Найти в Дзене
Москва. Было — стало

Трамвайные подстанции старой Москвы

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 110 лет
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 110 лет

В сентябре 1903 года, то есть ровно 120 лет назад, на Краснопрудной улице началось строительство тяговой подстанции № 1. Работы шли быстро. К концу года красивое здание архитекторов Александра Фелициановича Мейснера и Максима Карловича Геппенера было готово. Приступили к монтажу оборудования — «Сименс и Гальске».

Трамвайное движение в Москве питалось от Центральной электростанции, что на Болотной набережной. Энергия поступала в контактную сеть через девять тяговых подстанций. Семь из них располагались в отдельных зданиях. Одна была совмещена непосредственно с Центральной электростанцией, ещё одна — в Миусском депо.

Краснопрудная подстанция обеспечивала движение по Вокзальной линии: от Тверской заставы до Боевской богадельни. Подстанция работает по сей день: даёт энергию трамвайной линии от «Каланчёвской» до «Сокольников».

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 112 лет
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 112 лет

Мы на 2-й Миусской улице. Перед вами электрическая трамвайная подстанция. Возведена в 1904-м. Вторая в Москве после Краснопрудной подстанции.

Миусская подстанция обслуживала Марьинскую линию (она тянулась от Малой Сухаревской площади до Марьиной Рощи). Сейчас здесь служба энергохозяйства Мосгортранса и энергодиспетчерский отдел.

В 1909–1910-х здесь работал Михаил Иванович Калинин. Сейчас уже мало кто помнит, но он был номинальным президентом СССР при Сталине, «всесоюзным старостой».

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 110 лет
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 110 лет

Рогожская трамвайная электроподстанция на углу Большой Андроньевской и Школьной (ранее 1-я Рогожская). Построена в 1908 году.

Рогожская подстанция носила №5 и находилась недалеко от конечной остановки 23-го маршрута, что у Сенной площади (сейчас площадь Ильича). От Рогожской заставы тогда можно было доехать до Хамовников без пересадки. На Сенной толкался рынок — народу всегда масса, трамвай был необходим.

Здание более чем за 120 лет не поменяло назначение и даже номер. Это до сих пор тяговая электроподстанция №5.