Найти тему
ВЕДАПОЛИС

Духовные события в октябре 2023 года

Оглавление
В конце октября начнется священный месяц Картика, когда наши аскезы будут особо одарены
В конце октября начнется священный месяц Картика, когда наши аскезы будут особо одарены

ВЕДАПОЛИС представляет главные даты основных религиозных традиций мира в новом месяце.

Православные

8 октябряПреставление (кончина) преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца.

По свидетельству Епифания Премудрого, Сергий Радонежский родился в 1322 году в семье ростовского боярина Кирилла и его жены Марии. Сына нарекли Варфоломеем. Где-то в 1328 году семья переехала в Радонеж. В семилетнем возрасте Варфоломея стали обучать грамоте в церковной школе, учение давалось ему с трудом. Он рос тихим и задумчивым мальчиком, в нем зрело желание уйти от мира и посвятить свою жизнь Богу. Этому решению способствовал и пример его родителей, ушедших в монастырь, а также его старшего брата Стефана, принявшего обет монашества. Варфоломей завещал имущество младшему брату Петру и отправился в Хотьково, где стал монашествовать под именем Сергия.

Затем братья покинули монастырь и поставили в лесу неподалеку келью, вместе срубили церковь и освятили ее в честь Св. Троицы. Через несколько лет сюда стали стекаться иноки. Так в 1337 году зародился монастырь Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом.

Сергий управлял монастырем, но он сам был для всех «точно купленный раб»: сам рубил кельи, таскал бревна, выполнял трудные работы, исполняя до конца обет монашеской бедности и служения ближнему.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников.

Сергий Радонежский
Сергий Радонежский

Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нес ребенка к святому для исцеления.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Умер Сергий 25 сентября 1392 года и вскоре был канонизирован. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Сергий Радонежский воплотил идею общежитийного монастыря на Руси. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые монахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных собратьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского братства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться.

Таким образом, Сергий Радонежский руководствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством, хотя позже общежитийные монастыри все равно стали крупнейшими земельными собственниками, а Троице-Сергиев монастырь получил при Василии II Темном невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода в Юрьев день — так, в масштабе одной монастырской вотчины впервые появилось на Руси крепостное право.

9 октябряПреставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (нач. II в.).

14 октябряПокров Пресвятой Богородицы. По преданию, начало празднику положило событие, которое произошло 1 октября 910 года в Константинополе, во Влахернском храме, где хранились риза Пресвятой Богородицы, головной покров и пояс.

В то время Константинополь был осажден сарацинами. Жители Константинополя, возложив упование на Пресвятую Богородицу, собрались во Влахернском храме и молились Царице Небесной и Спасителю. Во время всенощной святой Андрей увидел над молящимися Пресвятую Богородицу в окружении ангелов. Царицу Небесную сопровождали Святой пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. Пресвятая Богородица распростерла Свой покров над всеми людьми в храме. Покров в Ее руках сиял «паче лучей солнечных», а Пресвятая Дева молилась об избавлении христиан от вражеского нашествия. Ученик святого Андрея, блаженный Епифаний, также удостоился узреть Божию Матерь, спасающую православных христиан под Своим омофором. По отшествии Пресвятой Богородицы Ее покров стал невидимым, но благодать осталась с христианами. Заступничеством Божией Матери город был спасен, и враги отступили.

На Руси первый храм в честь Покрова Божией Матери был построен на Нерли святым князем Андреем Боголюбским в 1165 году. К празднику Покрова русские крестьяне старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. С Покрова начиналось «зазимье». Коров уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм. Праздник этот считается покровителем свадеб, и потому сельские девицы молятся тогда о скорейшем выходе замуж, для чего идут в церкви и ставят свечи перед иконою Покрова Богородицы, веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». Ближе к празднику Покрова обычно выпадает первый снег, создавая образ свадебной фаты. В этот день — первый праздник холода — пекли блинцы (тонкие блины) и «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало.

Иудеи

С 30 сентября по 6 октября отмечают праздник Суккот.

У Суккота есть несколько названий: праздник шалашей (кущей), праздник сбора урожая, конец странствий по пустыне, праздник человечности и мира, праздник черпания и возлияния, с просьбой дождей для будущего урожая.

-3

Праздник Суккот выражает связь еврейского народа со своей страной, со своим историческим прошлым. Если все прочие праздники отмечаются дома, в кругу семьи, то в Суккот евреи покидают дома и живут в шалашах, специально построенных для этого дня на улице, под открытым небом. Шалаш строится в память о странствиях еврейского народа в пустыне в течение сорока лет.

История праздника Суккот уходят своими корнями в эпоху раннего христианства и древних библейских летописей. Известно, что иудеи странствовали по Синайской пустыне на протяжении сорока лет после выхода из Египта. Поэтому к шалашу-жилищу, к домашнему уюту у евреев особое отношение. Появление упоминаний Суккота в разных частях Торы свидетельствует, что предания о древнем еврейском празднике неоднократно переписывались и дополнялись различными мудрецами-летописцами того далекого времени.

Поздняя традиция Суккота сформировалась уже в XVII веке. Идеи, заключенные в праздновании Суккота, проникли и в Россию в виде движения субботников (но не тех, где таскают бревна и облагораживают территорию). Субботники — это религиозное движение, связанное с ритуалами иудаизма и запретом на работу в субботу.

Вайшнавы (кришнаиты)

24 октябряРамчандра-виджайотсава, праздник триумфального возвращения божественного царя Рамы в Айодхью после 14-летних героических скитаний.

В своих комментариях к 11-й главе Девятой Песни «Шримад-Бхагаватам», где описываются славные деяния Господа Рамы, А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада объясняет следующее:

…Мы только понаслышке знаем об изобилии, царившем в эпоху рама-раджьи, правления Господа Рамачандры. Здесь приводится конкретный пример этого изобилия. Улицы Айодхьи были не просто вымыты; их поливали ароматизированной водой и сбрызгивали душистыми настоями, для чего использовали слонов с их хоботами. Там не нужны были поливальные машины, ибо слоны обладают естественной способностью всасывать воду через хобот и потом брызгать ею.
Одного этого примера достаточно, чтобы представить, в какой роскоши утопал город, если его улицы поливали ароматизированной водой. Кроме того, горожане имели счастливую возможность видеть Господа, который Сам следил за исполнением дел в государстве. Он не был пассивным монархом, и это ясно видно из Его деяний. Он отправил собственных братьев проверить, как обстоят дела в провинциях, и наказать всех, кто не исполнял волю императора. Это называется диг-виджаей. Гражданам были созданы все условия для мирной и спокойной жизни, и они обладали всеми качествами членов общества варнашрамы.
-4
Как мы знаем из предыдущей главы [«Шримад-Бхагаватам»], варнашрама-гунанвитах: подданных в этом царстве специально обучали исполнять обязанности варн и ашрамов, к которым они принадлежали. Все общество делилось на брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Без такого научного деления общества на варны и ашрамы не может быть и речи о том, чтобы быть хорошими подданными. Великодушный царь идеально выполнял свои обязанности, совершал много жертвоприношений и обращался с подданными как отец с детьми. А подданные, воспитанные в традициях варнашрамы, были послушны и исправно следовали всем повелениям царя. Царство было таким богатым, а жизнь в нем — такой спокойной, что правитель успевал позаботиться даже о том, чтобы улицы поливались ароматизированной водой, не говоря уже о других делах. Если город поливали ароматизированной водой, можно себе представить, какой богатой была в нем жизнь. Можно только представить себе, насколько были счастливы люди, когда правил Господь Рамачандра.
«Тот, кто постиг божественную природу Моего явления и деяний, больше никогда не родится в материальном мире. Покинув тело, он вернется в Мою вечную обитель, о Арджуна», — говорит далее Бхактиведанта Свами Прабхупада, ссылаясь на слова Кришны в «Бхагавад-гите» (4.9). — Это подтверждается в данном стихе. Все обитатели Айодхьи, подданные Господа Рамачандры: те, кто служил Ему в качестве слуги, сидел рядом с Ним и по-дружески беседовал или имел с Ним какие-то иные отношения, когда Он правил царством, — все вернулись домой, к Богу. Преданный [Богу], достигший совершенства в преданном служении, в следующей жизни рождается в той вселенной, где Господь Рамачандра или Господь Кришна являют Свои игры. Научившись всячески служить Господу в этой праката-лиле, преданный в конце концов попадает в санатана-дхаму, высшую обитель духовного мира. Санатана-дхама упоминается и в «Бхагавад-гите» (парас тасмат ту бхаво ’нйо ’вйакто ’вйактат санатанах). Того, кто становится участником божественных игр Господа, называют нитья-лила-правиштой. Чтобы было понятно, куда вернулся Господь Рамачандра, здесь сказано, что Он вернулся в обитель, которой достигают бхакти-йоги. Имперсоналисты, неверно понимая утверждения «Шримад-Бхагаватам», думают, что Господь погрузился в собственное сияние и стал безличным. Но Господь — личность, и Его преданные — тоже личности. Все живые существа, как и Господь, обладали индивидуальностью в прошлом, обладают ею сейчас и сохранят ее в будущем, даже после смерти этого тела. Это подтверждает и «Бхагавад-гита»...

В этот же день, 24 октября, отмечается очередная годовщина со дня Явления великого вишнуитского святого Шри Мадхвачарьи (XIII-XIV вв.), основоположника одной из четырех вайшнавских сампрадай (ученических преемственностей, идущих от Бога и возвращающих нас к Богу).

26 октябряпочитание великих вайшнавских святых Шри Рагхунатхи даса Госвами, Шри Рагхунатхи Бхатты Госвами и Шри Кришнадаса Кавираджа Госвами, ушедших в этот день. Первые двое были в числе Шестерых Госвами Вриндавана, которым Господь Кришна в Своем образе Чайтаньи (XV-XVI вв.) поручил дальнейшее возрождение ведической традиции бхакти (служению Богу с любовью и преданностью). Кришнадас Кавирадж Госвами — автор знаменитого жизнеописания Шри Чайтаньи.

28 октябряШри Кришна Шарадия Расаятра, сокровенное таинство Осеннего Танца Господа Кришны.

В этот день также почитают богиню процветания Лакшми. Лакшми Деви повсюду сопровождает Вишну (Кришну), даже когда Он нисходит в Своих аватарах на Землю. Одним из наиболее благоприятных магических образов Лакшми считается Дипалакшми (Лакшми со светильником).

29 октябряначало священного месяца Дамодара (Карттика).

Это удивительный священный месяц ведического лунного календаря, тесно связанный с Дамодарой — Кришной в облике младенца.

В это месяц совершаемые духовные аскезы считается, что будут особо одарены, принеся существенные результаты.

Дамодара-маса продлится до 27 ноября включительно.

***

10 и 25 октябряведические посты на экадаши, соответственно за Индира-экадаши и Пашанкуша-экадаши. «Экадаши» означает «11-й день растущей или убывающей Луны». В такие дни принято поститься на пищу из зерновых и бобовых растений. Каждый такой экадаши имеет собственное название и свою славную историю. Экадаши считаются особо могущественными и благоприятными событиями для духовной жизни человека.