Найти тему
Просто гуляя по свету

Та, что создала Францию (часть 26) Гибель двух лиц, круто изменившая судьбу всей страны

Итак, мы, следуя нашему авантюрно-историческому сериалу, остановились на том, что герцогу Баварскому, возомнившему себя вершителем судеб Франции (и прочих разных государств) и на этой почве решившему слегка "подмогнуть" Жану Бургундскому, Бернар д'Арманьяк чуть-чуть не устроил принудительный отдых в камере. Однако тестя дофина Иоанна вовремя предупредили и он успел сбежать из Парижа в Компьень, намереваясь бежать и дальше, однако новость, которая его ожидала, смешала все планы, причем не только графа Геннегау. Оказалось, что дофин, которого Гийом Баварский всего несколько дней назад оставил в Компьене в прекрасном здравии, теперь лежал при смерти.

Причем чуда не случилось и 4 апреля 1417 года Иоанн Туреньский, дофин Франции, в возрасте 18 лет покинул этот бренный мир. Сейчас считается, что принц умер от осложнения после отита, перешедшего в гнойное воспаление височной кости, но тогда, при известии о смерти Иоанна снова поползли разговоры о ядах. (Вот только если в смерти Людовика обвиняли герцога Бургундского, то гибель Иоанна была товарищу Жану вроде как совсем невыгодна.) Но, так или иначе, уже второй дофин ушел за грань в расцвете лет, и нелюбимый и никем всерьез не воспринимаемый младший сын Изабо и Карла VI внезапно стал наследником. И одной из первых это осознала героиня нашей истории.

Когда весть о смерти Иоанна дошла до Иоланды, королева Сицилии действовала без промедления. Отдав приказ собрать перед дворцом всех, имеющихся в наличии слуг, Иоланда вывела на балкон мальчика, который и сам никогда не предполагал, что он может стать в жизни кем-то большим, чем просто родственник короля. И вот он неожиданно превратился в дофина, а Иоланда Арагонская первой склонилась перед ним в поклоне. Толпа челяди подхватила приветственные крики, и отныне перед его будущей тещей встала первоочередная задача: подготовить ребенка, которого никто и никогда не предполагал правителем, к тому, чтобы он смог вывести Францию в процветающие страны.

Анжер. Последнее пристанище Людовика Анжуйского. Иллюстрация любезно предоставлена одной из читательниц канала
Анжер. Последнее пристанище Людовика Анжуйского. Иллюстрация любезно предоставлена одной из читательниц канала

Отныне Иоланда уже не могла спрятать Карла в Анжере - дофин должен был жить в Париже, городе, раздираемом между партиями арманьяков и бургундцев, каждая из которых норовила урвать себе как можно больше льгот и преференций. Сам же подросток был мягким и мнительным, словом любой мог подмять под себя будущего короля. Поэтому главной задачей Иоланды на тот момент стало окружить будущего зятя верными людьми, которые не позволят подчинить Карла чужому влиянию. Среди тех, кто окружил в тот момент юного Карла, было много знакомых нам славных имен: Пьер де Бове - будущий соратник Девы Жанны, Таннеги дю Шатель, о котором я уже упоминала, "рыцарь без страха и упрека" Арно де Барбазан, и многие-многие другие.

По сути, Иоланда создала вокруг юного Карла личный, преданный лично ему "малый королевский совет", который будет рядом с ним долгие годы. Вот только с главой совета королева Сицилии промахнулась - им стал финансист Жан Луве, про чьи художества можно подробно прочесть в истории о Катрин де л'Иль-Бушар. И вот 6 апреля 1417 года свежеиспеченный юный дофин вместе с невестой и преданными людьми выезжает в Париж.

Однако радость этого события была вскоре омрачена горькой потерей - через три недели после отъезда Карла, Людовик II Анжуйский скончался в своем Анжерском замке. Однако за день до своей смерти Людовик из последних сил диктовал своей жене наставления для будущего короля, в которых, в числе многих советов заклинал юного Карла не доверять герцогу Бургундскому, но по возможности сохранить с ним дружеские отношения. (До чего мудрый был товарищ!👏)

И тут я не могу удержаться, чтобы не вставить свои 5 копеек: в предыдущих статьях мы с читателями не раз упоминали официальную версию болезни - проблемы с почками. Вот только, как рассказала нам большой друг нашего канала писатель, историк и переводчик Зоя Лионидас, во время неудавшегося заговора в Париже в кухне городского отеля герцога Анжуйского была обнаружена бочка неизвестно откуда взявшегося вина. Вином угостили собаку (зачем собаке вино?? И вообще, "зеленых" на них не было!) и результат оказался ожидаемым, но плачевным для бедного животного. Так вот: а кто сказал, что эта бочка была одна?? И что бедняга Анжуйский не травился каким-нибудь "засланным казачком" герцога Бургундского медленно, но верно? Он ведь обещал поквитаться за позор дочери? Обещал. А укромный угол для засады все не находился... Зато нашлось вино "со специями". И не факт, что единажды. Ну а кто не согласен, жду аргументы в комментариях.😉

Как изменилась судьба Франции в результате этих двух смертей, мы с вами, дорогие читатели, узнаем в следующих "сериях" нашей истории, а пока подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное в разворачивающейся перед нами истории Иоланды Арагонской.

Та, что создала Францию (часть 25) Сказ о том, как баварцы с французами дофина делили

Та, что создала Францию (часть 24) Как бургундцы чуть не расправились с Людовиком Анжуйским, а заодно и с самим Карлом VI