Декан факультета права НИУ ВШЭ Вадим Виноградов авторитетно разъясняет, что оформление статуса пенсионера – это обязанность самого заинтересованного в пенсии человека.
Выход на пенсию у нас, оказывается, не так прост. "Не ранее, чем за месяц до официального достижения пенсионного возраста необходимо лично отправиться в отделение Соцфонда и подать заявление. Сделать это можно и на сайте Соцфонда или отправить документы по почте, а также прийти лично в МФЦ или онлайн на портале Госуслуг", - советует юрист Виноградов в интервью агентству "Прайм". При этом «просрочка подачи документов обернётся задержкой с выплатой пенсии. Она начнёт поступать на ваш счёт или в кошелёк только после регистрации заявления».
Другими словами: не подашь документы, не посетишь лично этот Соцфонд – не получишь пенсии.
Вот как! А мы думали, что у нас есть - ПРАВО на пенсию. А у нас, оказывается, это – ОБЯЗАННОСТЬ! Обязанность ходить по чиновникам и давать им разные показания. Автоматически обеспечивать нас пенсиями чиновники не обязаны.
Но, погодите, если так – то почему мы АВТОМАТИЧЕСКИ платим НДФЛ и социальные взносы (прежде назывались – «социальный налог»)? Почему у нас тогда нет ОБЯЗАННОСТИ для работников налоговых инспекций и Соцфонда посещать нас и просить нас написать заявления на удержание НДФЛ из нашей зарплаты и о начислении на наши доходы социальных взносов?
А пока они к нам не пришли и не получили от нас эти заявления – пусть тогда с нас эти налоги не берут и взносы не начисляют!
Нет, почему-то здесь правило «автоматизма» как-то отключается.
И потом – а что мешает работникам ПФР-СФР начинать начислять пенсии пенсионерам сразу с момента наступления их ПРАВА на пенсию, рассчитывая ее пока по тем материалам, которые у них уже есть? С последующим перерасчетом - если он потом потребуется?
Или – просто начать начислять пенсионеру пока, временно, минимальную пенсию? Ведь ее-то уже точно потом не придется пересчитывать в сторону уменьшения?
Но юристы из ВШЭ эту идею, конечно, не поддержат.
И еще – в отношении этих же госчиновников. У них в Соцфонде есть, например, право тормозить или вообще отменять выплату нам индексацию пенсии. Индексацию, введенную ЗАКОНОМ! Который никакой творческой инициативы от этих чиновников не требует!
А почему тогда у нас нет права задерживать выплату им, например, премий и других надбавок «за качественную работу» - если они эту свою работу выполняют некачественно?
Ну да, ответ – очевиден: потому, что «на кассе» сидят они, а не мы! И нам могут добавить – «Ведь так – во всех странах!»
Но позвольте с этим не согласиться. На самом деле, в других странах различается «социальное обеспечение» и «социальное страхование». При социальном обеспечении – например, «социальными пенсиями» - все так, действительно, и происходит.
Но у нас, напомним, в законе – социальное страхование! А страхование, все же, другая вещь.
При страховании права и обязанности страхователей (нас с вами) и страховщиков (сотрудников фондов) взаимно уравновешиваются. И кто «сидит на кассе» - тот тоже имеет свои обязанности. Которые он должен исполнять, не дожидаясь появления работников прокуратуры или Следственного комитета.
А ведь у нас пока «кое-кто», «кое-где», порой…
И в других странах при пенсионном СТРАХОВАНИИ работник обычно имеет ПРАВО: а) выбирать момент своего выхода на пенсию; б) забирать, вместо пенсии, всю сумму своих накоплений в данном пенсионном страховом фонде. А у нас?
И вот еще – другой момент. Что, у нас генералы и прокуроры тоже за месяц до своей отставки должны лично посещать пенсионных чиновников? Иначе им заслуженные пенсии вообще не выплачиваются?
Сомневаюсь, что это – так. Во всяком случае, я почти уверен, что М.С. Горбачев и Б.Н Ельцин «за месяц до своего освобождения от должности» Пенсионный фонд со своим личным заявлением не навещали!
А тогда – у нас пенсионное законодательство очень избирательно? Есть правила для особых пенсионеров» - им ничего задерживать нельзя, и есть правила – для всех остальных.
И «социальные обязательства» государства – у нас тоже, видимо, различаются? Одни обязательства – для «генетически» близких, и другие правила – для всяких «прочих людей»? Типа, «особо для Герасимов»: голубь свою Муму, пока барыня не рассердилась!
А что же нам тогда рассказывают о всяких «приоритетах», о всяких «заботах» и прочих «защитах»? Почему у нас всё – вроде бы «как у всех», а чуть копнешь – совсем другой коленкор обнаруживается?
Да, на это есть разные причины. И одна из них – потому, что у нас – есть такая вшэ! Потому, что у нас – такие юристы!