дорога жизни».
Ну, вот честно, странная ситуация: самыми оптимальными оказались канонерки, оснащенные универсальными 76-мм орудиями. Они очень активно использовались при проводке караванов, и показали свою эффективность (или это мне показалось?).